О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ликвидаторы

В течение последних пятнадцати лет ликвидаторами обычно называют участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции, людей, которые своим самоотверженным трудом, а порой и ценою собственной жизни предотвратили ядерную катастрофу. Однако ликвидаторами зачастую называют и тех, кто что-либо уничтожает. В нашей истории речь пойдет именно о них.

Во времена СССР существовало целое министерство гражданской авиации, ведающее делами поднебесной канцелярии. С распадом супердержавы надзор за авиацией передали Минтрансу суверенной России. С тех пор глобальные перетряски в отечественной авиации наблюдаются с завидной регулярностью: в 1996 году из Минтранса выделили самостоятельную Федеральную авиационную службу, которую в самом начале 2000 благополучно реорганизовали в Федеральную службу воздушного транспорта. Служба просуществовала менее года. На рубеже веков ее упразднили, передав функции Министерству транспорта.

Судьям до сих пор приходится разбирать последствия тех рокировок. По искам сотрудников одного только Тюменского управления состоялось около полусотни судебных заседаний. В разбирательстве задействованы депутаты Государственной Думы и тюменские парламентарии, Генеральная прокуратура, Министерство юстиции, Министерство транспорта. О конфликте в крупнейшем региональном управлении воздушного транспорта страны проинформированы полпред Президента в Уральском федеральном округе, администрация самого Президента, председатель российского правительства.

Тюменское управление оказалось единственным среди шестнадцати себе подобных управлений Федеральной службы воздушного транспорта, кто в ходе очередной перетряски лишился своего имени. Более того, Тюменское управление -единственное из шестнадцати! -на основании именного приказа министра транспорта подверглось ликвидации. Мы встречались с былыми и нынешними руководителями Тюменского и Приобского управлений, генеральными директорами всех крупнейших авиакомпаний региона, представителями администрации Тюменской области. Никто из официальных лиц так и не смог разъяснить, чем вызвана экстренная смена вывески и поспешная ликвидация Тюменского управления, ведущего свою историю с февраля 1967 года.

Если допустить, что тюменцы сработали хуже своих коллег из Архангельского, Красноярского или Якутского управлений -и за это их столь сурово наказали, то почему сохранил свой пост Владислав Ревенко? Не очень-то вяжется переименование и с популярными некогда рассуждениями о сепаратизме автономных округов. Особенно после того, как жители триединой области на губернаторских выборах проголосовали за Сергея Собянина.

Как поссорились два чиновника

Что называется, не для печати чиновники и авиаторы охотно рассказывают о подноготной воздушного конфликта. Корни нашей истории уходят в период распада СССР, сопровождавшегося развалом целых отраслей народного хозяйства. В январе 1991 года министр гражданской авиации (незадолго до ликвидации самого министерства) "по инициативе руководства Тюменского управления и в связи с переходом к рыночной экономике" реорганизовал орденоносное управление в государственную авиакомпанию "Тюменьавиатранс".

Новорожденной компании, которую, как водится, возглавил начальник крупнейшего в Союзе Тюменского управления гражданской авиации Владимир Илларионов, передали не только воздушные суда и аэропорты, но и государственные функции надзора за деятельностью эксплуатантов на территории региона. Но молодое российское государство вовремя опомнилось, перепоручив в 1992 году надзор за авиаторами Минтрансу. В Тюмени практически с нуля образовали региональное управление воздушного транспорта. Его начальником назначили недавнего штурмана эскадрильи Сургутского авиаотряда Михаила Пономарева. На должность своего первого зама тот переманил из Белорусского управления гражданской авиации Виктора Алексеева, до 1988 года работавшего командиром эскадрильи Ту-154 во II Тюменском объединенном авиаотряде.

С первых же дней региональное управление попыталось обеспечить в тюменском небе равные права для всех эксплуатантов. Ко всем были предъявлены одинаково жесткие требования по обеспечению безопасности полетов. Подобная уравниловка весьма не понравилась Владимиру Илларионову, который привык полюбовно решать все вопросы непосредственно в столице, в том числе и в кабинете нашего земляка Геннадия Зайцева, в ту пору первого заместителя директора департамента воздушного транспорта Минтранса России.

Разногласия усилились после ухода Михаила Пономарева к Юрию Неелову вице-губернатором Ямала. Виктор Алексеев, назначенный в 1994 году начальником Тюменского управления, продолжал отстаивать интересы государства в регионе. Но специалистов управления и близко не подпускали к "священной корове" -международной деятельности "Тюменьавиатранса". Как правило, в инспекционные поездки за рубеж по приглашению Владимира Илларионова отправлялись руководители и ведущие специалисты самого Минтранса. Хотя всю ответственность за безопасность полетов несло региональное управление. Поэтому, когда в середине 1990-х за границей начали падать вертолеты, представители Минтранса песочили свое Тюменское управление.

Пришлось Виктору Алексееву пережить и проведенную после очередной победы Бориса Ельцина коренную реорганизацию Минтранса, в ходе которой авиаторов выделили в самостоятельную Федеральную авиационную службу. С приходом на пост директора ФАС Геннадия Зайцева разногласия между руководителями перешли на качественно новый уровень. Геннадий Зайцев командировал в Тюмень группу специалистов. Те с особым пристрастием проверяли деятельность Тюменского управления за период с 1994 по 1997 годы. Хотя криминала обнаружить так и не удалось, проверяющие отметили в акте "резкое ухудшение состояния с безопасностью полетов при уменьшении объема работ на 20 процентов", "нездоровый морально-психологический климат", а также "грубые нарушения финансовой дисциплины по расходованию бюджетных средств".

"Грубые нарушения" заключались в перерасходе фонда оплаты труда. То были очередные выборы Бориса Ельцина, и весь бюджет государства бросили на победу любимого президента, из-за чего финансирование федеральных структур сократили до минимума. Правительство предлагало платить сотрудникам лишь 50 процентов от установленного размера заработной платы. А Виктор Алексеев за счет трансфертов на командировочные и других статей выплачивал своим работникам заработную плату полностью. За что и поплатился. Геннадий Зайцев своим приказом от 14 июля 1997 года прекратил трудовой договор с начальником Тюменского регионального управления Виктором Алексеевым "за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в нецелевом расходовании средств управления и перерасходе бюджетных средств в сумме 50752 рублей".

На освобожденное от Алексеева место Зайцев назначил Владислава Ревенко, соратника Владимира Илларионова по Урайскому авиаотряду. Виктор Алексеев, уволенный по 251-й статье, обратился в суд с иском к Федеральной авиационной службе о снятии взыскания и восстановлении на работе. Суд принял решение о немедленном восстановлении Виктора Алексеева в должности начальника управления. Но Геннадий Зайцев не спешил исполнять решение. Тогда последовала серия обращений к председателю правительства, к депутатам Госдумы. Вскоре самого Геннадия Зайцева освободили от занимаемой должности. Вновь назначенный директор Федеральной авиационной службы Владимир Андреев после депутатского запроса Геннадия Райкова восстановил было Алексеева в должности начальника Тюменского управления. Но последовала очередная реорганизация и отставка Владимира Андреева.

Каждая перетряска заставляла по новой добиваться справедливости. 12 мая 1999 года Центральный районный суд Тюмени удовлетворил иск Виктора Алексеева к Федеральной авиационной службе и Тюменскому управлению, постановив решение о восстановлении на работе обратить к немедленному исполнению. Месяц спустя в трудовой книжке Виктора Алексеева появилась запись "восстановлен в должности начальника Тюменского управления Федеральной авиационной службы". С этой записью Виктор Алексеев, так и не допущенный к работе, летал по трудовым контрактам в "Когалым-авиа". Пока не был по новой уволен "в связи с ликвидацией Тюменского управления".

Суд да дело

Говорят, ликвидацию Тюменского управления задумали как единственно возможное средство для борьбы с неугодным Алексеевым. Но в водовороте событий пострадали десятки государственных служащих управления, словом или делом поддержавших своего былого начальника.

Впервые Приобское управление всплывает 31 октября 2000 года в приказе министра транспорта Сергея Франка "О межрегиональных территориальных управлениях и территориальных управлениях воздушного транспорта Минтранса РФ". Хотя в Указе Президента и постановлении правительства речь идет лишь о передаче министерству функций упраздненной Федеральной службы воздушного транспорта и всех ее региональных управлений.

21 ноября первый заместитель министра транспорта Александр Нерадько утверждает разработанное в Тюмени положение о Приобском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта. И уже с 23 ноября Владислав Ревенко начинает "мероприятия по увольнению в связи с ликвидацией Тюменского МТУ". Всем работникам выдаются предупреждения. Профсоюзная организация N1 Тюменского управления информирует транспортную прокуратуру о незаконности грозящего увольнения. Исполняющий обязанности Уральского транспортного прокурора Вячеслав Польшин выносит Владиславу Ревенко представление об устранении нарушений: "Вручение работникам управления уведомлений о предстоящих увольнениях в связи с ликвидацией незаконно. Реорганизация ТМТУ и передача его в ведение Минтранса в соответствии со статьей 29 КЗОТ не прекращает действия трудового договора. Трудовые отношения с согласия работников продолжаются на прежних условиях".

Владислав Ревенко не спешит реагировать на прокурорское представление. Профсоюзная организация обращается за поддержкой к губернатору области Сергею Собянину, полпреду Президента Петру Латышеву, главному федеральному инспектору Сергею Сметанюку, прокурору Тюменской области Эрнесту Валееву. Владимир Холодов, председатель Тюменского областного профсоюзного центра, просит министра транспорта "принять меры по соблюдению руководителем Тюменского МТУ действующего законодательства о труде", а также предлагает Сергею Франку "за превышение должностных полномочий и нарушение действующего законодательства в соответствии со статьей 37 КЗОТ расторгнуть контракт с руководителем МТУ упраздненной ФСВТ и освободить его от занимаемой должности".

Лишь 28 февраля Ревенко во исполнение представления Уральской транспортной прокуратуры отменяет свое указание: "Выданные листы об увольнении в связи с ликвидацией считать недействительными". Но специалисты Тюменского управления торжествовали не долго.

12 марта первый заместитель министра транспорта назначает Ревенко руководителем Приобского управления. А 14 марта Сергей Франк подписывает именной приказ N42 по Тюменскому управлению: "В связи с образованием Приобского МТУ на базе Тюменского МТУ ФСВТ приказываю ликвидировать Тюменское МТУ как территориальный орган упраздненной ФСВТ". Таким образом, Тюменское управление стало единственным среди подобных себе региональных структур, где Минтранс прибег к "ликвидации".

Работники управления, получив под роспись предупреждения об увольнении "в связи с ликвидацией", вновь берутся за перо. В конце апреля депутаты Тюменской областной Думы и Государственной Думы Совета Федерации Александр Черепанов и Владимир Чертищев направляют в генеральную прокуратуру и Министерство транспорта письма в поддержку работников "ликвидируемого" управления. Они информируют представителей власти, что "своими незаконными действиями Ревенко В. В. полностью парализовал деятельность управления по осуществлению специальных (исполнительных, контрольных, разрешительных, регулирующих, надзорных и других) функций в области гражданской авиации и использовании воздушного пространства на подконтрольной Тюменскому МТУ территории. Об ослаблении государственного надзора и контроля обеспечения безопасности полетов свидетельствует всплеск авиационных инцидентов. Во многом это обусловлено сложившейся нездоровой обстановкой в трудовом коллективе. Однако мер по устранению допущенных нарушений Минтрансом не принято. Более того, в нарушение статьи 22 федерального закона "Об основах государственной службы РФ", которая предусматривает конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы", руководителем Приобского МТУ ВТ МТ РФ назначен Владислав Ревенко".

Генеральная прокуратура переправила обращения в прокуратуру Тюменской области. Виктор Русских, первый заместитель прокурора области, выслал в Генпрокуратуру обстоятельное заключение для принятия мер прокурорского реагирования. Поскольку "основанием для проведения ликвидационных мероприятий Тюменского управления являются приказы и распоряжения Министерства транспорта России". Прокуратура области пришла к следующему заключению: "Проводимые организационные преобразования в Тюменском управлении отвечают требованиям статей 57-58 ГК РФ о реорганизации юридического лица. Избранный учредителем -Министерством транспорта РФ способ организационных изменений в виде ликвидации не гарантирует всем работникам трудоустройство. Тогда как при реорганизации трудовые отношения с согласия работника в соответствии со статьей 29 КЗОТ РФ продолжаются".

Финита ля комедия?

Тюменские и столичные суды вынесли уже не один десяток решений в пользу незаконно уволенных сотрудников регионального управления. В частности, Тверской межмуниципальный суд Центрального административного округа Москвы, приняв иск Виктора Алексеева к Министерству транспорта России и к ее Приобскому управлению, долго и тщательно анализировал обстоятельства дела. Но, несмотря на нажим свыше, суд все-таки признал, что "Тюменское МТУ ФСВТ России ликвидировано не было, а претерпело реорганизацию в форме преобразования в Приобское МТУ ВТ Минтранса РФ". В ноябре 2001 года Виктора Алексеева восстанавливают в должности начальника управления с выплатой причитающейся зарплаты за период вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Правда, до работы Алексеева так и не допустили, и тот уволился из управления по собственному желанию.

22 мая 2002 года Центральный районный суд Тюмени под председательством федерального судьи Лидии Головачевой восстанавливает на работе в Приобском управлении незаконно уволенного специалиста поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Павла Балабу. Однако представители Приобского управления и Минтранса России добиваются отмены данного решения. Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда направила дело на новое рассмотрение, посчитав, что "суд восстановил Балабу П. И. на работе в учреждении, в котором тот никогда не работал". Очередное слушание дела в Центральном районном суде назначено на 30 августа.

Тем временем Центральный районный суд Тюмени 19 августа восстанавливает в Приобском управлении еще семерых незаконно уволенных специалистов. Во вторник они приступают к работе. Но история наша не закончена. "Ликвидаторы" упорно не хотят понять, что ликвидировать территориальное управление без перехода прав и обязанностей к другим лицам в соответствии с действующим законодательством просто невозможно.

В соответствии с Гражданским кодексом "ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам". Следовательно, в случае фактической ликвидации Тюменского управления Федеральной службы воздушного транспорта России государство утрачивает какой бы то ни было контроль обеспечения безопасности полетов, а также деятельности гражданской авиации и аэропортов на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Впрочем, это абсурдное заключение, может быть, не так и далеко от истины. По итогам прошлого года Тюменская область признана самым неблагополучным регионом в стране по обеспечению безопасности полетов. Тюменские авиапредприятия допустили за год 76 авиационных событий, в которых погибло 7 человек и повреждено 11 воздушных судов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Тюменские известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка