О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

У Минобороны разыгрался аппетит

Правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам утвердила итоги тендера на разработку боевого самолета пятого поколения.

Как заявил глава Минпромнауки Илья Клебанов, головным исполнителем амбициозного проекта, призванного вооружить армию грозным самолетом-невидимкой и обеспечить дальнейшее присутствие России на мировом рынке авиатехники, станет компания "Сухой". В кооперации с ней также будут действовать ОКБ Яковлева и компания "МиГ".

Как сообщили газете "Время МН" в пресс-службе ОКБ "Сухой", уникальная боевая машина, способная взлетать с небольших аэродромов, быть невидимой для вражеских радаров, эффективно уничтожать как воздушные, так и наземные цели, должна быть подготовлена для серийного производства к 2008-2009 годам. Растянутость в сроках объясняется чрезвычайной дороговизной проекта. По словам гендиректора "Росавиакосмоса" Юрия Коптева, только на первом этапе затраты оцениваются в 1,5 млрд долларов. Это деньги, которые в ближайшие пять лет должны быть потрачены только для проведения научных и опытно-конструкторских работ. Стоимость исследований значительно удорожает то обстоятельство, что за время, которое прошло с начала разработки (еще при СССР) суховского истребителя пятого поколения С-37 Беркут и микояновского изделия 1.44, последние успели основательно устареть. В результате командование ВВС недавно объявило, что эти машины, хотя и прошли уже летные испытания, ни при каких обстоятельствах военным ведомством закупаться не будут. Таким образом, придется создавать практически новую модель, а это потребует значительных сроков и средств. Ни того, ни другого у Минобороны нет.

Новый самолет необходим России не только для поддержания боеспособности своих военно-воздушных сил. Продажа авиатехники составляет 60% всего отечественного оружейного экспорта (выручка от которого в прошлом году составила 4,4 млрд долл.), и без создания нового самолета уже к концу десятилетия России попросту нечего будет предложить иностранным клиентам. Как сказал в беседе с автором статьи гендиректор ОКБ "Сухой" Михаил Погосян, при том, что истребитель пятого поколения во многом ориентирован на экспорт, успешность затеи в целом все равно будет напрямую зависеть от главного заказчика - Минобороны. По его оценке, для того, чтобы производство нового самолета стало рентабельным, объем поставок должен быть не менее 500-600 машин, с отпускной стоимостью на мировом рынке порядка 35-40 млн долларов за каждую. Для своих вооруженных сил отпускная цена будет несколько ниже, однако и в этом случае, чтобы оживить залежавшийся на полках НИИ и КБ проект, военным придется основательно раскошелиться. Между тем практика последних лет показывает, что вопреки собственным широковещательным заявлениям о том, что альтернативы крылатому оружию нет, для того, чтобы оно появилось на свет, военное ведомство не делает практически ничего. Все, чего удалось достичь за последние годы, это поднять в воздух и облетать на разных режимах летающие лаборатории: имеющиеся в одном экземпляре самолет РСК МиГ и суховский прототип истребителя будущего с обратной стреловидностью крыла Беркут. Причем делалось это почти полностью за счет собственных средств компаний.

Военные же вместо денег ограничились выдачей двум ведущим самолетостроительным фирмам (ныне работающим почти полностью на зарубежных заказчиков) тактико-технических требований для перспективного самолета. Если все пойдет так и дальше, то до выполнения данных военным ведомством и уже кажущихся на этом фоне полумифическими обещаний о закупках сотен машин дело вряд ли когда-то дойдет.

Пока госзаказа в России хватает лишь на самое необходимое. Как заявил главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов, на вооружение дальней авиации страны по линии госзаказа в скором времени поступят три мощных стратегических бомбардировщика Ту-160.

В настоящее время эти ракетоносцы, строительство которых было начато еще во времена СССР, в разной степени готовности находятся в цехах Казанского авиационного производственного объединения (КАПО). Первая из машин, постройка которой финансируется в рамках гособоронзаказа-2002, будет передана военным уже в конце года. В результате завершения программы Россия будет располагать парком из восемнадцати сверхзвуковых бомбардировщиков, способных наносить высокоточные удары как ядерным, так и обычным оружием в любой точке планеты. Параллельно с достройкой новых самолетов на КАПО будет производиться модернизация уже эксплуатирующихся машин, в результате чего их ударная мощь возрастет в несколько раз. Ту-160 получат усовершенствованное бортовое оборудование и крылатые ракеты большой дальности нового поколения.

Реалии нашей экономики, как признает военное руководство страны, едва ли позволят России как минимум до 2010-х годов обзавестись стратегическими бомбардировщиками, сравнимыми с новейшими американскими невидимками В-2. Каждый из таких самолетов обходится бюджету Соединенных Штатов в 1 млрд долларов. Таких денег в нашей казне нет. Достройка в Казани трех ракетоносцев, оснащение 37-й воздушной армии (дальняя авиация) перспективными крылатыми ракетами, а также модернизация парка крылатых стратегов Ту-160 и Ту-95МС, как полагают в военном ведомстве, позволит России с минимальными затратами усилить свою воздушную мощь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время МН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка