О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Можно ли сбить самолет Владимира Путина?

Террористы всех стран и мастей давно уже "полюбили" самолеты. Они угоняют их, захватывая пассажиров в заложники, они взрывают их на большой высоте, а 11 сентября прошлого года фанатики использовали пассажирские лайнеры с людьми на борту как крылатые ракеты. Этот трагический пример, к счастью, - исключение из печальных правил: обычно террористы пытаются "просто" уничтожить лайнер в воздухе, когда он наиболее уязвим. Но сегодня террористам становится все сложнее применять свое традиционное оружие - взрывное устройство, подложенное в багаж или пронесенное в салон, - во всех аэропортах планеты после терактов 11 сентября 2001 года принимаются беспрецедентные меры безопасности. Но это вовсе не значит, что пассажирская авиация избавлена от террористической угрозы. Ведь практически ничто не мешает экстремистам атаковать беззащитные пассажирские лайнеры зенитными ракетами.

За последние 30 лет ракетами класса "земля-воздух" сбито около десятка пассажирских самолетов. Правда, ни в одном из этих случаев не просматривается вина экстремистских террористических организаций - все инциденты, в том числе и недавнее уничтожение над Черным морем российского Ту-154 украинской ракетой, связаны с ошибками или сознательными провокационными действиями военных. Тем не менее эксперты полагают, что угроза применения ракет по пассажирским самолетам возрастает. Более того, вполне реальным становится использование этого оружия террористами.

Дело в том, что сегодня стало практически неконтролируемым распространение по всему миру переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Начало этому положил более двух десятилетий назад Вашингтон, снабжавший таким оружием моджахедов в годы афганского похода Советской армии. Сегодня в мире производится несколько десятков образцов такого оружия. Наиболее известны американский "Стингер" и российская "Игла". Они, как и большая часть подобных комплексов, оснащены инфракрасными головками самонаведения. Статистика говорит, что такими ракетами уничтожено 80% летательных аппаратов, потерянных в конфликтах последних 20 лет.

Переносные ракетные комплексы - легкие, небольшие, простые в обслуживании и использовании - идеальное оружие террористов. И они давно оценили его - причем не только чеченские боевики и экстремисты "Аль-Каиды". В феврале 2002 г. в Испании в прессу просочилась информация о том, что несколько "Стингеров" приобрели представители баскской сепаратистской организации ЭТА.

По мнению спецслужб, главной целью террористов должны стать президентские самолеты. Потрясающая неуязвимость самолета президента в одноименном фильме с участием Гаррисона Форда, похоже, не более правдоподобна, чем "заговоренность" киношных супергероев от пуль и снарядов. Специалисты считают, что спецсамолеты государственных лидеров по большому счету так же уязвимы для переносных ракетных комплексов, как и все прочие пассажирские лайнеры.

Растущее беспокойство служб безопасности по этому поводу породило спрос на системы защиты самолетов от ракетной атаки. На спрос, как и полагается, откликнулись предложением разработчики и производители. И первыми это сделали российские специалисты. В российской экспозиции на недавнем берлинском авиасалоне ILA"2002 "Рособоронэкспортом" была представлена лазерная система постановки помех для защиты от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Эта техника и ее разработчик - самарское КБ автоматических систем - окружены завесой секретности. На салоне не было даже представлено ее рабочее название, и она фигурировала на стенде под английской аббревиатурой ALJS - airborne laser jamming system.

Естественно, что подобная техника создается не только в России. Известно, что аналогичными системами планируется оснащать перспективные американские и европейские истребители. Сенсация заключается в том, что российские предприятия рекламировали гражданский вариант ALJS.

Аппарат выполнен в виде подвесного контейнера массой 300 кг, где размещается главный компонент всей системы - химический лазер, использующий энергию, которая выделяется при взаимодействии дейтерия с фтором (именно такие устройства, правда, гораздо более мощные, проектируются в рамках создания лазерных противоракетных и противоспутниковых систем). В том же контейнере размещена и обеспечивающая аппаратура.

В случае пуска ракеты противника датчики ALJS немедленно обнаруживают ее, после чего соответствующая система следит за полетом ракеты: сначала по факелу двигателя, затем - по нагретой головной части. После входа ракеты в зону действия лазера он облучает атакующую ракету на частоте, близкой к рабочей частоте головки самонаведения ракеты. В результате последняя "теряет из виду" самолет и захватывает источник излучения, поскольку он "ярче". Сигнал ALJS модулирован по частоте в соответствии со специальным алгоритмом, что позволяет исказить в системе наведения ракеты истинное положение защищаемого самолета и увести ее с траектории.

По данным, заявленным разработчиками, ALJS должна успевать последовательно поразить две одновременно атакующие ракеты. Вероятность обнаружения и взятия целей на сопровождение оценивается в 90%. Вероятность подавления головки самонаведения полуторасекундным лазерным залпом - 80%. Для защиты лайнера со всех направлений потребуется два контейнера.

Новой техникой уже заинтересовались зарубежные покупатели из неспокойных регионов планеты. Однако купить ее пока нельзя. Потенциальным заказчикам предлагается раскошелиться и оплатить комплекс опытно-конструкторских работ, в результате которых они получат опытную партию изделий, адаптированную к их самолетам. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что система, подобная ALJS, не будет эффективна против наиболее современных вариантов ПЗРК, использующих в качестве датчиков миниатюрные тепловизоры. Да и степень отработанности рекламируемой техники неизвестна. Источники "НГ" говорят, что до создания боевых вариантов еще далеко. Поэтому, пока идет торг с зарубежными партнерами по совместному созданию новой системы защиты, президент страны не может летать спокойно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка