Независимая газета
31 мая 2002, 12:14
Можно ли сбить самолет Владимира Путина?
За последние 30 лет ракетами класса "земля-воздух" сбито около десятка пассажирских самолетов. Правда, ни в одном из этих случаев не просматривается вина экстремистских террористических организаций - все инциденты, в том числе и недавнее уничтожение над Черным морем российского Ту-154 украинской ракетой, связаны с ошибками или сознательными провокационными действиями военных. Тем не менее эксперты полагают, что угроза применения ракет по пассажирским самолетам возрастает. Более того, вполне реальным становится использование этого оружия террористами.
Дело в том, что сегодня стало практически неконтролируемым распространение по всему миру переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Начало этому положил более двух десятилетий назад Вашингтон, снабжавший таким оружием моджахедов в годы афганского похода Советской армии. Сегодня в мире производится несколько десятков образцов такого оружия. Наиболее известны американский "Стингер" и российская "Игла". Они, как и большая часть подобных комплексов, оснащены инфракрасными головками самонаведения. Статистика говорит, что такими ракетами уничтожено 80% летательных аппаратов, потерянных в конфликтах последних 20 лет.
Переносные ракетные комплексы - легкие, небольшие, простые в обслуживании и использовании - идеальное оружие террористов. И они давно оценили его - причем не только чеченские боевики и экстремисты "Аль-Каиды". В феврале 2002 г. в Испании в прессу просочилась информация о том, что несколько "Стингеров" приобрели представители баскской сепаратистской организации ЭТА.
По мнению спецслужб, главной целью террористов должны стать президентские самолеты. Потрясающая неуязвимость самолета президента в одноименном фильме с участием Гаррисона Форда, похоже, не более правдоподобна, чем "заговоренность" киношных супергероев от пуль и снарядов. Специалисты считают, что спецсамолеты государственных лидеров по большому счету так же уязвимы для переносных ракетных комплексов, как и все прочие пассажирские лайнеры.
Растущее беспокойство служб безопасности по этому поводу породило спрос на системы защиты самолетов от ракетной атаки. На спрос, как и полагается, откликнулись предложением разработчики и производители. И первыми это сделали российские специалисты. В российской экспозиции на недавнем берлинском авиасалоне ILA"2002 "Рособоронэкспортом" была представлена лазерная система постановки помех для защиты от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Эта техника и ее разработчик - самарское КБ автоматических систем - окружены завесой секретности. На салоне не было даже представлено ее рабочее название, и она фигурировала на стенде под английской аббревиатурой ALJS - airborne laser jamming system.
Естественно, что подобная техника создается не только в России. Известно, что аналогичными системами планируется оснащать перспективные американские и европейские истребители. Сенсация заключается в том, что российские предприятия рекламировали гражданский вариант ALJS.
Аппарат выполнен в виде подвесного контейнера массой 300 кг, где размещается главный компонент всей системы - химический лазер, использующий энергию, которая выделяется при взаимодействии дейтерия с фтором (именно такие устройства, правда, гораздо более мощные, проектируются в рамках создания лазерных противоракетных и противоспутниковых систем). В том же контейнере размещена и обеспечивающая аппаратура.
В случае пуска ракеты противника датчики ALJS немедленно обнаруживают ее, после чего соответствующая система следит за полетом ракеты: сначала по факелу двигателя, затем - по нагретой головной части. После входа ракеты в зону действия лазера он облучает атакующую ракету на частоте, близкой к рабочей частоте головки самонаведения ракеты. В результате последняя "теряет из виду" самолет и захватывает источник излучения, поскольку он "ярче". Сигнал ALJS модулирован по частоте в соответствии со специальным алгоритмом, что позволяет исказить в системе наведения ракеты истинное положение защищаемого самолета и увести ее с траектории.
По данным, заявленным разработчиками, ALJS должна успевать последовательно поразить две одновременно атакующие ракеты. Вероятность обнаружения и взятия целей на сопровождение оценивается в 90%. Вероятность подавления головки самонаведения полуторасекундным лазерным залпом - 80%. Для защиты лайнера со всех направлений потребуется два контейнера.
Новой техникой уже заинтересовались зарубежные покупатели из неспокойных регионов планеты. Однако купить ее пока нельзя. Потенциальным заказчикам предлагается раскошелиться и оплатить комплекс опытно-конструкторских работ, в результате которых они получат опытную партию изделий, адаптированную к их самолетам. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что система, подобная ALJS, не будет эффективна против наиболее современных вариантов ПЗРК, использующих в качестве датчиков миниатюрные тепловизоры. Да и степень отработанности рекламируемой техники неизвестна. Источники "НГ" говорят, что до создания боевых вариантов еще далеко. Поэтому, пока идет торг с зарубежными партнерами по совместному созданию новой системы защиты, президент страны не может летать спокойно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Летние рейсы "России" Красноярск - Южно-Сахалинск
Май 3, 2024
В Курумоче экстренно сел самолет "Узбекских авиалиний"
Май 3, 2024
В апреле аэропорт Рощино обслужил более 200 тысяч пассажиров