Гудок
25 сентября 2014, 20:41
Против господдержки Utair выступают конкуренты
Оказавшуюся в долговой яме авиакомпанию планируют оздоровить за счет кредитов с государственными гарантиями
Российская авиакомпания Utair, занимающая третье место по объему пассажирских перевозок, в данный момент ведет переговоры с банками о рефинансировании долга, который по различным подсчетам достигает 84 миллиардов рублей. По данным отчетности Utair за первое полугодие 2014 года, объем краткосрочной задолженности авиакомпании - 57 млрд руб., долгосрочной - 27,2 млрд руб. При этом выручка Utair за этот период - 32,8 млрд руб., чистая прибыль - 5,5 млн руб.
Параллельно сценарии снижения долговой нагрузки и стабилизации финасового состояния перевозчика рассматриваются в министерстве транспорта. По не официальной информации, в случае, если топ-менеджмент Utair не исправит ситуацию в ближайшее время, вполне возможна передача активов авиакомпании в оперативное управление "Аэрофлота". При этом передача перевозчика в управление "Аэрофлоту" предполагает оптимизацию маршрутной сети и авиапарка. Если будет принят вариант с передачей Utair в управление "Аэрофлоту", это будет прецедентом. "Аэрофлот" и Utair - крупные компании, против их слияния может выступить ФАС.
Еще одним вариантом "спасения" станут крупные долгосрочные кредиты, предоставленные под гарантии государства. При этом группа S7, объединяющая авиакомпании "Сибирь" и "Глобус", выступает против выборочной поддержки авиаперевозчиков, работающих на российском рынке. Как отмечают в S7, авиакомпании группы S7 не обращались за господдержкой. "Мы считаем, что адресная поддержка или госгарантии только части авиакомпаний, безусловно, приведет к ухудшению конкурентной ситуации в авиаотрасли. То есть, в случае принятия решения, господдержка не должна предоставляться выборочно", - говорится в сообщении компании.
"Utair борется"
В свою очередь генеральный директор авиакомпании Андрей Мартиросов заверил, что Utair не планирует прекращать операционную деятельность и работает над вариантами выхода из кризисной ситуации, сложившейся на рынке. "Ситуация на рынке, безусловно, непростая. Мы все - авиакомпании, работающие в России, - естественно, боремся, никто ничего не собирается останавливать, находимся во взаимодействии и друг с другом, и с банками, и властями, чтобы продолжать работать. Надеемся, что рынок эти сложные времена переживет".
"Если бы у нас были хоть какие-то сомнения в возможности продолжения операционной деятельности, мы бы, безусловно, всех предупредили", - добавил он, комментируя информацию о возможной приостановке полетов компании из аэропорта Внуково из-за накопившихся долгов.
По его словам, Utair просит правительство предоставить государственные гарантии для рефинансирования долга. "Негативно на долге отразилось ослабление курса рубля к доллару и евро, обвал туристического рынка и санкции Запада против крупнейших российских государственных банков, которые лишены теперь источников дешевого финансирования", - объясняет собеседник. - "По отдельности это все компания пережила бы, но все вместе они создают угрозу для нее и всех участников рынка".
О том, что авиакомпании могут потребоваться средства, стало известно этим летом. В конце июля Utair заявила о намерении сократить расходы на 5 млрд руб. из-за ухудшающейся ситуации на рынке. Авиакомпания собиралась оптимизировать маршрутную сеть, техническое обслуживание воздушных судов, уменьшить время обслуживания пассажиров и снизить время оборота самолетов.
Летом перевозчик объявил о программе оптимизации расходов, которая, по словам президента " Utair Пассажирские авиалинии" Олега Семенова, до конца 2014 года позволит компании сэкономить на сокращении флота, персонала и маршрутов. Уже до конца сентября авиакомпания полностью выведет из эксплуатации все самолеты CRJ 200. "Будет сокращаться парк самолетов Boeing 737 Classic 500 и 400. Полагаю, более десятка таких самолетов будут выведены. Сейчас ведется работа над производственной программой 2015 года. На замену этим самолетам приходят новые самолеты 737-800, A321. Эти контракты реализуются. Здесь происходит как качественное сокращение парка, так и количественное", - отметил Семенов.
Долговые обязательства перед контрагентами, в том числе перед аэропортом "Внуково", где базируется Utair, накопились из-за девальвации рубля: перевозчик получает деньги в рублях, а расплачивается за самолеты в долларах. У Utair скоро наступает срок выплаты по краткосрочным кредитам, которые авиакомпания получала на финансирование лизинга своих самолетов.
Дополнительные потери перевозчик понес из-за неплатежей со стороны обанкротившихся летом 2014 года туроператоров. В частности, в начале сентября приостановил деятельность туроператор "Южный крест", бронировавший чартеры Utair.
Накануне аэропорт "Внуково" даже сообщил о возможности перевода системы взаиморасчетов с компаниями на предоплату. "Эта мера вызвана нестабильной ситуацией на авиарынке, связанной с замедлением роста международных авиаперевозок и спадом туристического потока", - поясняли в пресс-службе "Внуково". "Авиакомпания Utair - базовая для Внуково, и оставалась у нас даже в те сложные моменты, когда велась реконструкция аэродрома, и приходилось совершать полеты с короткой полосы. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы отношения с авиакомпанией развивались в партнерском ключе, и Utair продолжала полеты из Внуково", - уточнила представитель аэропорта Елена Крылова.
Проблемы авиаотрасли
Еще одним фактором, усугубившим финансовое положение отечественных авиакомпаний, в том числе и Utair стало повышение цен на авиатопливо: на 1 тонну керосина выросли на 6-7%, а в абсолютных величинах - от 1 тыс. до 4 тыс. руб.
С начала года на фоне внешнеполитической ситуации и колебания курса рубля авиаперевозчики фиксируют падение глубины продаж билетов и падение темпов роста на международных линиях. С весны крупнейшие авиакомпании России летают на южных направлениях в облет Украины, а с июля испытывают значительные сложности из-за нестабильности на туристическом рынке.
Глава Минтранса Максим Соколов в рамках Сочинского инвестфорума подтвердил, что руководство ряда авиакомпаний обратилось к государству за поддержкой в условиях ухудшения ситуации на рынке. В частности, правительство может представить госгарантии по банковским кредитам авиаперевозчиков. "Вопрос может быть согласован с профильными министерствами в течение месяца", - пояснил он.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев тогда же признал, что многие авиакомпании сейчас испытывают трудности. "Будем думать о формах поддержки и о формах оздоровления. Можно помочь деньгами, а можно реструктурировать бизнес", - сказал он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции