ЯСИА
25 августа 2014, 12:39
Сергей Файбушевич: История освоения Ту-154 в Якутии
В День воздушного флота России авиакомпания "Якутия" торжественно завершила эксплуатацию самолетов Ту-154. Начало полетов этих лайнеров ознаменовало новую эпоху в истории якутской авиации - время активного расширения географии полетов из Якутска
В 1983 году Якутский авиаотряд получил самолет Ту-154 - первый в Якутии. Я в то время как раз переучился на этот тип воздушного судна, прошел курс переподготовки в Ульяновске. Был составлен масштабный план по освоению самолета. Через 2 года такой же план составлялся для модификации Ту-154М с новыми двигателями. Объем работы был большим, так как подготовка велась не только летной службой, были привлечены авиационно-техническая база, служба перевозок, служба радиотехнического обеспечения полетов, служба бортпроводников, отдел спецтранспорта. Все подразделения были задействованы и составляли свои планы, которые затем сводились в один общий. В то время из Москвы часто приезжали комиссии, проверявшие степень готовности нашего предприятия к освоению лайнера Ту-154. Как мы видим сегодня, спустя 30 лет, все это прошло успешно.
Конечно, к летному составу предъявлялись высокие требования. Командиром самолета Ту-154 мог стать пилот 1 класса, с высшим образованием. А также кандидат должен был быть членом партии. Поэтому в составлении плана принимал участие партийный комитет. Жесткий отбор проводился среди пилотов, штурманов и бортинженеров.
У меня сохранились копии документов - акта о проверке готовности якутского предприятия к приему Ту-154 на постоянное базирование, плана мероприятий по устранению недостатков и копия списка кандидатов на должности командного состава вновь создаваемого подразделения. Сейчас эти бумаги представляют историческую ценность.
Сегодня Ту-154 морально устарел по показателям топливной эффективности, т.е. для полетов требуется большой расход топлива. Современные самолеты, например, Боинг 757-200, расходуют примерно на 2 тонны в час меньше, чем "тушки". Поэтому авиакомпании переходят на более экономичные воздушные суда. К тому же, развал системы отечественной авиационной промышленности после распада Советского Союза, стал дополнительным фактором для перехода на иностранную технику.
Но в наше время появились российские самолеты: Сухой Суперджет 100, Ту- 204, Ту-214 - современные лайнеры, которые не уступают зарубежным.
Когда пришло указание получить самолет, у нас уже был подготовлен экипаж во главе с двумя командирами Виктором Лондкевичем и Дмитрием Шамаевым. Я вылетел навстречу экипажу в Новосибирск, чтобы лететь с ними обратно в качестве сопровождающего. В столице республики нас ожидала торжественная встреча.
Первые пассажирские рейсы, которые выполнялись из Якутска на Ту-154 были по маршрутам Якутск - Иркутск, Якутск - Хабаровск, Якутск - Новосибирск. Маршрут Якутск - Москва - один из самых длинных для этого типа самолета - появился примерно в 1985 году, когда был получен Ту-154М. До этого полеты в столицу страны выполнялись с пересадкой в Новосибирске. Тогда же начались рейсы в Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар.
В заключение могу сказать, что общероссийской тенденцией является переход на иностранную авиатехнику в связи с ее большей эффективностью. Получается, что устаревшие типы самолетов выводятся из эксплуатации вместе с летным составом, что создает дефицит кадров. Выражу пожелание для отечественной авиации в целом - сосредоточиться на создании современных российских самолетов. А также хотелось бы, чтобы были восстановлены аэродромы, ныне неиспользуемые, таким образом возобновились авиаперевозки в отдаленные районы....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЯСИА». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции