Московский центр автоматизированного управления воздушным движением
30 июля 2014, 09:44
Все проблемы новой структуры воздушного пространства в Москве
Первичная профсоюзная организация филиала "МЦ АУВД" Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России направил свое обращение А.В.Нерадько
воздушного транспорта
А.В.Нерадько
Копия:
Генеральному директору
ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"
И.Н.Моисеенко
Уважаемый Александр Васильевич!
В соответствии с Планом мероприятий по переходу от существующей к новой структуре воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД (далее - НСВП), утвержденного Минтрансом России, 19.03.2012 ФГУП "ГосНИИ Аэронавигации" была разработана новая структура воздушного пространства МЗ ЕС ОрВД на основании договора с ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Следующим шагом являлся аудит НСВП компанией "Джеппесен Сандерсон, Инк", который проводился в течение 120 дней.
На момент проведения данного аудита необходимые данные по структуре воздушного пространства, предусмотренные договором, были переданы Исполнителю не в полном объеме, ввиду недоработки ФГУП "ГосНИИ Аэронавигации". Таким образом, аудит структуры Московской зоны был проведен без учета:
- Схем вылета, прилета, заходов на посадку для аэродромов государственной и экспериментальной авиации (Раменское, Луховицы, Чкаловский, Кубинка, Ермолино и др.), а также аэродрома совместного базирования Остафьево, расположенного в непосредственной близости к основным аэродромам МАУ.
Для возможности выполнения полетов на данные аэродромы в условиях НСВП необходима переработка маршрутов вылета, прилета и захода на посадку. - Альтернативных маршрутов на случай действия зон ограничения полетов и запретных зон, а также маршрутов перелета с одного аэродрома МАУ на другой.
Отсутствие данных маршрутов не позволило провести полноценную оценку структуры с учетом того, как будут выполняться внутризональные полеты и полеты на другие аэродромы МАУ, а также оценить их влияние на пропускную способность. В настоящий момент в НСВП разработаны только маршруты для транзитных потоков и вылета/прилета лишь для трех основных аэродромов МАУ. Не определены точки входа и выхода в районы остальных аэродромов МАУ. - Схем захода на посадку по наземным средствам наведения для необорудованных ВС.
Отсутствие таких маршрутов приведет к повышению нагрузки на экипажи и диспетчеров обслуживания воздушного движения (далее - ОВД), а соответственно, к уменьшению пропускной способности аэродромов МАУ. - Альтернативного наземного оборудования для возможности бесперебойного выполнения полетов в условиях зональной навигации по тем же маршрутам в случае нестабильной работы или отказа спутникового оборудования, как рекомендует международная практика ИКАО.
Соответственно, НСВП была промоделирована не в полном объеме, что может привести к необходимости значительной доработки структуры в целом, и может потребовать дополнительные сроки.
Предположительно, что орган ОВД будет определять приоритетность оборудованных и неоснащенных необходимым оборудованием ВС на этапе планирования или по факту. Остается не ясным, как этот вопрос будет решаться с эксплуатантами воздушного пространства, и какова будет их реакция?
Помимо этого, независимая экспертиза проводилась в идеальных (штилевых) условиях для полетов воздушных судов (не отрабатывались сценарии закрытия аэропортов в связи с литерными рейсами, а также наличие сложных метеоусловий и других сбойных ситуаций).
По результатам моделирования компания Джеппесен сделала следующие выводы:
1. Даже несмотря на то, что НСВП имеет некоторые качества, которые позволят повысить эффективность эксплуатации, структура, в целом, имеет невысокий уровень безопасности и эффективности и требует доработки.
2. Имитационное моделирование подтвердило наличие конфликтов в воздушном пространстве и чрезмерную необходимость вмешательства диспетчера ОВД для организации эшелонирования воздушных судов.
3. Чрезмерная протяженность траекторий полетных процедур, вследствие их сложности, приводит к предельной нагрузке системы ОрВД.
4. Во многих случаях траектории процедур прибытия, захода на посадку и вылета пересекаются и не разведены по высоте.
К примеру, подобная ситуация в аэропорту Внуково является вопросом безопасности, потому что траектории процедур вылета и прилета пересекаются (не разведены по высоте с учетом минимальных безопасных интервалов), повышая тем самым возможность возникновение конфликтной ситуации. Процедура вылета является сложной, чрезвычайно неэффективной и значительно увеличивает протяженность траектории, что приводит к увеличению уровня расхода топлива и выбросов в атмосферу, рабочей нагрузки диспетчеров ОВД, не говоря уже о рисках, связанных с безопасностью полетов.
Таким образом, проанализировав 126 процедур вылета, прибытия и захода на посадку, применяемых в трех основных аэропортах МАУ, компания Джеппесен обнаружила 595 конфликтов, связанных с подобными пересечениями.
5. Не обнаружены показатели, подтверждающие принятие в расчет летно-технических характеристик воздушных судов при разработке НСВП.
6. В случае внедрения такой структуры воздушного пространства потребуется проведение масштабного обучения авиационного персонала. Для реализации такой сложной системы, для начинающих пользователей процедур зональной навигации, авиадиспетчеров или летных экипажей, требуется базовое обучение и переподготовка по принципам зональной навигации и соответствующие допуски.
После окончания независимой экспертизы ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" организовала мероприятия по полунатурному моделированию НСВП на диспетчерском тренажере. За это время структура воздушного пространства была значительно переработана:
- окончательный вариант НСВП в части Московского узлового диспетчерского района (далее - МУДР) по прежнему включает в себя маршруты обслуживания воздушного движения (прилет, вылет, полет транзитом) только для 3-х аэродромов - Внуково, Домодедово, Шереметьево.
- не получены ответы от авиационных начальников аэродромов государственной и экспериментальной авиации (Раменское, Луховицы, Чкаловский, Кубинка, Ермолино и др.), а также Остафьево на обращение об установлении точек входа и выхода в/из района аэродрома.
- на диспетчерском тренажере филиала "МЦ АУВД" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на сегодняшний день продолжается моделирование НСВП, но не комплексно, а лишь отдельно взятыми диспетчерскими секторами, что не позволяет оценить потенциал данной структуры в части пропускной способности МАУ.
- предложенная разработчиком диспетчерская секторизация обслуживания воздушного движения в НСВП может создать реальную угрозу безопасности полетов при возникновении нештатных ситуаций, которые могут повлечь непредсказуемое изменение маршрута полета, а именно:
- опасные для полета метеоявления;
- аварийные ситуации, связанные с отказами и неисправностями на борту ВС на любом этапе полета в МУДР;
- закрытие аэродрома для приема ВС, смена рабочего курса посадки;
- уход ВС на второй круг и на запасной аэродром;
- необходимость обеспечения деятельности государственной авиации, связанной с пересечением зон секторов УВД.
Результатом моделирования НСВП, в соответствии с принятыми решениями Минтранса, должна стать диспетчерская оценка на ее пригодность к применению для целей обслуживания воздушного движения, которая может быть получена только после проведения моделирования, приближенного к реальному ОВД (с учетом безопасного разрешения нештатных ситуаций).
Эксплуатанты (летный персонал авиакомпаний, выполняющий полеты на аэродромы МУДР) до настоящего времени практически не имеют представления о планируемой к внедрению НСВП. По результатам проведенных в МЦ АУВД рабочих совещаний с участием эксплуатантов и демонстрацией структуры на диспетчерском тренажере выявились следующие недостатки:
- удлинение маршрутов прибытия. Например, для Домодедово это от 100-150км с юга и востока и 200-250км с запада и севера, что увеличивает полетное время на 20-30 минут, что равно 1000-1500 кг затраченного топлива для каждого рейса. Это может привести к значительным издержкам и даже невозможности выполнения полетов на ныне задействованных (необорудованных для зональной навигации) типах воздушных судов. При этом нет никакой гарантии, что в случае соблюдения процедур, воздушное судно не будет направлено в зону ожидания;
- отсутствие альтернативных маршрутов прибытия, так как все маршруты основаны только на зональной навигации;
- уходы на второй круг, например, в Домодедово станут неоправданно протяженными;
- очень сложная и неоптимизированная с точки зрения пользователя структура воздушного пространства.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями нормативных документов, минимальный объем стажировки диспетчера для получения допуска к работе составляет 160 часов. При этом стажировка должна проводиться под руководством инструктора (имеющего допуск к работе на данном секторе) и непосредственно на реальном рабочем месте. Подготовленных инструкторов нет, рабочие места будут организованы только на диспетчерском тренажере. Проблема была обозначена почти год назад, решения нет.
8.Для достижения целевой пропускной способности, с внедрением зональной навигации в НСВП целесообразно изменить нормы эшелонирования воздушного движения в Российской Федерации путем их сокращения. Также для внедрения новой структуры необходим переход на использование при выполнении полетов по давлению приведенному к уровню моря (QNH) с учетом указания абсолютных высот в футах. Хотелось бы отметить, что в настоящий момент политическое решение на официальном уровне не принято, нормативно-правовая база РФ не доработана.
9.С предполагаемой к внедрению НСВП так же не ознакомлены все заинтересованные стороны: авиационные начальники аэродромов, главнокомандующие аэродромов госавиации, центр аэронавигационной информации гражданской авиации (ЦАИ ГА) и др. Помимо этого, до конца не решен вопрос взаимодействия с государственной и экспериментальной авиацией.
10.Не доработана нормативно-правовая база Российской федерации с учетом внедрения новой структуры в части изменения норм эшелонирования воздушного движения, применения документа ИКАО 9613 "Руководство по навигации основанной на характеристиках", оценки безопасности полетов, а также в Российской Федерации утверждены не все навигационные спецификации, планируемые к внедрению. Помимо этого не внесены изменения в приказ Минтраса в части корректировки запретных зон и зон ограничений полетов с учетом перехода на QNH, что является критически важным моментом.
11.В виду отсутствия квалифицированного персонала во ФГУП "ГосНии Аэронавигация" по кодированию баз данных в соответствии с форматом ARINC 424 для автоматизированной передачи данных, как для моделирования, облетов, так и для загрузки в бортовые базы данных, как этого требуют документы ИКАО, процедуры вылета, прибытия и захода на посадку не были представлены в требуемом формате. Это привело к ручному вводу всех процедур в летный и диспетчерский тренажеры, что нарушило целостность, точность информации и требования по качеству. На сегодняшний день вопрос ввода данных в необходимом формате не решен.
На основании изложенного, а также в связи с тем, что для перехода на новую структуру воздушного пространства в настоящее время отсутствует необходимое количество диспетчерского персонала, прошу Вас рассмотреть вопрос о переносе сроков перехода до полного устранения выявленных замечаний и полного доукомплектования диспетчерского состава.
Председатель ППО филиала "МЦ АУВД" ФПАД России, Вице - президент ФПАД России А.А.Булин...
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 27, 2024
Аэрофлот публикует финансовые результаты за 1 квартал 2024 года по РСБУ
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 27, 2024
В США создадут новый самолет "Судного дня"