О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Думать о будущем прямо сейчас"

"Волга-Днепр" проводит конкурс "Перспективный транспортный самолет 21 века". О его ходе рассказал заместитель технического директора группы компаний "Волга-Днепр" А.Арутюнов

Группа компаний "Волга-Днепр" на МАКС-2013 объявила о старте конкурса "Перспективный транспортный самолет 21 века". Студентам профильных ВУЗов и специалистам отраслевых НИИ предлагалось поделиться своим видением развития грузовой авиации. В конце мая примем работ заканчивается. О ходе конкурса "АвиаПорту" рассказал заместитель технического директора группы компаний "Волга-Днепр" Артем Арутюнов.

- Расскажите, пожалуйста, как возникла идея проведения конкурса?

- Наша компания всегда смотрит в будущее, и основной интерес сейчас направлен на то, какие грузы, на каких летательных аппаратах, в рамках какой бизнес-модели "Волга-Днепр" будет возить в долгосрочной перспективе. На сегодняшний день необходимость проектирования перспективного транспортного самолета для нас очевидна, и наша компания не остается в стороне от этой работы. Безусловно, мы взаимодействуем с разработчиками авиационной техники, делимся опытом эксплуатации тяжелого транспортного самолета, обосновываем свои требования к будущему самолету, однако нам любопытно видение и отдельных специалистов, научно-исследовательских коллективов по данному вопросу. Кроме того, как работодатель мы непосредственно заинтересованы в продвижении транспортной авиации среди молодежи. Поэтому было принято решение организовать научно-технический конкурс.

- Какие номинации есть в этом конкурсе, кто в нем может участвовать?

- В конкурсе могут принять участие все, у кого есть собственное видение или, может быть, даже проекты, касающиеся развития авиации. Возрастных ограничений нет: студенты, сотрудники научных и производственных предприятий. Также мы пригласили студенческие объединения и профессиональные компании.

Номинаций четыре: "Тенденции и прогнозы мирового рынка грузовых авиаперевозок (маркетинговые исследования)", "Формирование технического облика перспективного транспортного самолета 21 века", "Перспективные двигатели для тяжелых транспортных самолетов", "Бортовое радиоэлектронное оборудование для перспективных транспортных самолетов".

- Вы предъявляете какие-то общие требования к участникам конкурса?

- Основное требование к участникам - самостоятельность, системность мышления, общая конструкторская подготовка в сочетании с профессиональными знаниями и практическими навыками, а также способность свободно выражать свои суждения, пусть и очень смелые, в техническом плане. Естественно, мы предъявляем требования к уровню работ. Например, по номинации, связанной с техническим обликом самолета, - не ниже курсовой работы 101 кафедры МАИ "Проектирование самолетов". Это должна быть пояснительная записка, которая описывает самолет, перечень решаемых самолетом задач и включает общий вид - чертеж самолета, компоновку, что бы было понятно, как осуществляется погрузка, как размещается груз в транспортной кабине.

- Каков стимул для участников, что получит победитель конкурса?

- Победители конкурса в каждой номинации получат денежное вознаграждение и рекомендацию на работу в компании "Волга-Днепр", возможно, для участия в реализации предложенного проекта. Те, кто займут вторые и третьи места, получат поощрительные призы.

- Сколько работ поступило сегодня?

- На сегодняшний день их около двадцати, что совсем не плохо. Мы рады, что, в том числе, есть проекты, относящиеся к погрузо-разгрузочным комплексам, без чего невозможно представить транспортный самолет, как настоящего, так и будущего. Более того, есть работы из Украины, из Харьковского авиационного института.

- А по каким номинациям есть пробелы?

- По двигателям и БРЭО не поступило ни одной работы. Мы, откровенно говоря, надеялись на большую активность в эру электроники и робототехники. Во всех вузах есть кафедры проектирования двигателей летательных аппаратов, но нет ни одной заявки на участие.

- Вы рассчитываете на то, что работы еще поступят?

- Срок окончания конкурса все еще не настал. У нас прием заявок официально заканчивается 16 мая, но коридор мы оставим до конца месяца. В августе подведем итоги конкурса и определим победителей.

- С какими ВУЗами вы уже взаимодействуете?

- Это, конечно же, МАИ, МГТУ ГА, МАТИ. Интересную работу мы проводим с МГХПИ им. С.Г. Строганова, кафедрой дизайна транспортных средств. Это не проекты, конечно, а концепты летательных аппаратов, но мы увидели там любопытные задумки.

- На какие воздушные суда, на ваш взгляд, рыночная ниша просматривается лучше всего?

- Мне кажется, сейчас уже не нужно создавать сверхтяжелые самолеты, их время при существующей технологической базе прошло. Сколько нужно самолетов с грузоподъемностью 250 тонн? Два-три, не больше. В ближайшие 20-30 лет мы обойдемся классическими самолетами. Я вижу спрос на легкие транспортники, которые могли бы эксплуатироваться с неподготовленных ВПП с коротким взлетом-посадкой. Много мест в России и в мире, где востребована перевозка небольших грузов. Впоследствии я вижу возможность организации воздушных мостов с использованием грузовых дирижаблей. Такие тенденции есть, и очень высока вероятность их реализации уже в ближайшей перспективе.

- Есть ли конкретные требования и ожидания? Скорость, грузоподъемность, топливоэффективность, нормы по шуму?

- Тенденция в области грузовых перевозок показывает, что наиболее выгодным для перевозки грузов был бы летательный аппарат с максимальным объемом грузовой кабины, поэтому необходима оптимизация при проектировании транспортных самолетов и поиск компромиссов. Это вопрос для нас очень актуален, им надо заниматься. Безусловно, транспортный самолет будущего должен иметь высокую топливную эффективность, высокое аэродинамическое качество. Общее требование одно: это должен быть комплекс современных технических решений, которые позволят сделать самолет максимально экономичным и унифицированным для решения различных задач. Нельзя мыслить в узком коридоре. Мы не можем создавать самолет под одну задачу. Я убежден в том, что проектировать просто транспортный самолет неправильно. Самолет должен быть технической системой, включающей в себя номенклатуру погрузо-разгрузочных средств и обеспечивающей комплекс транспортно-логистических услуг. Должна быть широкая сфера применения: двойного назначения, или, к примеру, грузопассажирский. Нужна линейка самолетов, унифицированная в производстве в рамках легкого, среднего и тяжелого классов.

- Чем для вас является конкурс со стратегической точки зрения?

- Думать о будущем прямо сейчас, это и есть стратегическое планирование. Мы не хотим оказаться через 25-30 лет в ситуации, когда у нас не останется самолетов. В любом случае, все не должно заканчиваться на "Руслане" и Ил-76. Мы рассчитываем, что при помощи конкурса тренды в транспортной авиации станут для нас более понятны, и, возможно, это позволит нам сформировать полноценное техзадание, к примеру, для ОАК. Важно и то, что с помощью конкурса мы можем найти кадры, которые сделают планируемое нами будущее реальностью. В конкурсе будут победители, и мы не хотим их терять ни в коем случае!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка