Газета.Ru
30 июля 2015, 20:33
Небо теряет пассажиров
Российский рынок авиаперевозок продолжает сокращаться
Российские авиакомпании перевезли за январь-июнь текущего года в общей сложности около 41,206 млн пассажиров, что на 0,7% меньше, чем за аналогичный период 2014 года, следует из статистики Росавиации за первое полугодие текущего года. Сокращение произошло за счет уменьшения числа пассажиров на международных рейсах на 14,2% в годовом исчислении, до 18,294 млн человек.
Падение на зарубежных направлениях было частично компенсировано ростом на 13,5% числа пассажиров на внутренних рейсах, до 22,912 млн человек.
В последние два месяца, в мае и июне, рост внутренних перевозок был столь существенным, что удавалось даже добиться роста общего объемов пассажирских перевозок несмотря на сокращение пассажиропотока на международных рейсах. Так, в мае число перевезенных пассажиров выросло на 1,2%, в июне - на 0,6%. Но переломить негативную тенденцию в целом за полугодие и перевести показатель перевезенных пассажиров в положительную динамику из-за низких показателей начала года пока не удалось.
Смогли увеличить число перевезенных авиапассажиров такие авиакомпании, как "Аэрофлот" (+9,3%), "Трансаэро" (+0,4%), "Россия" (+7,8%), "Уральские авиалинии" (+1,5%), "Глобус" (+18,5%), "ВИМ-Авиа" (+19,7%) и "Аврора" (+8,7%). Сокращение числа пассажиров в первом полугодии текущего года зафиксировали "Сибирь" (-0,3%), "ЮТэйр" (-39%), "Оренбургские авиалинии" (-4,2%) и "Северный ветер" (-44,8%).
В отличие от первого полугодия 2014 года в текущем году международные авиаперевозки уступили внутрироссийским перелетам первое место по количеству пассажиров.
Если в прошлом году на зарубежных рейсах было перевезено 21,325 млн против 20,184 млн человек на внутрироссийских полетах, то в этом году соотношение кардинально изменилось: на рейсах внутри страны путешествовали 22,912 млн против 18,294 млн человек на международных маршрутах.
Но резкое увеличение внутренних перевозок имело для авиакомпаний и побочный эффект в виде сокращения процента занятости пассажирских кресел.
Показатель уменьшился с 77,9 до 77,2% по итогам января-июня 2015 года. При этом сокращение было обеспечено внутрироссийскими линиями: на них процент занятости оказался ниже среднего показателя, сократившись с 73,9 до 73%. Связано это во многом с тем, что в текущем году многие авиаперевозчики перенаправили провозные емкости с сокращающегося рынка международных перелетов на внутренний рынок, в первую очередь на курортные направления, такие как Сочи, Анапа и Симферополь. "Из-за переориентации внутренний рынок оказался завален предложениями с избытком, что привело к снижению занятости кресел", - пояснил "Газете.Ru" главный редактор "Авиапорта" Олег Пантелеев.
Снижение показателя занятости пассажирских кресел продемонстрировали такие авиакомпании, как "Трансаэро" (-0,3 п.п.), "Россия" (-0,6 п.п.), "Сибирь" (-0,6 п.п.), "ЮТэйр" (-8,3 п.п.), "Оренбургские авиалинии" (-6,7 п.п.), "Глобус" (-3,3 п.п.) и "Аврора" (-6,4 п.п.). Добиться повышения заполняемости рейсов смогли "Аэрофлот" (+0,4 п.п.), "Уральские авиалинии" (+1,2 п.п.), "Донавиа" (+0,3 п.п.), Red Wings (+12,2 п.п.).
Тем не менее на международных рейсах, наоборот, зафиксировано повышение заполняемости рейсов с 80,3 до 80,4% по итогам января-июня 2015 года. Этому способствовало несколько факторов. В первую очередь увеличению процента занятости кресел способствовало сокращение международных рейсов со стороны зарубежных авиаперевозчиков, что привело к уменьшению предложения на рынке авиаперевозок.
Еще одним фактором стала существенная оптимизация чартерных программ по зарубежным маршрутам из российских регионов. Это также привело к повышению заполняемости оставшихся международных рейсов. К тому же часть пассажиров из регионов оказалась вынуждена отправляться за рубеж транзитом через аэропорты Московского авиационного узла (МАУ). "Соответственно, консолидация пассажиропотока в Москве несколько улучшила загрузку авиакомпаний, работающих в столице", - добавил Пантелеев.
По мнению аналитиков, внутренние перевозки и в следующем полугодии будут превалировать над международными направлениями.
"Нет никаких сомнений, что внутренние перевозки будут так же интенсивно расти в июле. В августе многое зависит от того, не будет ли каких-нибудь болезненных скачков курса рубля, которые заставили бы людей испугаться и остаться дома, но пока прогнозы на август тоже очень хорошие, - прогнозирует Пантелеев. - Но как только море начнет остывать, прогнозы с каждым месяцем будут все печальнее и печальнее. Для авиакомпаний наступит время повышенного риска: им придется перекредитоваться". При этом пиковый летний сезон продаж будет уже пройден....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции