ЮграPRO
21 ноября 2014, 19:57
Нам сверху видно все…
В ООО "РН-Юганскнефтегаз" проходят испытания беспилотного летательного аппарата по контролю за трубопроводами
До настоящего времени регулярные облеты трубопроводов в большинстве случаев осуществляются при помощи пилотируемой авиации. Вертолет с линейным трубопроводчиком на борту пролетает над нефтяными магистралями и визуально пытается обнаружить отказы. Об этом он сообщает руководству, которое принимает меры к устранению неисправностей. Однако этот способ контроля трубопроводов имеет множество минусов. Во-первых, вертолеты летают только днем и в хорошую погоду. А значит, время их использования, особенно зимой, ограничивается несколькими часами в день. Во-вторых, традиционная авиация - вещь очень дорогостоящая, и, в-третьих, не гарантирующая стопроцентную безопасность работников Общества. Учитывая эти обстоятельства, в ООО "РН-Юганскнефтегаз" еще в 2007 году приступили к поиску подрядчика, который мог бы предоставить качественные услуги беспилотного летательного аппарата и заменить вертолеты при облете парка трубопроводов.
- В прошлом году мы нашли подрядчика, который, по предварительным оценкам, наиболее полно отвечал нашим требованиям, - говорит главный специалист сектора обеспечения производства и химизации УЭТ Александр Ступак. - Мы провели опытно-промышленные испытания и по их результатам приняли решение о начале экспериментальной эксплуатации на объектах Юганского региона. Аппарат применяется с сентября этого года. Первый месяц специалисты "привязывали" его навигационную систему к местности и "учили" аппаратуру распознавать неисправности, возникающие при эксплуатации трубопроводов. Сейчас уже можно говорить о работе в штатных режимах. Первые впечатления вполне положительные.
Это интервью мы записывали на взлетной полосе законсервированного городского аэропорта. Летательный аппарат марки SuperCam 350 представляет собой конструкцию, по форме напоминающую одновременно морского ската и уменьшенную модель американского бомбардировщика-невидимки "Стелс". Корпус и крылья изготовлены из стеклопластика, усиленного кевларом и углеволокном. Размах крыльев - 350 сантиметров, масса 10 килограммов. В нижней части фюзеляжа расположены три объектива - от фотоаппарата, видеокамеры и инфракрасного тепловизора. В движение беспилотник приводится электродвигателем, работающим от четырех или шести литий-полимерных аккумуляторов. Полного заряда хватает на три-четыре часа полета. За это время аппарат успевает преодолеть, в зависимости от метеоусловий, от двухсот до трехсот километров.
- Высота полета составляет четыреста - пятьсот метров, - поясняет оператор беспилотного аппарата Максим Илюхин. - Этого достаточно, чтобы в мельчайших подробностях фиксировать обстановку на трубопроводах. Управлять им достаточно легко, а в большинстве случаев этого и не требуется. Просто в бортовой компьютер вносятся навигационные значения маршрута, и беспилотник автоматически идет сам с большой точностью. Вернувшись на место запуска, дрон автоматически выпускает парашютную систему и мягко приземляется в нескольких метрах от катапульты.
Катапульта - по сути своей огромная рогатка, служащая для запуска аппарата в полет. Как это происходит, специалисты нам тут же и продемонстрировали. Получив разрешение на взлет от диспетчеров сургутского авиаузла, оператор дал команду на взлет. Оранжевый "скат", практически бесшумно шурша пропеллером, сорвался с резины катапульты и в несколько кругов набрал нужную высоту.
- Эта разработка полностью принадлежит ижевским конструкторам, - подчеркнул Максим Илюхин. - Они придумали дизайн аппарата и его электронную начинку. Из готовых деталей используем только фотовидеоаппаратуру и электромотор. Все остальное, даже аккумуляторы, изготавливаем на производственных мощностях нашего предприятия. За несколько лет использования авиакомплекса не произошло ни одной нештатной ситуации.
Тем временем беспилотник вернулся к точке запуска, остановил пропеллер и, выпустив купол парашюта, мягко опустился на снег. Осталось извлечь из специального бокса флеш-карту и просмотреть отснятый материал на компьютере.
В РН-Юганскнефтегазе заявляют, что если "пилотный" проект получит положительную оценку, то этот опыт будет распространен на все регионы Общества, а может быть, и другие дочерние общества Компании. Специалисты Роснефти к происходящему проявляют пристальный интерес....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЮграPRO». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции