Российская газета
25 сентября 2014, 19:51
США не передадут Южной Корее стелс-технологии
Сеул определился по поводу закупки 40 истребителей F-35, которые заменят до сих пор находящиеся на вооружении южнокорейских ВВС устаревшие машины F-4 и F-5. Боевые самолеты будут закуплены в четыре захода в период с 2018 по 2021 г.
Американский производитель самолетов концерн Lockheed Martin согласился передать корейцам ряд технологий, которые будут использованы Сеулом для создания собственного истребителя в рамках проекта KF-X. В Корее также не исключили возможности приобретения еще двадцати F-35. Правда, многие эксперты назвали условия сделки невыгодными для Сеула, а передаваемые технологии - не относящимися к категории ключевых.
Напомним, что правительство Республики Корея проводило тендер на второй этап обновления парка боевых самолетов для ВВС страны. Проект носит название F-X. Сеул собирался закупить 60 боевых машин, на что выделено 8 триллионов 300 миллиардов вон (7,45 миллиарда долларов). Это самый крупный оборонный заказ Южной Кореи за всю послевоенную историю, из-за чего его назвали "контрактом века". С самого начала было три претендента: американский концерн Lockheed Martin, предлагавший истребитель F-35 А, также представляющий США Boeing с самолетом F-15 SE Silent Eagle и европейский концерн EADS с машиной Eurofighter Tranche 3 Typhoon. До финального этапа дошел только Boeing. Lockheed Martin выбыл из-за чрезмерно высоких цен на свои истребители, а EADS - из-за невыполнения требований тендера. Однако Сеул отказался и от F-15 SE, сославшись на не самые лучшие характеристики этих самолетов. Тендер было решено провести с самого начала, но вскоре было признано, что только F-35 удовлетворяют предъявленным требованиям. В итоге Сеул решил закупить F-35 А без тендера, сократив количество приобретаемых машин до 40 штук.
План, детализирующий все условия приобретения Южной Кореей 40 истребителей-невидимок F-35 A, был одобрен в ходе состоявшегося вчера вечером под председательством министра обороны Хан Мин Гу заседания Исполкома Агентства программ оборонных закупок (АПОЗ) Кореи.
"Наш план следующий: самолеты будут закупаться партиями по 10 штук в период с 2018 по 20121 гг.", - заявил журналистам директор Управления авиации АПОЗ Чон Гван Сон.
Итоговая сумма сделки - 7 триллионов 341,8 миллиарда вон или более 7 миллиардов долларов. Таким образом, каждый самолет обойдется Сеулу почти в 120 миллионов долларов (121,1 миллиарда вон). Общая сумма расходов будет потрачена на приобретение самих самолетов (66 процентов суммы), логистику и обслуживание (26 процентов) и на вооружение и строение необходимых объектов инфраструктуры (8 процентов).
Кроме того, американская компания Lockheed Martin согласилась передать корейцам технологии в 17 отраслях, которые Сеул намерен использовать для реализации проекта KF-X "Порамэ". Данный проект предусматривает создание Южной Кореей собственного боевого истребителя пятого поколения.
Запланировано, что первые корейские "истребители будущего" поступят на вооружение в 2025 г. В общей сложности на проект KF-X выделено 8,5 триллиона вон (8,1 миллиарда долларов), из которых 60 процентов инвестирует правительство Кореи, 20 процентов - правительство Индонезии, а оставшиеся 20 процентов - частные компании. Планируется построить всего 120 таких машин.
Южнокорейцы также не исключили возможности, что они приобретут еще 20 американских F-35, так как в общей сложности для второго этапа перевооружения ВВС требуется 60, а не 40 машин. "Мы решим позже, будут ли остальные 20 также F-35 или это будут иные самолеты", - добавил Чон Гван Сон.
Пресс-секретарь АПОЗ Пэк Юн Хён добавил, что переговоры с американской стороной по поводу всех деталей сделки велись в очень напряженном режиме с марта по сентябрь. Итоговое соглашение с Lockheed Martin правительство Южной Кореи подпишет через несколько дней.
Правда, с самого начала вызвавший множество скандалов и споров проект закупки зарубежных истребителей и на этот раз попал под огонь критики. Многие эксперты указали на то, что американцы навязали корейцам невыгодные условия.
Во-первых, у многих вызвала удивление необходимость платить правительству США что-то вроде "налога на сделку" в размере 4,35 процента суммы. Это составило около 200 миллионов долларов. В этот "налог" вошли "расходы на управление" (3,5 процента) и "расходы на обеспечение контракта" (0,85 процента), которые обязаны платить все страны, которые приобретают у США стратегические виды вооружений по системе FMS (Foreign Military Sales). Для разных союзников США выставляют разные размеры этого "налога" в зависимости от степени союзнических отношений. Так, для стран-членов НАТО, а также Японии, Австралии и Новой Зеландии самый низкий налог. В частности, "расходы на обеспечение контракта" могут быть вообще отменены. Для корейцев же назначили весьма высокий "налог", что и спровоцировало обвинения в адрес правительства Юга, что оно "заплатило, не торгуясь, уступив давлению США".
Кроме того, удивление вызвал и тот факт, что Сеул к своим 40 истребителям F-35 заказал только один запасной двигатель, тогда как обычно для подобной партии берут 3-5 запасных двигателей.
По поводу же передаваемых Lockheed Martin Корее технологий специалисты отмечают, что американцы так и не пошли на уступки Сеулу и не стали передавать ему ключевые технологии, которые требуются Корее для создания собственного истребителя в рамках проекта KF-X "Порамэ". В частности, в список не вошло главное направление - технологии "невидимости", которые позволяют существенно уменьшить обнаружение истребителей радарами противника. "Американцы согласились передать в основном вспомогательные, а не действительно важные технологии. По большому счету, мы получаем только какую-то мелочь. В этой связи не понятно, как наше правительство намерено созвать собственные "невидимки", - заявил на условиях анонимности один из военных экспертов.
Ранее же высокопоставленные представители Сеула неоднократно подчеркивали, что будут добиваться от Lockheed Martin передачи технологий "невидимости" в качестве одного из условий покупки F-35. Как видно, в этом плане американцы сумели навязать в основном свои условия.
Корейские переговорщики парируют всю эту критику, говоря, что сумели снизить цену, получили хоть какие-то технологии, тогда как Lockheed Martin вначале не хотел передавать вообще ничего, а F-35 в итоге получились приемлемыми по цене. Так, в 2011 г. Япония закупила у США F-35 по цене 220-240 миллионов долларов за штуку, тогда как корейцам они обошлись по 120 миллионов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции