О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минтранс предложил платить по €200 "лишним" авиапассажирам

Министерство транспорта дало негативную оценку легализации практики так называемого овербукинга

Министерство транспорта дало негативную оценку легализации практики так называемого овербукинга - продажи авиакомпанией заведомо большего количества билетов на рейс, чем имеется мест в самолете. Как правило, несколько мест в самолетах остаются свободными - кто-то да сдаст билет в последнюю минуту. Крупнейшие авиакомпании предлагали законодательно разрешить овербукинг. По их мнению, это поможет авиаторам бороться с кризисом в отрасли и, возможно, снизит стоимость авиабилетов.

- Также было поручение правительства РФ проработать этот вопрос. Позиция Минтранса представлена в Белый дом, - сообщили "Известиям" в пресс-службе ведомства. - По мнению Минтранса, введение овербукинга на законодательном уровне может повлечь за собой негативный социальный эффект, обусловленный недовольством граждан тем фактом, что авиакомпании в случае введения такого порядка смогут на законных основаниях переносить полет пассажира в случае нехватки места в салоне. Данную инициативу можно реализовать, в случае если компенсации пассажирам за отложенный полет будут достигать европейского уровня в €200 - тогда такой эффект сводится к минимуму.

А в худшем случае, говорят некоторые эксперты, некоторые недобросовестные перевозчики смогут даже отказывать в посадке на рейс тем, кто купил билет заранее и дешевле, чем тот пассажир, которого берут на борт. С другой стороны, и сейчас де-факто бывают случаи, когда компании перепродают места на рейсы, но затем ссылаются на технические проблемы, и клиенты остаются ни с чем.

Идея легализовать овербукинг прозвучала в конце февраля как одна из возможных мер поддержки авиаотрасли в кризис - вопрос обсуждался на закрытом совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева наряду с обнулением НДС для авиаперевозок. Аналогичная просьба со стороны авиакомпаний повторилась в этом месяце на итоговой коллегии Минтранса.

Из опрошенных "Известиями" авиакомпаний однозначно поддерживают идею легализации овербукинга "Аэрофлот" и "Сибирь" (S7).

- Мы поддерживаем инициативу официального разрешения овербукинга. В настоящее время происходит обсуждение предложений перевозчиков с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, - сказали в пресс-службе "Сибири".

- "Аэрофлот" первый, кто выступил за легализацию овербукинга. В зависимости от направления полета до 10-15% пассажиров зачастую не приходят на рейс. При этом нужно понимать, что в случае легализации овербукинга необходимо будет законодательно прописать ответственность перевозчика перед пассажиром при переносе полета, чтобы авиакомпании не злоупотребляли применением этой практики. Также в законе необходимо будет прописать и логику отбора таких пассажиров, и варианты компенсаций, - отметили в пресс-службе перевозчика.

Что касается возможных вариантов компенсаций, то в "Аэрофлоте" уточняют, что пассажиру в зависимости от обстоятельств могут предложить на следующем рейсе пересесть в бизнес-класс, начислить бонусные мили в двойном объеме или сделать скидку на следующий авиаперелет.

- Например, в одной из иностранных авиакомпаний применяется следующая практика: за несколько дней до рейса пассажиров уведомляют о том, что на рейс билетов продано больше, чем имеется мест. Далее авиакомпания оплачивает добровольно согласившемуся пассажиру пребывание в другой стране или городе, к примеру, на день и организует ему полет на следующем рейсе. Главное - понимать, что сами авиакомпании будут стремиться минимизировать количество не вылетевших пассажиров, потому что компенсация - это затраты для перевозчика, - подчеркнул представитель компании.

Поддержали инициативу легализации овербукинга и в "Ютэйр". Как заявил представитель авиакомпании, это положительно повлияет на доходы перевозчика, но никак не отразится на тарифах. Как правило, когда в системе бронирования происходят сбои и на рейс продается билетов больше, чем может вместить самолет, а "лишних" пассажиров авиакомпания пересаживает в бизнес-класс или отправляет следующим рейсом.

В "Трансаэро" же, напротив, такую идею не поддержали и отметили ее негативное влияние на имидж авиакомпании из-за неудовлетворенности "крайнего" пассажира.

- Авиакомпания "Трансаэро" является противником введения практики овербукинга в гражданской авиации России. "Трансаэро" считает овербукинг несправедливым по отношению к пассажирам, которые, имея на руках приобретенный билет, полностью выполнили все правила и условия регистрации, - заявили "Известиям" в пресс-службе компании. - Овербукинг может серьезно нарушить планы людей и даже нанести им психологическую травму, особенно если речь идет о необходимости срочного вылета или сложных маршрутах со стыковками на другие рейсы. Международный опыт свидетельствует, что пассажиры, реально пострадавшие от овербукинга, надолго сохраняют негативное отношение к перевозчику, не допустившему их к полету.

В "Уральских авиалиниях" от комментариев отказались. Эксперты по-разному относятся к введению овербукинга.

- Я против овербукинга по одной простой причине - это абсолютно не заработанные деньги для авиакомпаний. Если пассажир не пришел на рейс, авиакомпания не теряет вообще ничего, деньги-то в любом случае заплачены, - рассуждает о финансовом здоровье компаний и комфорте пассажиров председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. - Есть, например, действительно частые рейсы, например Москва-Санкт-Петербург. А если избыточный пассажир оказался на рейсе Краснодар-Магадан, который летает раз в неделю?

- Ничего страшного в легализации овербукинга нет. Критики этой инициативы обычно упирают на то, что пассажир будет терпеть какие-то неудобства. Но это не совсем так. Конечно, многое зависит от того, насколько четко будет сформулирована и прописана правовая основа. Здесь важно, чтобы российские авиакомпании в каком-то смысле переняли зарубежный опыт, - считает главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров. - Например, в Германии в случае перебронирования перед посадкой на рейс в терминале объявляется, что продано больше билетов, и пассажирам предлагают добровольно определить себя в "лишние" и за определенную денежную компенсацию перевезти их следующим рейсом через несколько часов, иногда и с повышением класса обслуживания. Естественно, в зависимости от ценности предложенного поощрения среди пассажиров может начаться борьба за это право, и желающих оказаться "лишним" обычно больше, чем реально лишних билетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка