О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вертолет не роскошь

Правительство Москвы намерено отменить запрет на полеты в черте города

Правительство Москвы намерено отменить запрет на полеты в черте города. Скоро в небе над столицей появятся десятки вертолетов, ранее обходивших ее по периметру Московской кольцевой автодороги.

- Впервые идея вертолетных площадок на транспортно-пересадочных узлах столицы прозвучала в связи открытием первого вертолетного центра на МКАД. Вы тоже считаете, что вертолет нужно интегрировать в транспортную систему столицы?

- Конечно. Развитие транспортной инфраструктуры без альтернативных видов сообщения не позволит сделать жизнь по-настоящему комфортной, а сегодня это означает - мобильной. Ваша газета недавно писала о мобильности населения как одной из ценностей современного общества. А любая ценность может стать источником прибыли. Бурный рост мобильной связи тому прямое подтверждение. Этот аргумент как раз и приводился в "Гудке". За 10-15 лет сформировался стремительно растущий рынок с колоссальными прибылями. То же самое будет и с вертолетами, когда откроют небо над Москвой.

Мы много раз выступали на эту тему на урбанистических и транспортных форумах. Транспорт в нашей стране, в том числе и вертолетный, развивается очень быстро. Идея создания интермодальных транспортно-пересадочных узлов в столице не может не учитывать наличие такого вида транспорта, как вертолет. Иначе она устареет, не успев оформиться на практике. Москва должна быть лидером по количеству ТПУ с мощными транспортными хабами. К сожалению, на практике транспортные проекты у нас не учитывают возможностей развития ситуации на 10-15 лет и потому очень быстро устаревают. Например, когда строили МКАД, водители, ездившие еще по старому кольцу, говорили, что Лужкову надо за это при жизни поставить памятник. Но при жизни Лужкова на МКАД появились чудовищные пробки вместо памятника. Та же участь ждала и Третье транспортное кольцо. Сегодня проектировать транспортную инфраструктуру надо на 15-20-30 лет вперед с учетом прогноза развития технологий и трендов потребления транспортных услуг. Транспортная стратегия России до 2030 года уже устаревает, а что будет лет через 15?

- Когда вы ожидаете открытия неба над Москвой? 

- Со дня на день. Вот-вот должны упростить процедуру получения разрешения на полеты над Москвой. Заработает принцип "одного окна". И все. Вертолет войдет в повседневную жизнь столицы. 

- Он перестанет быть роскошью и станет средством передвижения, как автомобиль? 

- Уже становится. Все больше и больше людей летают на работу практически каждый день. У нас в клубе есть ребята, у которых по три вертолета на семью. У них вся семья летает! 

- А какова реальная статистика пользователей, скажем, в Москве? Сколько людей летают на работу на вертолете?

- Это количество измеряется, я думаю, сотнями. Конечно, не миллионы, но тоже неплохое начало. До последнего времени камнем преткновения в развитии вертолетного транспорта были разрешительные процедуры. Думаем, что в ближайшее время ситуация в корне изменится. А новые возможности неизбежно заставят проектировщиков пересмотреть свои планы по обустройству тех же самых ТПУ. Кстати, первая вертолетная площадка, увязанная с Московской кольцевой железной дорогой, уже строится недалеко от станции метро "Ботанический сад". На МКЖД там планируется станция Ботаническая и интермодальный ТПУ. Частная компания - пионер на собственный страх и риск пытается встроиться в систему пересадочных узлов столицы. Но ведь это неправильно. Во всех странах инфраструктуру обеспечивает государство напрямую или через государственные корпорации. Схема кооперации ТПУ с вертолетами самая простая и самая логичная. Это не завтрашний, а уже вчерашний день. Если на той же МКЖД вертолетные площадки не займут сегодня свое законное место, завтра этой системе придется перестраиваться, как нынешней МКАД. 

- Неужели вертолет может стать чем-то вроде ВИП-маршрутки из пригорода в Москву и обратно? 

- Да. Причем это может быть даже не "ВИП", а доступная "маршрутка". Доставит быстро, недорого, комфортно. Например, от МКАД до "Москва-Сити" лететь 2-3 минуты. Даже на дорогом вертолете это будет стоить всего 3 тыс. руб. А на пятиместном вертолете эту сумму надо поделить на пять человек - получается 600 руб. Это стоимость дневной парковки автомобиля в центре Москвы. 

- РЖД развивают новые виды бизнеса, в том числе логистический, чтобы выйти из тисков регулируемых тарифов. Что, по-вашему, мешает обратить внимание на вертолет как на бизнес-направление? 

- Банальное незнание. Люди не знают, что летать сегодня можно уже почти повсеместно и беспрепятственно. Вертолет может быть частным, корпоративным, арендованным. Многие думают, что это безумно дорого, но это миф. С учетом экономии времени это даже дешево. Люди не знают, что у них под ногами валяются деньги. Надо только наклониться и их поднять.

Пока вертолет летает, он "генерит" деньги. Причем на каждом шагу. Аэротакси - сегодня самое популярное направление. Кроме того, это могут быть оперативные грузовые перевозки, причем как в кабине, так и на подвесе. Туристические полеты. Здесь целый спектр направлений: охота, рыбалка, экскурсии, свадьбы, паломничество, экстрим. Плюс обучение, плюс базирование вертолетов - это доходные статьи. Взлет-посадка - то же самое, плюс техническое обслуживание, заправка и т.п. Даже когда вертолет стоит, он тоже "генерит" деньги. Для тех, у кого он стоит. Вертолетная площадка, интегрированная с ТПУ, - это самая дешевая часть любой транспортной инфраструктуры. Для этого требуется только кусок свободной территории 30 на 30 м. Это может быть крыша, как на "Крокус Экспо" (в прошлом году там открыли терминал с вертолетными площадками), фрагмент парковки, что угодно. А если площадка будет размером 50 на 50 м, на ней может даже уместиться здание вертолетного центра под несколько вертолетов. 

- А какой порядок цифр необходим для запуска такого бизнеса? 

- Это смотря, что мы строим. Если вертолетные площадки, на базе готовой инфраструктуры, то $20-30 тыс. - одна площадка. Вертолетный центр без вертолета в минимальной конфигурации - это в районе $1 млн. Ну а вертолеты, на которых летает весь мир, от $700 тыс. до нескольких миллионов. 

- Недавно правительство дало старт проекту высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань с условием, что локализация составит около 80%. В плане локализации производства вертолетов какие-то перспективы просматриваются? 

- Производство легкого вертолета, который популярен во всем мире, требует вложений, но они гораздо меньше, чем, скажем, при создании самолета. В России этим занимались "Ростехнологии", "Вертолеты России". Производство вертолетов - это то, чем и мы в том числе собираемся заняться в ближайшие несколько лет. Мы уже находимся в стадии проработки этой темы с государственными органами, привлекаем инвестиции. 

- Аэросоюз участвует в процессе внедрения вертолета в городскую агломерацию Москвы? 

- Не только Москвы - всей России! Мы строим 10 вертолетных центров (пока по МКАД), три уже построены. До последнего времени МКАД являлась границей между "запреткой" внутри кольца и открытой территорией за его пределами. Плюс у нас есть сеть вертолетных центров в Москве и Питере, Саратове и Волгограде, Ростове и Новосибирске, Уфе и Томске. Наш генеральный план - покрыть Россию такими центрами на расстоянии перелета без заправки (400 км друг от друга), и в этом деле сегодня еще может поучаствовать кто угодно. Но пока мы активно готовимся к открытию Москвы. Сейчас ведутся работы с правительством Москвы по созданию 84 вертолетных площадок. "МОСГОРНИИПРОЕКТ" их все уже отработал. Они будут расположены уже внутри МКАД, в том числе внутри Третьего кольца. Например, одна частная компания сделала уже площадку на два вертолета рядом с деловым центром "Москва-Сити". Прямо на опорах, на набережной. Вторая площадка плавучая - около Дома музыки на Павелецкой. Это частные площадки, но садиться там может кто угодно. Частники наверняка будут взимать за это какую-то плату, чтобы окупить вложения, но возможность взлета-посадки уже есть. 

- Но это, скорее, "точечная застройка". Вот если бы МКЖД в лице московского правительства или РЖД взяла на себя реализацию подобного проекта, вертолеты могли бы стать более доступным способом перемещения, не так ли? 

- Однозначно. Это же альтернатива пробкам. Если государство в лице учредителей МКЖД этим заинтересуется, я думаю, всем будет хорошо. Мы регулярно сотрудничаем с МЧС и знаем их потребности. В прошлом году под Дмитровом мы с ними вместе нашли пропавшего в лесу мужчину. Доставили его до места, где ему была оказана помощь. И это не единичный случай. А когда нужно роженицу или тяжелобольного срочно доставить на больничную койку? Или оперативно отреагировать на серьезное ДТП с пострадавшими? Без вертолета никак. А на заседание правительства срочно прибыть министру? 

- А если представить, что у каждого из 16 начальников железной дороги появится вертолет, - получается целая вертолетная сеть, можно разворачивать бизнес, не так ли? 

- Смежники и поставщики РЖД уже летают на вертолетах, которые, кстати, мы им и поставляли. Например, "Калугатрансмаш" купила сначала одну "Агусту", а недавно другую, посолиднее. Руководство вашего холдинга, насколько знаю, тоже пользуется вертолетами. Если запроектировать вертолетные площадки на инфраструктуре (вокзалы, станции, перегоны, логистические центры) или в шаговой доступности от ТПУ, это кардинально изменит ситуацию. А учитывая масштабы и возможности железнодорожной сети, это очень перспективно. Кроме служебных полетов, вертолет мог бы доставлять пассажиров к поезду или с поезда, сопровождать туристические поезда, чтобы с каких-то точек доставлять пассажиров в отдаленные монастыри, заповедники и прочие труднодоступные, но привлекательные места. Вертолет ведь может приземлиться даже на железнодорожную платформу и путешествовать вместе с поездом. А не дай бог, какая-то аварийная экстренная ситуация, куда срочно необходимо прибыть начальнику дороги? Все это колоссально повышает мобильность и транспортную доступность. Вырастет и престиж, восприятие Москвы как цивилизованного мегаполиса. Перспективы такого бизнеса очень хорошие....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка