О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Против господдержки Utair выступают конкуренты

Оказавшуюся в долговой яме авиакомпанию планируют оздоровить за счет кредитов с государственными гарантиями

Долги на десятки миллиардов

Российская авиакомпания Utair, занимающая третье место по объему пассажирских перевозок, в данный момент ведет переговоры с банками о рефинансировании долга, который по различным подсчетам достигает 84 миллиардов рублей. По данным отчетности Utair за первое полугодие 2014 года, объем краткосрочной задолженности авиакомпании - 57 млрд руб., долгосрочной - 27,2 млрд руб. При этом выручка Utair за этот период - 32,8 млрд руб., чистая прибыль - 5,5 млн руб.

Параллельно сценарии снижения долговой нагрузки и стабилизации финасового состояния перевозчика рассматриваются в министерстве транспорта. По не официальной информации, в случае, если топ-менеджмент Utair не исправит ситуацию в ближайшее время, вполне возможна передача активов авиакомпании в оперативное управление "Аэрофлота". При этом передача перевозчика в управление "Аэрофлоту" предполагает оптимизацию маршрутной сети и авиапарка. Если будет принят вариант с передачей Utair в управление "Аэрофлоту", это будет прецедентом. "Аэрофлот" и Utair - крупные компании, против их слияния может выступить ФАС.

Еще одним вариантом "спасения" станут крупные долгосрочные кредиты, предоставленные под гарантии государства. При этом группа S7, объединяющая авиакомпании "Сибирь" и "Глобус", выступает против выборочной поддержки авиаперевозчиков, работающих на российском рынке. Как отмечают в S7, авиакомпании группы S7 не обращались за господдержкой. "Мы считаем, что адресная поддержка или госгарантии только части авиакомпаний, безусловно, приведет к ухудшению конкурентной ситуации в авиаотрасли. То есть, в случае принятия решения, господдержка не должна предоставляться выборочно", - говорится в сообщении компании.

"Utair борется"

В свою очередь генеральный директор авиакомпании Андрей Мартиросов заверил, что Utair не планирует прекращать операционную деятельность и работает над вариантами выхода из кризисной ситуации, сложившейся на рынке. "Ситуация на рынке, безусловно, непростая. Мы все - авиакомпании, работающие в России, - естественно, боремся, никто ничего не собирается останавливать, находимся во взаимодействии и друг с другом, и с банками, и властями, чтобы продолжать работать. Надеемся, что рынок эти сложные времена переживет".

"Если бы у нас были хоть какие-то сомнения в возможности продолжения операционной деятельности, мы бы, безусловно, всех предупредили", - добавил он, комментируя информацию о возможной приостановке полетов компании из аэропорта Внуково из-за накопившихся долгов.

По его словам, Utair просит правительство предоставить государственные гарантии для рефинансирования долга. "Негативно на долге отразилось ослабление курса рубля к доллару и евро, обвал туристического рынка и санкции Запада против крупнейших российских государственных банков, которые лишены теперь источников дешевого финансирования", - объясняет собеседник. - "По отдельности это все компания пережила бы, но все вместе они создают угрозу для нее и всех участников рынка".

О том, что авиакомпании могут потребоваться средства, стало известно этим летом. В конце июля Utair заявила о намерении сократить расходы на 5 млрд руб. из-за ухудшающейся ситуации на рынке. Авиакомпания собиралась оптимизировать маршрутную сеть, техническое обслуживание воздушных судов, уменьшить время обслуживания пассажиров и снизить время оборота самолетов.

Летом перевозчик объявил о программе оптимизации расходов, которая, по словам президента " Utair Пассажирские авиалинии" Олега Семенова, до конца 2014 года позволит компании сэкономить на сокращении флота, персонала и маршрутов. Уже до конца сентября авиакомпания полностью выведет из эксплуатации все самолеты CRJ 200. "Будет сокращаться парк самолетов Boeing 737 Classic 500 и 400. Полагаю, более десятка таких самолетов будут выведены. Сейчас ведется работа над производственной программой 2015 года. На замену этим самолетам приходят новые самолеты 737-800, A321. Эти контракты реализуются. Здесь происходит как качественное сокращение парка, так и количественное", - отметил Семенов.

Долговые обязательства перед контрагентами, в том числе перед аэропортом "Внуково", где базируется Utair, накопились из-за девальвации рубля: перевозчик получает деньги в рублях, а расплачивается за самолеты в долларах. У Utair скоро наступает срок выплаты по краткосрочным кредитам, которые авиакомпания получала на финансирование лизинга своих самолетов.

Дополнительные потери перевозчик понес из-за неплатежей со стороны обанкротившихся летом 2014 года туроператоров. В частности, в начале сентября приостановил деятельность туроператор "Южный крест", бронировавший чартеры Utair.

Накануне аэропорт "Внуково" даже сообщил о возможности перевода системы взаиморасчетов с компаниями на предоплату. "Эта мера вызвана нестабильной ситуацией на авиарынке, связанной с замедлением роста международных авиаперевозок и спадом туристического потока", - поясняли в пресс-службе "Внуково". "Авиакомпания Utair - базовая для Внуково, и оставалась у нас даже в те сложные моменты, когда велась реконструкция аэродрома, и приходилось совершать полеты с короткой полосы. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы отношения с авиакомпанией развивались в партнерском ключе, и Utair продолжала полеты из Внуково", - уточнила представитель аэропорта Елена Крылова.

Проблемы авиаотрасли

Еще одним фактором, усугубившим финансовое положение отечественных авиакомпаний, в том числе и Utair стало повышение цен на авиатопливо: на 1 тонну керосина выросли на 6-7%, а в абсолютных величинах - от 1 тыс. до 4 тыс. руб.

С начала года на фоне внешнеполитической ситуации и колебания курса рубля авиаперевозчики фиксируют падение глубины продаж билетов и падение темпов роста на международных линиях. С весны крупнейшие авиакомпании России летают на южных направлениях в облет Украины, а с июля испытывают значительные сложности из-за нестабильности на туристическом рынке.

Глава Минтранса Максим Соколов в рамках Сочинского инвестфорума подтвердил, что руководство ряда авиакомпаний обратилось к государству за поддержкой в условиях ухудшения ситуации на рынке. В частности, правительство может представить госгарантии по банковским кредитам авиаперевозчиков. "Вопрос может быть согласован с профильными министерствами в течение месяца", - пояснил он.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев тогда же признал, что многие авиакомпании сейчас испытывают трудности. "Будем думать о формах поддержки и о формах оздоровления. Можно помочь деньгами, а можно реструктурировать бизнес", - сказал он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка