АК "Якутия"
29 июля 2015, 19:09
Валерий Кузьмин на трассе Аляска - Сибирь
Исторический перелет в рамках проекта "Аляска - Сибирь-2015", приуроченный к 70-летию Великой Победы, в эту субботу сделает остановку в Якутске
Все военные годы на трассе Алсиб, участвуя в перегоне американских самолетов, работал один из известнейших летчиков Якутии - Валерий Кузьмин.
Вот как об этом периоде жизни В.И.Кузьмина писал в своих публикациях писатель, кандидат исторических наук Иван Негенбля:
В октябре 1941 года решением Государственного Комитета Обороны для связи с США началось строительство Особой воздушной линии (ОВЛ) через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию до Красноярска. Из Якутской авиагруппы в распоряжение Управления ОВЛ, проводившего изыскания, строительство новых и реконструкцию существующих аэродромов, откомандировали из Якутской авиагруппы нескольких пилотов. В их число попал и Валерий Кузьмин.
Где только не садился Кузьмин на вездесущих бипланах У-2 и П-5. Выручал опыт. В Усть-Нере еле примостил самолет прямо на улице - другого, более удобного местечка не сыскал. В родном Инняхе приземлился на хлебное поле. Не обходилось без ЧП. Как-то при посадке на озеро в районе Чагды самолет, проломив лед, провалился по самые плоскости. К счастью, случилось это недалеко от берега. Но только через трое суток, с помощью местных жителей и пассажиров удалось вызволить его из ледового плена.
Не одна подобранная с самолета Кузьмина площадка в тайге и тундре становилась аэродромом перегоночной трассы.
Осенью 1942 года на пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском были в основном закончены строительство и реконструкция аэродромов, и по воздушной трассе, получившей название "Аляска - Сибирь", началась перегонка самолетов, поставляемых в нашу страну из США по ленд-лизу.
А самолет Кузьмина продолжал летать не только по безбрежным просторам Якутии, но бывал и в Иркутской области, и даже в Красноярском крае. Возил срочные грузы и запчасти, почту и служебных пассажиров, выполнял неотложные санитарные задания.
За время войны по трассе Аляска - Сибирь было доставлено в Советский Союз около восьми тысяч самолетов, активно участвовавших в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Условия полетов на трассе были очень сложные, не обходилось без летных происшествий и трагических событий. Нередко на поиски пропавшего самолета вылетал Кузьмин.
В личном деле Валерия Ильича за годы войны накопилось много характеристик и представлений к поощрениям. В этих документах есть и небезынтересная для нас информация, которая как бы подытоживает работу пилота Кузьмина за этот период:
"Младший лейтенант В.И. Кузьмин прибыл в 8-й транспортный авиаполк 1-й перегоночной авиадивизии в октябре 1943 года на должность второго пилота самолета С-47. Хорошо освоил вождение самолета по радио, умело пользуется им при полетах вне видимости земли. Техника пилотирования днем в открытой кабине отличная, в облаках - хорошая. К предполетной подготовке относится серьезно. Летать любит, в полетах вынослив".
За время работы в полку Кузьмин перегонял американские самолеты С-47, а также занимался перевозкой личного состава перегоночных полков, пассажиров и грузов. В феврале 1946 года он был утвержден в должности командира воздушного судна....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Якутия"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции