Известия
2 ноября 2015, 10:30
"Когалымавиа" пыталась заработать на возврате НДС
Судя по документам, изъятым следователями в офисе авикомпании "Когалымавиа", в 2014 и в 2015 годах ее руководство пыталось поправить тяжелейшее финансовое положение компании, в том числе за счет сомнительных налоговых схем
После трагедии A-321 cледователи изучают документы по финансово-хозяйственной деятельности "Когалымавиа". Уже понятно, что финансовая ситуация в компании была тяжелой: в 2014 году сильно выросла себестоимость полетов - с 5,9 млрд рублей до 7,2 млрд, при этом чистая прибыль упала в 36 раз - с 87 млн до 2,4 млн рублей. У компании были миллиардные долги перед партнерами и своими сотрудниками, которые по несколько месяцев не получали зарплаты.
"Когалымавиа" обрастала кредитами: долговые обязательства в 2013 году оценивались в 354,9 млн рублей, а в 2014 году уже в более чем 1 млрд. Судя по документам, руководство "Когалымавиа" пыталось поправить экономическое положение не только кредитами, но с помощью сомнительных налоговых схем. Например, в 2014-2015 годах компания неоднократно и настойчиво пытались выбить из бюджета НДС почти на 100 млн рублей.
Каждый раз авиакомпания предоставляла в столичное УФНС №8 и суды похожие доводы для возмещения НДС: якобы она несла различные затраты в аэропорту, а также по наземному обслуживанию своих самолетов (заправка, уборка, техническое обслуживание). Однако, налоговики проводили камеральные проверки, в большинстве случаев признавая требования авиакомпании неправомерными. "Когалымавиа" в свою очередь пыталась выбить из ФНС деньги через суды, в том числе и копеечные суммы. Так, один из первых исков был подан в 2012 году к ФНС на сумму 4 тыс рублей.
Дольше всего длится противостояние между авиакомпанией и столичной инспекцией ФНС №9, которая в 2014 году отказала в возмещении 9,3 млн рублей НДС за оплаченные услуги по обслуживанию и базированию аэродромной техники. В этом иске идет речь о начисленном НДС за 2 квартал 2013 года. В начале 2014 года авиакомпания попросила возместить ей 74,2 млн рублей налога на добавленную стоимость. Налоговая провела весной 2014 проверку, и решила, что можно возместить "Когалымавиа" сумму в 64,9 млн рублей, а на возмещение оставшихся 9,3 млн она права не имеет. Эта сумма касалась расходов, которые авиакомпания понесла за наземное обслуживание, заправку, уборку и базирование своих самолетов в различных аэропортах мира.
Налоговики, отказавшись делать возврат, мотивировали свое решение статьей 149 Налогового кодекса, по которой эти услуги вовсе не подлежат налогообложению, следовательно, и возвращать за них нечего. Однако авиакомпания решила добиваться возврата этих 9,3 млн. в суде. Эта история сопровождалась тремя различными исками. Это единственное дело, по которому первая инстанция - Московский арбитраж - встала на сторону авиакомпании, однако налоговики не согласились с их доводами и подали апелляцию в арбитражный суд №9.
По всем остальным аналогичным искам авиакомпании было отказано, по тем же мотивам, указанным налоговой инспекцией, и со ссылкой на соответствующее Постановление ВС РФ. Например, в апреле 2015 года тот же Арбитражный суд Москвы компании по практически идентичному иску отказал компании в возврате 8,6 млн рублей НДС. По двум самым крупным искам о возврате налогов решение еще не принято: "Когалымавиа" подала их в сентябре-октябре 2015 года. В первом, сентябрьском иске, речь идет о сумме 13 млн рублей, во втором, принятом в октябре - о сумме в 50 млн. рублей.
По мнению экспертов, на возврате НДС пыталось поправить свои дела либо "Когалымавиа", либо лично ее руководство.
Адвокат Сергей Князькин рассказывает, что чрезмерная активность любой компании в арбитражах по возврату НДС свидетельствует о двух вещах.
- Если какая-либо компания активно пошла взыскивать возврат НДС, то здесь может быть ветка: с одной стороны, руководство легально хочет получить хоть какие-то лишние деньги для затыкания дыр в финансах, либо забрать полученное лично себе, и убежать от кредиторов или даже уголовного преследования из страны, - рассказал Князькин.
С ним согласна и адвокат Сталина Гуревич.
- Эти все движения в арбитражах свидетельствуют о том, что у авиакомпании имеются финансовые проблемы, - рассказала "Известиям" адвокат.
Напомним, что c 2012 года 100% доли в УК авиаперевозчика принадлежит ООО "Западная авиационно-инвестиционная компания", а ее владельцами являются ,bpytcvtys Хамит Багана (44%), Амирбек Гагаев (27,78%) и Бувайсар Халидов (27,78%). Однако, как говорят источники близкие к компании, всем бизнесом руководит турецкий бизнесмен Арслан Энвер.
Утром 31 октября российский пассажирский самолет А-321 авиакомпании "Когалымавиа", следовавший рейсом из Шарм-Эль-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение на Синайском полуострове, в 100 км от египетского города Эль-Ариша. На его борту находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа - все они погибли....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции