О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В полете - робот

Состоявшийся 22 мая первый полет прототипа боевого беспилотного летательного аппарата (БЛА) X-45A открыл новую эру в развитии военной авиации. Некоторые эксперты пророчат такой технике главную роль в воздушных баталиях середины XXI века. В ходе первого вылета продолжительностью 14 минут была достигнута высота 2500 м и скорость 360 км в час. X-45A взлетел с авиабазы ВВС США Эдвардс (Калифорния) и приземлился в исследовательском центре НАСА Драйден. Как сообщают представители Пентагона и компании "Боинг милитэри эркрафт и миссайл системс", помимо летных данных 22 мая был проверен воздушно-наземный контур управления самолетом. Ожидается, что в 2002 г. X-45A совершит еще несколько испытательных полетов.

Программа создания боевых беспилотников (UCAV - Unmanned Combat Air Vehicle) продвигается совместно пентагоновским агентством ДАРПА, ВВС США, корпорацией "Боинг" и НАСА. Ее конечным результатом должно стать появление к 2010 г. в ВВС США полноценных боевых БЛА. Еще через пять лет после этого аналогичное оружие должен получить флот (программа UCAV-N, аппараты X-47A и X-47B). Максимального размаха программа UCAV достигнет в 2006 г. За первым экспериментальным X-45A, который построен в двух экземплярах, в 2005 г. последует его увеличенная версия X-45B (сравнительные характеристики представлены в таблице). Их испытают как в автономных полетах, так и во взаимодействии с пилотируемыми самолетами ВВС. Часть задач, связанных с проверками бортовых систем UCAV, будут отработаны на пилотируемом легком реактивном самолете Т-33. В рамках фазы демонстрации концепции планируется выполнить около 200 полетов, из которых половина придется на X-45A, а остальные - на X-45B. При этом последний рассматривается как опытный самолет, на базе которого будет создана строевая машина.

В частности, для него разработают элементы будущей боевой системы, такие, как контейнеры для хранения и переброски на самолетах C-5 (8 штук) или C-17 (4 штуки) и рабочие места операторов, каждый из которых сможет управлять четырьмя аппаратами в воздухе одновременно. X-45B будет иметь близкую к штатной авионику, два отсека вооружения, аппаратуру дозаправки в полете, системы РЭБ и спутниковой связи. На нем установят существенно более мощный двигатель - F404-GE-102D (вариант движка, установленного на истребителе-бомбардировщике F/A-18). Также планируется внедрить на X-45B существующие и перспективные технологии обеспечения малозаметности, которые на первом варианте самолета нашли свое отражение лишь в избранной компоновке. Из ключевых летных характеристик UCAV неопределенным остается радиус действия - открытые источники содержат информацию с большим разбросом - от 800 до 1600 км.

Представители ВВС и "Боинга" подчеркивают, что при работе над UCAV будет параллельно отрабатываться идеология "интеллектуальных беспилотных боевых действий". В настоящее время Пентагон планирует использовать системы, созданные на базе X-45, для решения двух задач:

- подавление системы противовоздушной обороны (как говорят в США, задача первого дня войны);

- нанесение ударов по целям, прикрытым сильной ПВО.

В обоих случаях планируется использовать беспилотники для немедленных действий на удаленных ТВД (заданное время развертывания системы на любом аэродроме планеты - 32 часа, готовность к взлету после переброски - 75 минут).

По мере развития боевых БЛА и разработки концепции их применения спектр решаемых ими задач планируется расширить. Американские аналитики подчеркивают, что идеология боевого использования беспилотников, вытекающая из характера войн будущего, пока является неопределенной, а собственно технические проблемы создания UCAV представляются менее сложными. Считается, что испытания X-45 позволят решить эту проблему.

Кроме того, существенным разделом исследований будет выявление роли "человеческого фактора" в управлении боевыми беспилотниками, который станет ключевым при переходе от ударных задач к задачам чисто истребительным. Важно отметить, что UCAV - это не просто дистанционно пилотируемый самолет. Он будет наделен довольно мощным интеллектом, который позволит без вмешательства оператора решить многие задачи, такие, как распознавание целей, уклонение от атак, взаимодействие с другими ЛА, применение авиационных средств поражения, использующих информацию космической радионавигационной системы НАВСТАР. Отметим, что X-45B рассматривается его разработчиками как первый шаг к созданию автономных боевых беспилотных комплексов.

Ряд положений концепции использования боевых БЛА уже сформулирован (например, в статье Анатолия Ганноты, "НВО" # 3 за 2001 г.). Речь, в частности, идет о формировании единого для всей группировки своих сил и средств информационного пространства, в котором будут оптимально реализовываться сильные стороны каждого вида ВВТ. В этой связи отмечается, что основные технические проблемы создания UCAV лежат в плоскости бортового оборудования и искусственного интеллекта, а не в сфере проектирования собственно ЛА, которое базируется на уже существующих технологиях.

Эксперты утверждают, что по своим летным характеристикам беспилотник при прочих равных всегда будет превосходить пилотируемый самолет. Его маневренные качества не ограничиваются физиологией человека, отсутствие пилота существенно уменьшает массу и расширяет пространство компоновочных решений. Относительная малоразмерность боевых БЛА облегчает решение проблемы заметности. Немаловажно и то, что беспилотная авиация позволяет решить крайне болезненную для развитых стран проблему риска для жизни летчиков.

Наконец, важнейшее, по мнению западных экспертов, преимущество БЛА лежит в финансовой плоскости. В ВВС США считают, что при соизмеримой боевой эффективности ударный беспилотник будет вдвое дешевле F-16CJ (этот самолет сегодня является основным средством для решения задачи подавления ПВО) и втрое дешевле, чем JSF. Кроме того, разрабатываемый UCAV гораздо менее требователен к системе базирования и обслуживания. Например, в течение всего срока службы (10 лет) он будет храниться в аэротранспортабельном контейнере.

Новый импульс развитию БЛА дала афганская кампания, где впервые использовался ударный вариант разведчика RQ-1 "Предатор". В то же время и этот аппарат, и его перспективная версия - "Предатор-B" коренным образом отличаются от будущего UCAV (см. таблицу). Эти низкоскоростные, легкие, маломаневренные ЛА не способны выживать в условиях противодействия даже не очень эффективной ПВО, что и было продемонстрировано в ходе балканской войны 1999 г. В сущности, как ударный самолет "Предатор" является оружием для антитеррористической операции, в то время как X-45 - аппарат для высокотехнологичных боевых действий высокой интенсивности. Зарубежные эксперты, в частности, отмечают, что UCAV должен обеспечить подавление системы ПВО, основанной на зенитных ракетных системах С-300ПМУ, С-400 и, как указал журнал "Авиэйшн Уик энд Спэйс Технолоджи", С-500.

О растущем интересе к беспилотникам говорит и то, что ассигнования на их создание в 2003 г. по итогам афганской кампании были увеличены на 1 млрд. долл. Ныне в ВС США насчитывается примерно 200 БЛА, в основном разведывательных. В ближайшие 5 лет их число должно достичь 500.

Любопытно, что на последних авиационных выставках (например, на ILA"2002 в Берлине) заметны первые усилия по маркетингу UCAV. Причем проводит его не корпорация "Боинг", а ВВС США. Однако пока в качестве потенциальных членов программы называется лишь ближайший союзник Вашингтона - Великобритания. Лондон в настоящее время изучает, может ли UCAV прийти в 2018-2020 гг. на замену "Торнадо" в рамках перспективной программы FOAS (наступательная воздушная система будущего). На фоне глобальной кампании по привлечению иностранных участников к проекту JSF такая тактика дает основание предположить, что боевые беспилотники - более закрытая и чувствительная для национальной безопасности США тема.

Очевидно, перспектива появления боевых БЛА (особенно в свете ускорения работ по этой тематике и в США, и в Западной Европе) не может не учитываться при работе над отечественным истребителем пятого поколения. Конечно, прямой перенос западных программ на российскую почву вряд ли уместен, однако анализ возможностей ударных беспилотных ЛА, безусловно, необходим. Приведем лишь одну идею, высказанную руководителем Раменского ПКБ Гиви Джанджгавой, который предложил создавать ударные БЛА на базе истребителей 4-го поколения.

Другой аспект проблемы связан с ответом на вопрос: насколько быстро за рубежом удастся создать полноценный беспилотный истребитель, способный действовать автономно или в комплексе с пилотируемыми самолетами? Ответ на него зависит от прогноза развития бортового оборудования, оружия и искусственного интеллекта - то есть тех направлений, в которых Россия по традиции отстает от Запада. Цена ошибки весьма велика - в случае неверного решения отечественный самолет пятого поколения, который планируется ускоренно создавать за счет отказа от многих других программ, столкнется в воздухе с роем не менее эффективных, но более дешевых (а значит и многочисленных) истребителей-роботов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка