АвиаПорт.Ru
27 октября 2014, 22:52
"Домодедово" привлечет "Аэрофлот" мультимодальностью
Представители "Домодедово" напомнили о проектах, которые должны заманить национального перевозчика, без которого проект мега-хаба вряд ли состоится в ближайшем десятилетии
Презентация проектов аэропорта "Домодедово", прошедшая 15 октября, была призвана показать губернатору Московской области Андрею Воробьеву, как развивается один из крупнейших налогоплательщиков и работодателей региона. Подтекст, который был заложен в мероприятии, достаточно простой: чтобы аэропорт генерировал еще большие налоговые отчисления, создавал высокооплачиваемые рабочие места, нужно построить третью взлетно-посадочную полосу и снять ограничения по доступности наземным транспортом. Со своей стороны, учитывая начало работ по реконструкции второй летной зоны, частный партнер приступил к строительству нового терминала Т2. После введения нового терминала в строй - а это событие намечено на декабрь 2016 года - площадь аэровокзального комплекса должна почти удвоиться и достичь без малого 500 тыс. кв.м.
Однако привлечение на развитие десятков миллиардов государственных рублей является лишь одной составляющей частью уравнения, в котором инвестициям, федеральным, региональным и частным, должны быть противопоставлены будущие доходы - выручка от авиационной и неавиационной деятельности. И с этим у "Домодедово" могут возникнуть проблемы, если аэропорту не удастся привлечь партнеров-перевозчиков, которые смогут сформировать новые транзитные потоки. Эксперты полагают, что на роль хабообразующей компании может претендовать "Аэрофлот". "Динамичный рост аэропорта, реализующего хабовую модель, невозможен без перевозчика очень большого масштаба, - отмечает заместитель генерального директора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. - Сложно сказать, какова будет расстановка сил через 10-15 лет, но на сегодня такой перевозчик в России - "Аэрофлот". Возможно, что определенные плоды сможет принести и сегодняшняя схема, когда в "Домодедово" всего лишь неполные 25% пассажиров прибывают или убывают рейсами S7, но в крупнейших мировых хабах доминирующие позиции одного перевозчика являются правилом.
Формированию стыковочного узла может препятствовать несколько факторов. К примеру, "Домодедово" гарантирует минимальное стыковочное время между внутренними и международными рейсами в 60 минут, что заметно больше, чем в европейских хабах. Менеджмент активно работает над сокращением этого показателя, предпринимая пока, преимущественно, меры по настройке процедур. В частности, в работе с S7 Airlines уже декларируется сокращение времени стыковки до 40 минут, а в дальнейшем этот норматив может быть распространен и на всех остальных клиентов.
Сложнее разрешить "родовую" проблему аэровокзальной инфраструктуры "Домодедово", в котором существовавший с советских времен небольшой терминал предусматривал обслуживание пассажиров на одном уровне. В последующие годы терминал разрастался вширь, но не менялся принципиально. "Сегодняшняя модель терминала в "Домодедово" неудобна для пассажира, так как происходит смешение потоков (прилетающих и вылетающих пассажиров - "АвиаПорт") на одном уровне, и это усугубляется "Аэроэкспрессом" в торце", - отмечает А.Ходоровский. Это означает, что прибывающие "Аэроэкспрессом" (либо следующие с краткосрочной парковки P4 или P5) пассажиры устремляются навстречу тем, кто прибыл международным рейсом и намеревается покинуть аэропорт, воспользовавшись железной дорогой. Аналогично и те, кто оставил автомобили на парковках P1-P3, но вылетают внутренним рейсом, должны будут пройти мимо международного сектора и стоек регистрации. Второй этаж аэровокзала сегодня преимущественно отведен под коммерческую недвижимость.
Управляющий директор - заместитель директора аэропорта "Домодедово" Денис Нуждин парирует: "После ввода в эксплуатацию Т2 мы фактически перейдем к двухуровневой схеме". Действительно, запланированное разнесение по уровням позволит минимизировать перекрещивание потоков. "Запланированная после ввода в эксплуатацию терминала Т2 схема соответствует римскому аэропорту Fiumicino, где обслуживание пассажиров ведется на двух уровнях, а региональный поезд приходит в центр аэропорта", - напоминает А.Ходоровский. А намеченное не ранее чем на будущее десятилетие строительство терминала Т3, зеркального отражения Т2, и вовсе приведет к тому, что "Аэроэкспресс" окажется не в торце, а ближе к центру терминального комплекса.
Как бы то ни было, оптимизация потоков даст наибольший эффект в одном случае - если эти потоки будут внушительными. В мировой практике сформировалась схема, обеспечивающая существенный прирост возможностей и пассажиропотока аэропорта - объединение разных видов транспорта в мультимодальные узлы. "Обеспечить лидерство может стыковка с железной дорогой, причем не с пригородной сетью, а с "дальнемагистральными" перевозками, осуществляемыми "Российскими железными дорогами", - уверен А.Ходоровский. - Такова схема аэропорта Франкфурта-на-Майне. Это откроет новые возможности привлечения пассажиров, придаст аэропорту новое качество, позволить себе которое не сможет ни один конкурент в МАУ". При этом замдиректора компании "Регион" отмечает, что создание мультимодального узла - чрезвычайно сложная и дорогостоящая затея. "К мультимодальности стремятся многие, но сделать это непросто, требуются огромные усилия и инвестиции, - отмечает он. - В Мюнхене реализовать такую схему не удалось, в Штутгарте продолжается грандиозная реконструкция железнодорожного вокзала, чтобы была возможность запустить поезд в аэропорт".
Именно поэтому "Домодедово" важно не только расширение пропускной способности ветки "Аэроэкспресса" от Павелецкого вокзала, но и заведение в аэропорт высокоскоростной магистрали (ВСМ) "Центр - Юг". Возможность существенно повысить привлекательность аэропорта за счет формирования мультимодального узла в "Домодедово" видят. "В дальнейшем нами прорабатывается строительство подземной железнодорожной станции", - заявил Д.Нуждин. Однако он не раскрыл подробностей проекта. Меж тем, согласно опубликованным прошлым летом материалам ОАО "Скоростные магистрали", реализующего проект ВСМ "Москва - Ростов-на-Дону - Адлер", рассматривалось три альтернативных варианта трассировки по Московской области. Два из них проходят Подольский и Чеховский районы, а один - через Домодедовский и Ступинский районы Подмосковья. Последний имеет ответвление до аэропорта, что незначительно удлиняет маршрут, однако благотворно влияет на пассажиропоток и аэропорта, и железных дорог.
Можно с уверенностью сказать, что для менеджмента аэропорта активировать переговоры с РЖД и ОАО "Скоростные магистрали" еще не поздно, время не упущено. Летом нынешнего года стало известно, что на стыковку с железной дорогой рассчитывает компания "Базэл-Аэро", управляющая аэропортом Краснодара, а уже в сентябре были представлены материалы, представляющие все выгоды для железнодорожников от создания мультимодального узла в краснодарском аэропорте. Несколько раньше свои аэропорты привязали к трассировке в холдинге "Аэропорты регионов": было анонсировано, что ВСМ "Центр - Юг" пройдет через новый аэропорт Ростова-на-Дону. По еще одной высокоскоростной линии - от столицы до Екатеринбурга - достигнута договоренность, что она пройдет через аэропорт Нижнего Новгорода, принеся последнему, согласно расчетам, до 6 млн пассажиров в год.
Столь масштабные приготовления к будущей роли главного столичного хаба, как ни удивительно, пока не увенчались переговорами с "Аэрофлотом". По крайней мере, до настоящего времени широкой общественности было известно только о двух эпизодах. В 2013 году руководство "Аэрофлота" вело переговоры с "Домодедово" относительно базирования дочерней лоукост компании "Добролет". Тогда договориться так и не удалось. А ранее, в 2010 году, "Аэрофлот" всерьез рассматривал вариант смены базового аэропорта с "Шереметьево" на "Домодедово", о чем гендиректор авиакомпании Виталий Савельев рассказывал в интервью газете "Ведомости". Однако тогда был проведен анализ, согласно которому переезд обошелся бы в $2 млрд. От этого замысла было решено отказаться при выполнении двух условий: строительство третьей ВПП в "Шереметьево" и наличие скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. "Если государство построит ВПП и скоростную магистраль Москва - Петербург, то "Аэрофлот" может работать в "Шереметьево", ничего не опасаясь", - говорил тогда В.Савельев. Пока ни одно из условий не выполнено, но работы и в том, и в другом случае идут, и безусловно будут завершены. Кроме того, нынешнее негативное развитие ситуации на российском рынке авиационных перевозок, грозящее затянуться на годы, может дать передышку "Шереметьево" в 2018 году, когда, приняв гостей Чемпионата мира по футболу, аэропорт должен будет закрыть на реконструкцию ВПП-1 и остаться с двумя полосами.
Завершая предыдущую статью, посвященную развитию "Домодедово", авторы высказали предположение, что следующий раунд может принести удачу аэропорту - ему удастся закрепиться в числе лидеров не российского, а мирового масштаба. Теперь видно, какие "козыри" попробует разыграть его менеджмент. Однако на повестке дня в ближайшие годы может оказаться не вечный вопрос "где деньги" (в смысле инвестиции), а достаточно новый: "откуда взять пассажиров"? Спад темпов роста перевозок неминуемо обернется и сокращением абсолютного числа пассажиров, и дальнейшим снижением доходной ставки. Причем эта печальная тенденция охватит только Россию, в то время как другие претенденты на создание евразийского хаба смогут подпитывать свои проекты за счет домашних рынков....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции