О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет "Птенца" над гнездом браконьера

Когда несколько свеженапиленных срубов были погружены на "КамАЗы" и заказчику только оставалось расплатиться с исполнителем, со стороны города раздался характерный гул приближающегося патрульного дельтолета, принадлежащего Кудымкарскому лесхозу.

- Засекли, черти! Давно их пострелять надо было, - выругался один.

- Ничего, долетаются еще.

Через некоторое время лесовозы с краденой древесиной были задержаны на шоссе сотрудниками милиции. Наряды на вывозимый с делянки лес, как и предупреждали милиционеров воздушные патрули, оказались поддельными. По факту незаконной рубки, а проще говоря, кражи в особо крупных размерах Кудымкарским ОВД возбуждено уголовное дело. Всего же за три месяца было возбуждено шесть подобных дел. По остальным фактам работники лесхоза составили протоколы, все они переданы на рассмотрение в правоохранительные органы.

Кроме обнаружения фактов браконьерства лесных угодий, дельтолеты успешно применялись для обнаружения лесных пожаров, которых в этом году в Коми-Пермяцком автономном округе было зарегистрировано восемь. Причем многие возгорания удалось быстро локализовать именно благодаря оперативной сводке пилотов сверхлегких летательных аппаратов. Год назад их приобрела администрация Коми-Пермяцкого АО как раз для обнаружения лесных пожаров. Это были два мотодельтолета типа "Экспресс" и один сверхлегкий двухместный самолет "Птенец-2" общей стоимостью чуть больше миллиона рублей. Техника себя зарекомендовала отлично. Ведь основное богатство в этих краях - лес, и его нужно охранять от огненной стихии и браконьеров, которые ежегодно незаконно вырубают десятки, а то и сотни гектаров.

Казалось бы, применение в лесхозах малой авиации полностью себя оправдало, дав экономического эффекта почти на два миллиона рублей.

И вдруг - как гром с ясного неба! В самый разгар лета, 5 июля, в пик пожароопасного периода, начальник Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Коми-Пермяцкому округу Валерий Кочев подписывает приказ об освобождении от занимаемой должности директора Кудымкарского лесхоза Ивана Радостева за... неоднократное неисполнение своих трудовых обязанностей. А поскольку два дельтолета и минисамолет находятся на балансе именно Радостева, а его сотрудники являются по совместительству еще и пилотами, то летательную технику у них велено изъять и передать на временное хранение в Кудымкарский авиаотряд. Причем делается это в спешке, с нарушением технологии разборки и дальнейшей транспортировки. Дорогую и хрупкую технику сваливают, как дрова, в кузов трактора и увозят на территорию местного аэропорта, а на бокс навешивается амбарный замок.

Что же побудило начальника управления Кочева принять такое решение? Многие работники лесхоза были в недоумении и только высказывали свои предположения. Дескать, Радостев со своими дельтолетами нажил себе кучу врагов, в первую очередь среди бизнесменов, или, как их тут называют, крупных лесопользователей, занимающихся реализацией леса. Проще говоря, перекрыл денежный ручеек тем, кто незаконно вывозил и продавал лес. Во время воздушного патрулирования все браконьеры оказались видны как на ладони.

Было ли давление со стороны этих людей на начальника управления, сказать трудно. В адрес же самого Радостева и его главного инженера Дмитрия Крючкова, являющегося еще и пилотом дельтолета, угрозы раздавались неоднократно. Вплоть до того, что будем стрелять по вашим дельтолетам. А места здесь глухие, закон - тайга. В отдаленных северных лесничествах без ружья в лес никто не ходит, а самое близкое расстояние от одного поселка до другого - 50 километров. Случись что, могут и не найти. Сам же Валерий Кочев свое решение, связанное с отстранением "летающего директора лесхоза" от должности и изъятие у него крылатых машин, объясняет неоднократными нарушениями, выявленными в Кудымкарском лесхозе в ходе многочисленных проверок. Все они отражены в приказе, занимают несколько печатных страниц и больше похожи на приговор судьи.

Когда я показал пункты этих нарушений директору Косинского лесхоза Александру Сусину, которого, кстати, в управлении считают самым добросовестным и принципиальным работником, он прямо в присутствии своего руководства заявил, что Радостев снят незаконно. Те незначительные нарушения, которые ему ставят в вину, найдутся у каждого директора лесхоза. А если уж и снимать за это с работы, то не директора, а главного лесничего. Поскольку директор прежде всего хозяйственник: где достать технику, горючее, вопросы кадров и т.д. А за сохранность леса несут ответственность лесники. С них и спрос. Однако в управлении все сделали наоборот: директора в шею, а на его место - лесничего. Получается, за нарушения человека еще и в должности повысили.

Однако начальник управления был непреклонен в своем решении, и в конце концов из разговора удалось выяснить, что снят он в основном за невыполнение его приказа перевести свою авиацию в поселок Керос Веслянского лесхоза, как в наиболее пожароопасный район. Так почему же Радостев отказался выполнить, казалось бы, правильное указание руководства.

Дело в том, что еще в прошлом году Кудымкарский лесхоз направлял туда технику и пилотов. Возглавлял летный состав директор местного аэроклуба Александр Рычков, в прошлом пилот вертолета и энтузиаст мини-авиации. Именно он отвечал за безопасность всех полетов над тайгой, где вынужденная посадка связана с большим риском. А радиосвязи с "Птенцом" и дельтолетами не было: аппаратура очень громоздка и в крохотных кабинках не умещалась. В общем, пилот улетал на очередную разведку на свой страх и риск без связи с землей. Даже если ему при падении и удалось бы остаться в живых и избежать серьезных травм, идти много километров по тайге без еды и оружия под силу далеко не каждому. Но такой отчаянный парень все же нашелся. Дмитрий Крючков, бывший охотовед и профессиональный охотник, за год освоил дельтолет и уходил в патрулирование почти ежедневно.

В этом году Рычков, отвечающий за безопасность полетов в труднодоступных районах, поднял вопрос об этом еще в марте. Подал заявку, что надо сделать, чтобы люди работали не с риском для жизни и жили в более или менее сносных условиях. В управлении на эти доводы никак не отреагировали. И тогда директор аэроклуба запретил полеты, которые не обеспечивают безопасность. Не дай бог авария, и отвечать перед законом будет руководитель полетов, а не начальник управления, пославший их туда.

Но в Управлении природных ресурсов даже слышать не хотят об этих доводах. Дескать, директору лесхоза и его сотрудникам дельтолеты нужны только... для развлечения и собственной выгоды.

- На День молодежи разбрасывали листовки против наркотиков, - обвиняет заместитель начальника Управления лесной службы Руфина Поликарпова. - А надо было бросать листовки хотя бы по нашей тематике: "Берегите лес от пожаров" или что-то в этом роде.

А вместе с тем в активе есть тридцать актов, составленных пилотом и инженером лесной службы Дмитрием Крючковым. И в каждом - факты о выявленных с воздуха незаконных порубках, переданные в Кудымкарское ОВД. Плюс отснятые фотовидеоматериалы, сделанные с воздуха, по которым моментально можно определить нанесенный ущерб.

- Кстати, поначалу директор лесхоза Радостев всячески хотел откреститься от неожиданно свалившихся на него дополнительных обязанностей по патрулированию лесов на дельтолетах и мини-самолете, - говорит директор аэроклуба Александр Рычков. - Ведь для него это дополнительная головная боль: надо готовить пилотов, закупать снаряжение, радиостанции, найти место для хранения машин, дополнительный расход горючего, которое и так строго лимитировано, да еще нужно получить в Нижнем Новгороде сертификацию на использование летательных аппаратов.

А потом Радостев поднялся вместе с Рычковым в воздух и, что называется, заболел небом. И еще: уже после первого полета он понял, какие огромные возможности дает воздушное патрулирование в отличие от наземного. И стал всячески поддерживать новшество.

Естественно, протоколы по незаконным рубкам в лесхозе выросли втрое. А кому это понравится. У всех тишь да гладь, а у Радостева - кругом браконьеры. Кстати, многие его коллеги также считают, что он пострадал из-за своей чрезмерной принципиальности и нетерпимости к расхитителям леса. Конечно, если семья крестьян, утащив пару-тройку стволов на дрова, не оплатив по счету, - это одно. И совсем другое - когда богатенькие браконьеры воруют лес сотнями кубометров открыто, внаглую. Именно они в первую очередь были заинтересованы подрезать крылья лесхозу, чтобы никогда в воздух не поднимались дельтолеты и не мешали привычному грабежу.

Между прочим, в округе все же попробовали применить мини-авиацию - и за голову схватились. Кругом сплошные нарушения и воровство. Может, действительно стоит жить тихо, не высовываясь, давать средненькие отчеты о порубках и пожарах, как в былые времена. А дельтолеты, тарахтящие постоянно над головой, только мешают. Лучше прервать этот нежелательный полет "Птенцов" над браконьерскими гнездами. Так спокойнее....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка