Российская газета
27 октября 2014, 10:50
Аэрофлот лег на профсоюзное крыло
Любая солидная компания в силу нормативных требований и устоявшихся бизнес-традиций придает огромное значение социально-трудовым отношениям со своими работниками
ОАО "Аэрофлот", руководство которого оказывает пример крайне эффективного управления госсобственностью, в последние годы становится образцом для подражания и в развитии корпоративной социальной ответственности, свидетельством чему - недавнее продление действия коллективного договора на 2015-2017 годы. По совокупному мнению профильных экспертов, в мире нет другой авиакомпании, чьи профсоюзы смогли бы договориться с работодателями о столь существенных преференциях и льготах для работников. Уточним: для всех работников, а не только для членов профессиональных организаций.
Интересный момент: в этом году стороной коллективных переговоров, представлявшей интересы трудового коллектива, выступила не первичная профсоюзная организация (ППО) авиаработников, как это было ранее, а единый представительный орган. Коллизия заключается в том, что согласно главе 6 Трудового кодекса РФ право предложить работодателю провести коллективные переговоры имеет только ППО, объединяющая более половины занятых на предприятии. Профсоюз авиаработников, с которым "Аэрофлот" в течение многих лет сначала заключал, а потом продлевал коллективный договор, за прошедшие с момента пролонгации действующего социального соглашения три года не смог "угнаться" за темпами роста численности сотрудников авиаперевозчика и "растерял" требуемые Трудовым кодексом 50% списочного состава.
В подобных случаях трудовой коллектив вправе создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, что и было сделано на базе все того же профсоюза авиаработников на конференции, состоявшейся в сентябре этого года.
Казалось бы, факт примечательный, но отнюдь не выдающийся. Впрочем, есть ряд особенностей, заостряющих наше внимание. Во-первых, "злые языки" упорно нарекают профсоюз авиаработников "карманным", действующим в интересах работодателя. В вину ставится даже то, что в подготовке и проведении конференции принимал участие работодатель. Во-вторых, социальная активность в "Аэрофлоте" активно используется некоторыми "карликовыми" профсоюзными боссами в целях корпоративного шантажа, переходящего чуть ли не в вымогательство. В-третьих, не следует сбрасывать со счетов международную авиаконкуренцию, профсоюзная "карта" в которой играет далеко не последнюю роль.
С первой чертой все ясно - вряд ли "карманный" профсоюз смог бы договориться с работодателем о полном сохранении социальных льгот и гарантий, отраженных в продленном коллективном договоре. Обвинения в "карманности" выглядят еще более странными, учитывая, что ежемесячная заработная плата командира воздушного судна (до 500 тыс. руб.) выше по сравнению с российскими и иностранными конкурентами, расходы на обеспечение предусмотренных коллективным договором социальных гарантий составляют более 3 млрд руб. в год, а сама компания устойчиво входит в топ-10 наиболее привлекательных российских работодателей по опросу ВЦИОМ.
Второй штрих - алчность "на грани фола", стоящая за юридическими или информационными атаками на авиакомпанию с использованием, в том числе профсоюзного ресурса, неоднократно освещалась в СМИ. И пусть печальный финал подобных акций для стяжателей предсказуем, в социальном окружении авиаперевозчика нет-нет, да и находятся все новые "знатоки" лакун корпоративного законодательства, выдвигающие требования одно абсурднее другого - от высоты потолков в отелях, где отдыхают экипажи, до претензий к качеству штор в гостиничных номерах. Продление действия коллективного договора ставит крест напритязаниях любителей легкой наживы.
Наконец, обострение международной авиаконкуренции в наши дни проявляется в прежде неизвестном социально-трудовом качестве. Как известно, в апреле 2014 года Госдума приняла закон о временном снятии ограничений на вхождение иностранцев в состав экипажей самолетов российских авиакомпаний, и наши перевозчики получили возможность принимать на работу иностранных граждан. "Аэрофлот" стал первой российской авиакомпанией, где на постоянной основе начал работать пилот-иностранец. Всего же при правительственной квоте в 80 человек предприятие получило от иностранных командиров воздушных судов 821 резюме, причем, больше всего заявлений поступило из Чехии, Германии, Италии и Испании.
В настоящее время "Аэрофлот" готовится к подписанию контрактов с 26 пилотами (в основном, гражданами Германии), причем наши предложения о трудоустройстве не только соответствуют зарубежным стандартам, но зачастую превосходят их (в "Аэрофлоте" профессиональные требования для российских и иностранных пилотов идентичны). Вряд ли конкуренты будут рады привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, повышающих престиж, надежность и конкурентоспособность крупнейшей российской авиакомпании.
В нашем обществе все еще сильны марксистские стереотипы, согласно которым профсоюзное движение существует исключительно для борьбы за права угнетаемого пролетариата. Однако вряд ли членов тех же летных экипажей "Аэрофлота" можно причислить к "угнетаемым" и "эксплуатируемым". Они олицетворяют сегодняшний средний класс, сполна использующий собственные компетенции. Цель современных профсоюзных организаций - не защита от канувших в Лету "капиталистов", а нахождение и закрепление баланса между повышением качества труда работников и ростом корпоративной конкурентоспособности путем конструктивного диалога с работодателем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 23, 2024
"Аэрофлот" до конца июня внедрит оплату по биометрии
Май 24, 2024
Увидеть достопримечательности Ярославской области можно будет на вертолетной прогулке
Май 24, 2024
Почему в самолетах надо пристегиваться: объясняет авиаэксперт
Май 24, 2024
Молния ударила в самолет Анталья - Новосибирск - борт приземлился в Толмачево