О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ВВС Украины : десять лет взлетов и... падений

На 31 августа (последнюю субботу месяца) в соответствии с Указом Президента Украины, приходится профессиональный праздник для тех, кто связан с авиацией. Для военных авиаторов это еще и юбилейный год - десять лет назад были созданные Военно-Воздушные Силы Украины. Это произошло 17-го марта 1992 года, когда в соответствии с директивой начальника Главного штаба ВС Украины, в Виннице, на базе управления 24-й воздушной армии было сформировано командование Военно-Воздушных Сил.

К юбилею воинские авиаторы готовились заранее, планировались разные праздничные мероприятия с концертами, показами, в том числе и воздушными, авиационной техники... Но трагедия, которая произошла на аэродроме в Львове, поставила точку на всех этих мероприятиях.

И все же, десять лет Военно-Воздушным Силам - отдельному виду Вооруженных Сил Украины исполнилось. Это обязывает окинуть глазом прошлое, вспомнить и успехи, а их было немало, и неудачи, которые, к сожалению, сопровождали военных авиаторов, и взглянуть в будущее, которое, безусловно, у ВВС есть.

В наследство нашим ВВС от армии бывшего Союза досталась довольно большая авиационная группировка: по численности боевой техники и военнослужащих она занимала третье-четвертое место в мире. По крайней мере, такого количества боевых самолетов ни одна европейская страна в 1992 году не имела.

Для молодого Украинского государства содержание такой многочисленной авиационной "команды" было обременительно. Поэтому началось интенсивное реформирование авиационных частей, с сокращением количества самолетов, другой техники.

На сегодняшний день вместо четырех авиационных армий образованы два авиационных корпуса, из десяти авиационных дивизий осталась одна авиационная группа, на базе семи авиационных училищ образован один институт с авиационным командованием. Прошли десятки других структурных изменений. Это означает, что была расформирована не одна сотня военных частей, в их числе и немало летных. Но стала ли новая структура ВВС оптимальной для управления, а, в случае необходимости, и для применения? Наконец, сокращены ли именно те военные части и управленческие структуры, которые были лишними? В большинстве случаев это так. Но, по признанию авиационных специалистов, некоторые из летных полков находятся не там, где было бы лучше для их применения в критический период. Однако на это не нашлось соответствующих средств.

В разговоре с автором статьи начальник штаба ВВС высказал мысль о целесообразности создания в Украине трех - четырех больших авиационных баз, на которых дислоцировались бы основные силы бомбардировочной и истребительной авиации. Это позволило бы сократить структуры обеспечения, а, значит, удешевить содержание ВВС. Однако, лишь в Староконстантинове на одном аэродроме базируются два летных полка - бомбардировочный и истребительный. Поэтому образование больших авиационных баз это, наверное, дело следующего десятилетия в истории отечественных ВВС.

А прошлое, кроме структурных перестроек, включало в себя: участие в десятках разных учений, сотни летных смен, тысячи вылетов - словом то, что называется повседневной служебной деятельностью. Впрочем, учения и даже проведение летных смен к повседневным делам не отнесешь - они были нечасто. Сегодня следует назвать наиболее важные события, связанные с боевой подготовкой. Самые масштабные учения за десятилетнюю историю состоялись на Киево-Александровском полигоне. На нем были задействованы десятки самолетов разных типов и назначения - от маленьких беспилотных самолетов-разведчиков "Стрижей" до тяжедых бомбардировщиков Ту-22М3:

1999 год. Июль. Командно-штабная тренировка "Реакция-99", в ходе которой осуществлялась комплексная проверка боеготовности органов управление стратегического, оперативного и оперативно-тактического назначения, способности боевого ядра ВВС выполнять практические задачи. К нанесению ракетно-бомбовых ударов были привлеченны экипажи из 19 авиаполков. Самолеты поднялись с 17 аэродромов и успешно выполнили поставленные задачи.

10-е сентября. Впервые в истории авиации Украины боевые самолеты Миг-29 осуществили посадку на участке автомобильной дороги. Первым самолет посадил генерал-полковник Виктор Стрельников. За ним еще четыре летчика. Потом самолеты поднялись в воздух и возвратились на аэродром базирования в Староконстантинов.

Октябрь. Учение "Дуэль-99", где под руководством Министра обороны Украины отрабатывались наиболее важные элементы управления объединениями, соединениями, частями и подразделениями по всем видам ВС. От ВВС и авиации ВМС в них приняли участие 49 самолетов и вертолетов. Это было наиболее масштабное учение по такой тематике.

2000 год. Февраль. Командно-штабное учение ВВС. Оно было исследовательским, поэтому, кроме обычных целей, изучался вопрос всестороннего обеспечения применения ВВС.

Март. На базе Западного оперативного командования впервые были проведены исследовательские командно-штабные учения по действиям частей ВВС в интересах наземных войск. В них принимал участие 14-й авиационный корпус под командованием генерал-лейтенанта Сергея Онищенко. Состоялись пуски ракет и бомбометание на авиаполигоне Камянка-Бугская, которые выполняли 20 самолетов.

Июль. Два самолета Ту-22М3, управляемые подполковниками Василием Ткаченко и Виктором Савченко, осуществили полет в район Баренцевого моря, на расстояние более 2,5 тысяч километров, где выполнили успешные пуски ракет класса "воздух - земля". Ракеты поразили цели на расстоянии более 300 километров.

Август. В рамках учения "Боевое содружество -2000" четыре самолета-истребителя осуществили полет в район авиаполигона под Астраханью в России, где выполнили пуски ракет "воздух-воздух". Пуски таких же ракет были осуществлены и над водами Черного моря. Но это уже пришлось на следующий 2001 год. В том же году были и командно-штабные учения и тренировка, в которых принимали участие ВВС. К успехам, безусловно, можно отнести и воздушный парад над Киевом по случаю 10-й годовщины независимости Украины.

Перечень успешных действий военных авиаторов можно продолжать и это, безусловно, их заслуга. И все это происходило на фоне общего спада натренированности экипажей, уменьшении налета во всех авиационных полках, потери высококлассных летчиков, которые освобождались в запас. Значительно снизилось количество исправной авиационной техники. А все это из-за неудовлетворительного материально-технического обеспечения, в частности горючим, и финансирования ВВС. Так в 1999 году, который считается самым лучшим за последние годы по материальному обеспечению, ВВС получили лишь 20 процентов от того горючего, которое поступало военным авиаторам в 1992 году. А уже в 2000 году горючего поступило в четыре раза меньше, чем в предыдущем. Не увеличивалось, а, наоборот, уменьшалось его поступление в следующие годы. Это не могло не привести снижению боеготовности и боеспособности авиационных частей. Вызвало оно и падение престижа профессии летчика. Опытные воздушные бойцы, не выслужив надлежащих сроков, освобождались от воинской службы. А вот желающих поступить на летную специальность в Харьковский институт ВВС с каждым годом становилось все меньше. Да и как их число могло возрастать, если в последние два года летчики из этого учебного заведения вообще не выпускались. К большому сожалению за годы существования ВВС ВС Украины происходили и прямые падения самолетов. Возле центрального корпуса главного штаба ВВС сооружена памятная стела, на которой вычеканены имена тех, кто не вернулся из последнего полета. Их там уже более десяти. Наибольшей авиакатастрофой за десятилетнюю историю наших ВВС стала трагедия, которая произошла на аэродроме во Львове. Это черная страница, которая будет напоминать не одному поколению авиаторов насколько опасны, а потому недопустимы ошибки при пилотировании самолетом и организации полетов.

И все же в праздничной публикации следует больше говорить о приятном. К такому безусловно можно и следует отнести участие наших пилотажников в международных соревнованиях, выставках и авиашоу. А первым было заокеанское турне делегации украинских авиаторов, возглавляемой тогда еще первым заместителем командующего ВВС генерал-майором Ярославом Скалько. На большом транспортном самолете "Руслан" к Соединенным Штатам Америки было доставлено два самолета Миг-29 с экипажами и обслуживающим персоналом. Лучшие пилотажники к тому времени полковники Александр Россошанский и Николай Кузнец продемонстрировали высший пилотаж во многих городах США и Канады, чем "открыли" для американцев Украину. После этого были успешные выступления полковников Николая Кузнеца, Федора Тищука, пилотажной группы "Украинские соколы" на авиашоу в Великобритании, Чехии, Словакии, Турции, Израиле, Австрии и некоторых других странах.

Эти успешные выступления, и прочие мероприятия вызвали незаурядное любопытство к ВВС ВС Украины со стороны зарубежных авиационных специалистов и руководителей военных авиационных структур. Об этом свидетельствует возрастание визитов делегаций разного уровня, от возглавляемых командующими (начальниками штабов) ВВС многих стран, до отдельных авиабаз, которых с каждым годом становилось все больше. И в 1999 году, который в этом плане можно назвать пиковым, состоялось более 50 разных мероприятий, с участием авиационных представителей разных стран. Все это свидетельствует о возрастании имиджа отечественных ВВС в мире, о доверии и уважении к ним. А, следовательно, и укреплении авторитета Украины на международной арене.

Говоря сегодня про Военно-Воздушные Силы нельзя не вспомнить и о ремонтно-производственной базе этого вида Вооруженных Сил. А она включает в себя девять государственных авиаремонтных предприятий, которые сумели в сложных экономических условиях сохранить производственный потенциал, перепрофилироваться, найти свое место в производственной сфере страны и теперь поддерживают боеспособность авиационной техники. С ними связанно и ближайшее будущее ВВС, которым они могут открыть авиатехнике "второе дыхание". По оценкам специалистов, авиаремонтные предприятия могут, и некоторые уже приступили к этому, заниматься модернизацией авиационной техники. Это позволит при минимальных затратах, что довольно важно, продолжить сроки эксплуатации многих самолетов еще на 15 лет, а также улучшить их летно-боевые качества.

Однако дальнейшее будущее ВВС невозможно без создания принципиально нового многоцелевого боевого самолета. Украина, опираясь на имеющийся научно-производственный потенциал, в кооперации с другими странами, способна справиться с такой задачей. Как, скажем, решила проблему по производству самолетов Ан-70. Для этого необходима воля, государственный подход и целенаправленные действия.

Относительно ближайшего будущего Военно-Воздушных Сил, то оно почти полностью зависит от улучшения материально-технического и финансового обеспечения. В последнее время появились некоторые положительные тенденции. По словам Министра обороны Украины генерала армии Украины Владимира Шкидченко, направленным к военным авиаторам во время недавнего пребывания в Виннице, уже в ближайшие дни к летным частям из государственного резерва поступит десять тысяч тон авиационного керосина. В дальнейшем тоже можно ожидать поступления авиационного горючего. А со следующего года планируется почти вдвое увеличить бюджетные затраты на потребности обороны. Тогда и ВВС достанется больше из общего воинского каравая. Это означает, что в следующем десятилетии можно рассчитывать на улучшение ситуации. Поэтому хочется верить, что у военных летчиков будет больше уверенных, удачных взлетов и не будет досадных падений....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аэрокосмический портал Украины». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка