О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Немецкий диспетчер и экипаж "Боинга" могли спасти уфимских детей?

Напомним, 2 июля 2002 года столкнулись Ту-154М "Башкирских авиалиний" и грузовой "Боинг-757", в результате чего погиб 71 человек, в том числе 45 детей и подростков. Согласно полученному редакцией документу картина трагедии практически совпадает с той, которую давала в ходе своего расследования "КП" (см. номера от 11.07 и 6.08 с. г.). Немцы расставили многие точки над "i", получили официальное подтверждение версии. Хотя возникли новые вопросы.

Установлено, что "Боинг-757" вошел в зону ответственности швейцарской диспетчерской службы за 10 минут 41 секунду до катастрофы. При этом лайнер следовал на эшелоне 260 (на высоте 26 000 футов). Диспетчер разрешил экипажу подняться до эшелона 360.

Через 5 минут 20 секунд после этого в зону швейцарца вошел наш Ту-154, который сообщил, что идет на этой же высоте. Однако диспетчер не отреагировал на данное сообщение и не развел самолеты. Установлено, что русский экипаж, получив команду диспетчера, не подтвердил ее, но сразу начал снижение.

"Расследование дало следующие результаты, - говорится в докладе:

- Воздушные суда столкнулись под прямым углом на высоте около 35 000 футов...

- Обе авиакомпании имели учебные программы для использования ТКАС (системы предотвращения столкновения), а экипажи прошли соответствующий тренинг.

- В диспетчерском пункте Цюрих в день несчастного случая в системе контроля за воздушным движением проводились работы по техническому обслуживанию. Подсистема предотвращения столкновения СТЦА во время этой ситуации не функционировала." (Это грубейшая ошибка.)

Официально подтверждена информация о том, что на своем рабочем месте был только один диспетчер, а другой отдыхал. Дан и ответ на вопрос: "Была ли женщина?"

"- Одновременно на рабочем месте... находилась ассистентка. Она не осуществляла функции по контролю движения воздушных судов, а вела принятие, обработку и дальнейшую передачу сообщений и планов полетов...

- Примерно за две минуты до катастрофы система предупреждения столкновений СТЦА соседнего Наземного центра контроля в Карлсруэ (ФРГ) подала сигнал тревоги об опасном сближении. (У швейцарцев эта система не работала...) Немецкий диспетчер пытался многократно через прямую связь установить контакт со смежным пунктом Цюрих. Связь не состоялась. (Но почему немец не сообщил об этом экипажу "Ту", с которым расстался всего четыре минуты назад и мог поддерживать радиосвязь?)

- Прямое телефонное сообщение смежных центров организации воздушного движения Карлсруэ и Цюрих не функционировало".

В сообщении германского "МАК" говорится, что "члены экипажей обоих самолетов за несколько секунд до столкновения увидели другой самолет и пытались избежать столкновения соответствующими маневрами". Мы знаем, что экипаж "Боинга-757" увидел Ту-154 почти за четыре секунды до трагедии. А наши летчики заметили встречный борт за 1,8 секунды. Из рисунка-реконструкции, представленного Федеральным бюро, видно, что "Боинг" прошел под нашим лайнером, задев "тушку" хвостом. По большому счету при таком раскладе самолетам хватило бы 20 метров высоты, чтобы разойтись. При обычной скорости снижения лайнера 10 м/с (а в экстренных случаях - 20 - 30 м/с) экипажу "Боинга" могло бы хватить четырех секунд, чтобы "поднырнуть" на 40 метров, энергично отдав штурвал от себя. А наш экипаж, как вы помните, был дезориентирован диспетчером и смотрел совсем не в ту сторону, откуда несся на него грузовой лайнер......
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка