ТАСС
27 февраля 2015, 20:32
"Антей" и его братья: воздушные грузовики Военно-транспортной авиации России
50 лет назад, 27 февраля 1965 года, впервые поднялся в небо тяжелый транспортный самолет Ан-22 "Антей"
Несмотря на солидный "возраст", Ан-22 эксплуатируется Военно-транспортной авиацией (ВТА) Военно-воздушных сил России. Кроме того, он ежегодно участвует в воздушной части Парада Победы в Москве.
Об "Антее" и других самолетах российской ВТА - в специальном материале ТАСС.
Универсальный транспорт
Появление Ан-12 можно считать знаковым в жизни Воздушно-десантных войск. Возможность воздушного десантирования с этого самолета не только людей, но и бронетехники ВДВ, увеличили оперативные возможности и ударную силу "крылатой пехоты". Легендарный командующий Воздушно-десантными войсками генерал армии Василий Маргелов всерьез рассматривал возможность выброски экипажей боевых машин десанта в технике. Однако дальше эксперимента, в котором с Ан-12 на парашютной системе десантировалась БМД с двумя испытателями внутри (одним из них был сын генерала Александр), дело не пошло.
Помимо воздушных перевозок людей и техники самолеты Ан-12 широко использовались в качестве летающих лабораторий для различных испытаний. Впервые для тяжелых самолетов на Ан-12 были выполнены исследования срывных характеристик. Испытатели смогли установить, что от срыва до входа в штопор летательного аппарата больших размеров проходит определенное время, за которое экипаж способен предотвратить катастрофу.
Также на Ан-12 отрабатывались системы десантирования грузов для самолетов Ан-22 и Ил-76, системы приземления космических кораблей. Также на них проводили испытания катапультных кресел.
Сегодня Ан-12 выполняет повседневные задачи Военно-транспортной авиации, а также привлекаются к специальным мероприятиям. В частности, эти самолеты используют в поисково-спасательном обеспечении стартов пилотируемых космических кораблей "Союз-ТМА", также экипажи ВТА регулярно задействуют в учениях по поиску спускаемых аппаратов "Союзов", приземлившихся в нерасчетной точке. Кроме того, Ан-12 приспособлены для устранения, в случае необходимости, облачности на небе.
Ядерный "Антей"
В начале 1960-х годов Министерство потребовало от авиастроителей создать самолет, способный перевозить межконтинентальные баллистические ракеты. При этом была поставлена задача транспортировки не просто носителя ядерного заряда, но также и определенной части стартового оборудования. По замыслу военных, самолет должен был доставлять груз на аэродром, откуда вертолетом его доставляли непосредственно к шахтной пусковой установке.
Таким самолетом стал Ан-22, названный генеральным конструктором Олегом Антоновым "Антей" в честь героя греческой мифологии - всесильного великана Антея. Этот самолет стал первым широкофюзеляжным летательным аппаратом и на протяжении почти трех десятилетий держал рекорд грузоподъемности среди транспортных самолетов СССР.
Ан-22 использовались как в интересах ВТА, так и в гуманитарных миссиях. В 1970 году 5 "Антеев" 81 военно-транспортного авиаполка перебрасывали необходимые грузы для оказания помощи населению Перу, пострадавшему от сильного землетрясения. Эта кампания принесла первую потерю - в небе над Атлантикой пропал один самолет. Примерное место его падения впоследствии удалось найти, однако причина катастрофы так и осталась невыясненной. Еще один самолет погиб при доставке гуманитарных грузов в пострадавшую от наводнений Индию в декабре того же года.
Как и Ан-12, "Антеи" участвовали в различных исследованиях. Так на базе Ан-22 разрабатывался проект сверхдальнего маловысотного самолета противолодочной обороны с ядерной силовой установкой - Ан-22ПЛО. Конструкция воздушного атомохода включала в себя малогабаритный реактор в свинцовой оболочке и турбовинтовые двигатели особой конструкции. Летом 1972 года на полигоне в Семипалатинске экспериментальный самолет с реактором на борту совершил несколько полетов, но после проверки эффективности биозащиты испытания были свернуты.
Ан-22 эксплуатируется в войсках и сегодня. Также тот самолет является постоянным участником воздушной части Парада Победы в Москве, а также присутствует в экспозиции международного авиакосмического салона "МАКС" в подмосковном Жуковском.
Региональный экспресс и реактивный пограничник
К середине 1970-х годов авиапарк ВТА пополнился ближнемагистральным самолетом Ан-26. В отличие от своих больших собратьев, этот самолет не предназначался для выполнения стратегических задач. В военное время ему отводилась функция доставки боеприпасов и грузов к линии фронта, эвакуации раненых и переброски небольших групп военнослужащих.
Повседневно Ан-26 используется для транспортных и пассажирских перевозок, до недавнего времени в Военно-воздушных силах существовали и "генеральские" самолеты-салоны этой модели. Также Ан-26 задействуют в поисково-спасательных операциях, в том числе в интересах космической отрасли, и для парашютно-десантной подготовки военнослужащих ВДВ и ВВС.
По отзывам летчиков, самолет Ан-26 достаточно комфортен в пилотировании, в частности его устойчивость в полете иногда прощает даже грубые ошибки пилота. Также к достоинствам этого самолета можно отнести его хорошие взлетно-посадочные и прочностные характеристики, способность взлетать с грунтовых аэродромов и общую надежность конструкции.
Еще одним самолетом, заслужившим положительные отзывы летчиков военно-транспортной авиации, является грузопассажирский Ан-72. Значительная часть этих машин находится в "штабной" эксплуатации и используется для перевозки различных инспекций. Также Ан-72 пригоден для использования в условиях Крайнего Севера. Небольшой, но вместе с тем грузоподъемный (10 тонн) самолет может взлетать с минимально оборудованных заполярных аэродромов.
Кроме того эти машины могут выполнять задачи по снабжению полярных баз и отдаленных станций, вести ледовую разведку и осуществлять проводку судов. С учетом того, что сегодня продолжается усиление группировки Вооруженных сил России в Заполярье, самолеты Ан-72 востребованы для обеспечения эффективной деятельности недавно созданного Арктического командования.
Следует отметить, что Ан-72 активно эксплуатируется не только военными, но и пограничниками. Эти самолеты используются как для доставки людей и грузов, передислокации подразделений и поисковых мероприятий, так и для воздушного патрулирования российских границ.
Богатырь и солдат
Военно-транспортная авиация России обладает самым грузоподъемным самолетом в мире из серийно выпускавшихся. Тяжелый дальний транспортник Ан-124, еще одна машина, которой генеральный конструктор присвоил имя "Руслан", способен нести груз весом до 120 тонн на расстояние почти пяти тысяч километров.
Как и у большинства грузовых самолетов и вертолетов советского производства, одной из основных задач "Руслана" была транспортировка ядерного оружия. По сведениям из открытых источников, в 1980-х годах разрабатывался проект воздушного старта межконтинетальной баллистической ракеты с борта Ан-124. Однако данный проект так и остался на бумаге - закончилась холодная война, а вслед за ней прекратил свое существование и Советский Союз.
В новых реалиях экипажам военных "Русланов" пришлось заняться коммерческими перевозками, а некоторые самолеты были переделаны под стандарты гражданских воздушных судов. Между тем несколько Ан-124 по-прежнему несут службу в ВТА.
Более благосклонна судьба оказалась к представителю другого "семейства" - тяжелому военно-транспортному самолету Ил-76. Став первым в СССР транспортником с турбореактивными двигателями, 76-й не стоит без дела с первого дня эксплуатации. Он способен перевозить до 245 солдат с оружием или обеспечить выброску 126 десантников. также в Ил-76 можно перевозить бронетехнику, состоящую на вооружении ВДВ и большую часть техники мотострелковых войск.
Кроме того на базе модернизированного самолета Ил-76МД в первой половине 1980-х годов был создан летающий госпиталь "Скальпель". Это машина могла транспортировать до 12 раненых на носилках, еще двое пострадавших размещались в реанимационном блоке.
В настоящее время в России продолжается программа модернизации Ил-76. В ноябре прошлого года завершились испытания глубоко модернизированной версии тяжелого транспортника Ил-76МД-90А. Поставлять модернизированные "Илы" будет ульяновское авиационное предприятие "Авиастар-СП". Минобороны РФ заказало порядка 40 новых самолетов, стоимость контракта оценивается в 140 млрд рублей.
Стоит отметить, что помимо межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом, Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции