О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Это очень серьезный документ"

В среду Совбез ООН рассмотрит проект резолюции по малайзийскому Boeing. Заседание начнется в 22:00 по московскому времени. Документ выдвигается от имени пяти стран: Малайзии, Нидерландов, Австралии, Бельгии и Украины

В среду Совбез ООН рассмотрит проект резолюции по малайзийскому Boeing. Заседание начнется в 22:00 по московскому времени. Документ выдвигается от имени пяти стран: Малайзии, Нидерландов, Австралии, Бельгии и Украины. По мнению авторов резолюции, трагедия "представляет угрозу международному миру и безопасности" и должна быть тщательно расследована. Корреспондент ИД "Коммерсантъ" Елена Черненко рассказала подробности ведущей радио новостей Наталье Ждановой.

- В среду сайт "Коммерсанта" опубликовал текст резолюции. Каково содержание этого документа?

- Документ не очень объемный --2,5 страницы, однако к самому тексту резолюции прилагается еще и непосредственно устав трибунала, который предлагается создать, он уже более объемный. В резолюции, которая была предложена пятью странами и в среду будет вынесена на голосование, говорится о том, что международный трибунал должен быть создан по седьмой главе Устава ООН.

Я напомню, что эта глава разрешает применение санкций и силы в отношении тех стран, которые не исполняют требования той или иной резолюции. Это очень серьезный документ. При этом в резолюции речь идет о наказании не только непосредственных исполнителей, виновников этой трагедии, но и тех, кто косвенно способствовал этой трагедии.

В целом же в документе достаточно подробно прописано, каким должен быть этот трибунал, пока еще не решено, в проекте устава трибунала не сказано, где должна находиться его штаб-квартира. Однако, например, уже сказано, что он должен состоять из трех главных органов. Это три палаты судей, прокурор и канцелярия. Предполагают, что вердикты должны выносить трое судей, официально же в палате должно быть пять человек. И судьи должны назначаться генеральным секретарем ООН на пять лет. При этом максимально возможный срок по итогам разбирательства - это 30 лет тюрьмы или пожизненное заключение. Также отмечается, что вердикт данного трибунала должен быть приоритетным по сравнению с решениями национальных судов. Расходы на деятельность трибунала должны взять на себя добровольные жертвователи, государства и межправительственных и неправительственных организаций.

- А в этом тексте что-то упомянуто о причинах трагедии?

- Есть ссылка на предварительный доклад о причинах трагедии, выпущенный управлением по безопасности полетов Нидерландов. В этом докладе сказано, что "самолет был разрушен большим количеством объектов, летевших с большой силой, поразивших самолет снаружи". То есть такая лишь предварительная версия нидерландских следователей упоминается в проекте резолюции, ничего более подробного пока о причинах трагедии не сказано. Сказано лишь, что она должна быть тщательно расследована и что все виновные должны быть привлечены к ответственности.

- Но в целом что можно сказать об этом тексте? Он достаточно нейтрален, судя по этому пересказу? Или есть все-таки какие-то политические аспекты здесь, о чем заявляет Москва, что трибунал создается для того, чтобы создать некое политическое шоу? Но, исходя из текста резолюции, это следует или нет?

- Понятно, что смущает Москву. Скажем, тот факт, что трибунал предлагается создать по седьмой главе Устава ООН, это очень серьезный момент. Я напомню, что когда в Ливии вводили бесполетную зону для того, чтобы защитить гражданское население, та резолюция также проводилась по седьмой главе Устава ООН, что в итоге дало участниками западной коалиции, которая бомбила Ливию, возможность не просто создать эту бесполетную зону, но и разбомбить полстраны, все в соответствии с данной резолюцией. Просто они трактовали ее гораздо шире, чем это изначально предполагалось. И тот факт, что здесь предлагается также провести это по этой главе, несколько настораживает.

В целом позиция Москвы такова, что неправильно представлять авиакатастрофу в качестве угрозы международному миру и безопасности, таким образом опять же подводить ее под трибунал по седьмой главе Устава ООН.

Также в Москве напоминали, что никогда ранее в случае, когда происходили трагедии с гражданскими самолетами, их сбивали, как, например, в 2001 году, это было, когда украинские ПВО сбили российский авиалайнер. Или ранее, когда иранский самолет был уничтожен американцами, что тогда не создавалось международных трибуналов. Сам по себе текст этой резолюции действительно достаточно нейтрален, и призывы, которые в нем содержатся, все объективно очень правильные, нужные, но понятно, почему он смущает Москву.

- Еще что касается сроков создания этого трибунала, там что-то об этом сказано или нет? Потому что опять же в Москве заявляют о том, что до завершения расследования ни о каких трибуналах речь не может идти.

- Если я правильно понимаю, трибунал должен начать создаваться сразу же после принятия этой резолюции, поскольку все уже достаточно четко прописано, устав очень подробный, речь не идет о каком-то отложенном трибунале, через несколько лет предполагается, что он должен быть создан, как только соответствующая резолюция будет принята. Однако российские официальные лица достаточно ясно уже дали понять, что они намерены использовать в Совете безопасности ООН свое право вето....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка