О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Корпорация "Двигатели НК" создана

Как стало известно "СО", на прошлой неделе самарскому губернатору Константину Титову в ходе личной встречи с главой Российского авиационно-космического агентства Юрием Коптевым удалось достичь принципиальной договоренности о схеме реорганизации самарских аэрокосмических предприятий. Коптев одобрил предложение о создании корпорации "Двигатели НК" на базе ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" и его смежников. Хотя конкретное содержание переговоров Титова и Коптева пока неизвестно, это решение может поставить крест на попытках интегрировать СНТК и "Моторостроитель" в государственный холдинг "Российские ракетные двигатели".

В начале июня правительство РФ в целом определилось с составом участников государственного холдинга "Российские ракетные двигатели". Ранее предполагалось, что из самарских предприятий в него войдет только ОАО "Моторостроитель". Акционеры последнего даже одобрили соответствующее предложение совета директоров. Кроме того, о намерении войти в ту же структуру заявил и генеральный директор ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" Евгений Гриценко. По всей видимости, в правительстве об этом не знали, иначе бы чиновники не записали КБ совершенно в другую структуру - ОАО "Корпорация "Комплекс имени Н.Д. Кузнецова". Складывалось впечатление, что своим решением правительство поставило все точки над i в борьбе за контроль над самарскими предприятиями ракетно-космической отрасли. Однако в действительности ситуация только запуталась. Согласно постановлению правительства РФ 713, принятому осенью 2001 года, предполагалось включить ОАО "Моторостроитель" в "Российские ракетные двигатели", а ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова" и ОАО "Самарское конструкторское бюро машиностроения" - в корпорацию "Комплекс им. Кузнецова". Пока правительственные чиновники делили предприятия, выяснилось, что один из главных смежников "Моторостроителя" ОАО "Металлист-Самара" не попал ни в одно из объединений, и куда ему идти, непонятно. Трудности с дифференциацией вызваны тем, что практически все самарские предприятия отрасли в той или иной степени задействованы в выпуске и ракетных, и авиационных двигателей (а также созданных на основе последних приводов для газоперекачивающих станций). Именно такая ситуация складывается на СНТК. Формально КБ является универсальным предприятием. Впрочем, на протяжении последних лет на 90% оно занимается авиационной тематикой. Упор делается на доводку НК-93. Исключением стала модификация НК-33. По словам заместителя генерального конструктора Станислава Игначкова, проекты новых ракетных двигателей находятся лишь "в стадии идей". Поэтому КБ больше авиационное, чем ракетное. Зато она присутствует в составе и названии другого образования, одноименной корпорации, которая будет создаваться на базе финансово-промышленной группы "Двигатели НК". Как ни странно, но руководство СНТК им. Н.Д. Кузнецова, на базе которого и должна быть создана новая структура, упорно не желает в нее идти. Впрочем, с позицией менеджмента и "Моторостроителя", и СНТК могут не посчитаться. Контрольные пакеты акций обоих предприятий принадлежат государству, и именно от него зависит их дальнейшая судьба. Которая определяется не в Самаре на собраниях акционеров, а в Москве в правительственных коридорах. И как раз здесь, судя по всему, губернатор Константин Титов сумел переиграть противников консолидации на базе "Двигателей НК". По информации "СО", в начале прошлой недели Титов встретился с главой Российского авиационно-космического агентства Юрием Коптевым. В ходе беседы Титову удалось убедить Коптева в необходимости создания ОАО "Корпорация "Комплекс имени Н.Д. Кузнецова" с дополнительным включением в него ОАО "Моторостроитель". Детали достигнутых договоренностей пока неизвестны. Но, скорее всего, речь идет о консолидации предприятий-смежников, в которой "первую скрипку" будет играть СНТК им Н.Д. Кузнецова. Речь пойдет и о концентрации производства и снижении издержек благодаря объединению управленческого персонала. Кроме того, объединенный комплекс получит дополнительные ресурсы для форсирования стратегически важных программ - доводки авиадвигателя НК-93 и развертывания серийного производства двигателей для газоперекачивающих агрегатов мощностью 10, 12 и 16 МВт. В противном случае этот перспективный сектор будет захвачен продукцией "Пермских моторов". Загадкой остается имя возможного руководителя нового объединения. Нельзя исключать даже того, что им станет директор ОАО "Моторостроитель" Игорь Шитарев, несмотря на делавшиеся им в последнее время критические заявления в адрес данного проекта и явную ориентацию на "Российские ракетные двигатели". Ведь именно более ранние идеи Шитарева, на протяжении нескольких лет пытавшегося объединить предприятия-смежники в рамках ФПГ "Двигатели НК", легли в основу проекта, лоббируемого сейчас Константином Титовым.

В соответствии с правительственными разработками в состав ОАО "Российские ракетные двигатели" могут войти ОАО "НПО энергетического машиностроения им. В.П. Глушко" (Москва), ФГУП "Конструкторское бюро химавтоматики" (Воронеж), Воронежский механический завод, Конструкторское бюро химического машиностроения им. А.И. Исаева (Королев), Государственное опытно-конструкторское бюро "Факел" (Калининград), ГП "НИИ машиностроения" (Свердловск), ОАО "Моторостроитель" (Самара). В состав ОАО "Корпорация "Комплекс им. Н.Д. Кузнецова" предполагается включить ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова", ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение", ОАО "Конструкторско-производственное предприятие "Авиамотор" (Татарстан), ОАО "Самарское конструкторское бюро машиностроения"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Самарское обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка