О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дубай-2015: аэрошоу на фоне войны

В условиях кризиса в межгосударственных отношениях и разгула терроризма военная составляющая выставки приобрела более высокий статус

В условиях кризиса в межгосударственных отношениях и разгула терроризма военная составляющая выставки приобрела более высокий статус

Международная авиационная выставка Dubai Airshow, проходившая в первой половине ноября в Дубае - столице одноименного эмирата в составе ОАЭ, словно в зеркале отразила все события общемирового значения, которые сотрясают планету в последние годы. Это и грандиозный экономический кризис, затронувший и развитые, и развивающиеся страны мира (в итоге совокупная стоимость заключенных на выставке контрактов оказалась в несколько раз меньше, чем в 2013 году), и радикальное падение цен на нефть (Объединенные Арабские Эмираты - одно из тех государств, значительная доля государственных доходов которых формируется за счет выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов), и крупномасштабные военные действия, развернувшиеся в Сирии и Ираке, с одной стороны, и в Йемене - с другой.

В последней войне армия ОАЭ принимает самое непосредственное участие - буквально накануне открытия выставки домой из Йемена вернулся воинский контингент. Страна встречала своих солдат как героев, не менее пышными были и похороны тех, кто погиб "в борьбе с террористами" (все сегодня борются с террористами, но только те почему-то - живее всех живых и постоянно только набирают силу).

Поэтому не удивительно, что важное внимание на авиасалоне было уделено военной тематике. Да и контрактов на покупку вооружений и военной техники, осуществление модернизации уже стоящих на вооружении образцов и закупку боеприпасов и средств поражения различных классов и типов для пополнения пустеющих в ходе упомянутых войн арсеналов было заключено в ходе выставки немало.

Один из крупнейших - контракт, подписанный ВВС ОАЭ на поставку двух самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, создаваемых на базе самолета Global 6000 канадской компании "Бомбардье" и модернизированного специального радиотехнического комплекса шведской разработки, а также модернизацию двух самолетов аналогичного класса Saab-340, оснащенных радиотехническим комплексом "Эриай" шведской компании "Сааб". Стоимость контракта, заключенного в первый же день выставки, - 1,27 млрд долл. В тендере предположительно принимали участие также американские компании "Нортроп Грумман" и "Боинг".

Уже после завершения работы дубайской выставки стало известно, что Соединенные Штаты одобрили запрос на поставку Саудовской Аравии нескольких тысяч авиабомб различных типов, включая управляемые и корректируемые, на просто фантастическую сумму - 1,29 млрд долл.! В список поставки также включены и специальные комплекты, благодаря которым обычные авиабомбы "легким движением руки" будут превращаться в "умные". А ранее Эр-Рияду были обещаны поставки зенитных управляемых ракет к комплексам "Пэтриот" РАС-3 на 5,4 млрд долл. и модифицированных литоральных боевых кораблей на сумму около 11,25 млрд долл. Вероятно, не в последнюю очередь именно поэтому на авиационной выставке на стенде корпорации "Локхид Мартин" присутствовала экспозиция по этим кораблям, а также по их дальнейшему развитию - многоцелевому кораблю типа MSC, созданному для зарубежных заказчиков на базе ЛБК типа "Фридом".

Внесла свой вклад в повышение боевого потенциала ВС ОАЭ и Россия. В той же операции в Йемене принимали активное участие боевые машины пехоты БМП-3. Охрану ближнего рубежа от различных авиационных средств поражения обеспечивают российские зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1". В случае заинтересованности со стороны ОАЭ и других стран региона Россия готова в сжатые сроки поставить им различные вертолеты, самолеты, ракетно-артиллерийское вооружение и новейшие средства противовоздушной и противоракетной обороны.

"Сейчас на Ближнем Востоке наблюдается всплеск интереса к вооружению и военной технике российского производства. Отечественное оружие сделано не для парадов, а для решения самых сложных боевых задач в тяжелых климатических условиях, - подчеркивает советник генерального директора ОАО "Рособоронэкспорт" Михаил Завалий, возглавлявший делегацию компании на выставке в Дубае. - Поэтому логично, что в связи со сложившейся нестабильной ситуацией в регионе к нам обращаются за надежными и проверенными средствами для защиты национальной безопасности и суверенитета".

Правда, надо быть готовыми к тому, что нам здесь будут оказывать конкуренцию. Помогать нам никто здесь не будет. Вот, к примеру, какая ситуация возникла в первый день работы авиасалона.

Во время традиционного официального обхода экспозиции выставки вице-президент и премьер-министр ОАЭ, а также правитель эмирата Дубай шейх Мухаммед бен Рашид аль Мактум, кстати, задержавшийся у американцев более получаса, оказался в районе российских стендов. Шейх стремительно прошел мимо них, сделав лишь короткую остановку для рукопожатия, но напротив выставленной на стенде Объединенной авиастроительной корпорации модели перспективного многоцелевого истребителя (российско-индийский вариант истребителя 5-го поколения) он вдруг замедлил свой шаг.

Взгляд, до того с некоторой прохладой скользивший по многочисленным экспонатам и моделям (действительно, чего правитель Дубая не видел за многочисленные выставки, которые он открывал и таким же образом обходил), вдруг загорелся (могу утверждать это со всей определенностью, поскольку в тот момент я оказался как раз между правителем Дубая и макетом ПМИ). Не совсем понятно почему: то ли модель ПМИ его действительно так сильно заинтересовала своими непривычными для современных боевых машин обводами, то ли он увидел в самолете сходство с заокеанским истребителем F-22 "Раптор", о котором ему наверняка долго рассказывали во время посещения американской экспозиции. Казалось, еще немного - и премьер ОАЭ окажется гостем российских авиастроителей. Но не тут-то было. Один из сопровождавших шейха официальных лиц "подсказал" ему, что далее надо повернуть направо, и увел его в сторону от российского стенда…

Амбициозные планы и широкий выбор оружия

А ведь российским разработчикам вооружений и военной техники было что показать. Не говоря уже о том, что сами за себя уже более месяца "говорят" в Сирии наши новейшие истребители-бомбардировщики Су-34 и различные высокоточные средства поражения авиационного и морского базирования.

Россияне привезли в солнечный Дубай многочисленные макеты и рекламно-выставочные материалы по боевым самолетам и вертолетам (Су-35, МиГ-29М/М2, Як-130, Ка-52, Ми-35М, Ми-28НЭ и многочисленное семейство "восьмерок"), средствам ПВО и ПРО (системы С-400, комплексы семейств "Бук" и "Тор", различные радиолокационные средства и пр.), авиационным и иным средствам поражения, различным оптико-электронным средствам для самолетов и вертолетов и бортовым комплексам обороны и пр. Были представлены также образцы гражданской продукции - гражданские авиалайнеры и вертолеты, продукция отечественной космической промышленности и пр.

Особо следует отметить уникальную разработку специалистов "Рособоронэкспорта" - мультимедийный комплекс, который позволил превратить стенд компании в виртуальную "базу данных" по предлагаемому инозаказчикам вооружению и военной технике, отличающуюся интуитивно понятным и информативно емким интерфейсом. В значительной степени именно этот комплекс, позволяющий специалисту и просто любителю быстро, но в то же время детально ознакомиться с рядом образцов российской авиатехники, не давал возможности специалистам компании отдохнуть от буквально штурмовавших экспозицию посетителей.

Единственный недостаток российского участия в этом году - отсутствие натурных образцов авиационной техники военного назначения и средств поражения, что привело к засилью западных вооружений в павильонной и открытой частях экспозиции. Конечно, это затратно, но зато чрезвычайно эффективно: демонстрация того же Су-34, как представляется, вызвала бы повышенный интерес со стороны потенциальных заказчиков. И тогда, вполне вероятно, что план по продажам и поставкам продукции военного и двойного назначения, установленный "Рособоронэкспорту" на текущий год и перспективный период, был бы существенно превзойден.

Кстати, как заявил на выставке глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов, по итогам этого года "Рособоронэкспорт", как единственный госпосредник в области экспорта и импорта всего спектра конечной продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения, должен поставить различных вооружений, военной и специальной техники на сумму 12,5 млрд долл. "Надеемся, что будет чуть больше", - отметил при этом Сергей Чемезов. Вполне вероятно, что так и будет, учитывая рост напряженности в странах Ближнего и Среднего Востока, а также других регионах мира и соответственно резкий рост интереса к российскому оружию.

У каждого свое "Пятое поколение"

Впрочем, расслабляться российским оборонщикам совершенно не стоит. Ведь на международный рынок оружия в последнее время вышли совершенно новые игроки - из тех, что раньше наоборот занимали верхние строчки рейтинга самых активных его покупателей.

В частности, серьезную конкуренцию России и странам Запада на рынках вооружений стран Ближнего и Среднего Востока готов составить Китай, который еще не так давно являлся "нетто"-получателем современных вооружений, а в последние годы все чаще выступающий в роли их продавца. В частности, на выставке в Дубае стенд авиастроителей из Поднебесной был одним из самых крупных. Более того, впервые за пределами Китая был представлен перспективный авиационный комплекс пятого поколения - многоцелевой истребитель FC-31 (местное обозначение - J-31).

Данная машина, разработанная специалистами корпорации AVIC, первоначально рассматривалась Пекином исключительно для поставок на экспорт, что делало ее фактически прямым конкурентом американскому F-35 и российско-индийскому ПМИ. Однако на выставке стало известно, что разработчик уже "ведет переговоры" и с командованием ВВС НОАК. Поднять свой "Кречет" (такое название получил FC-31) в воздух в серийном варианте - прототип с российскими двигателями уже летает - китайцы планируют не позднее 2019 года, основу его вооружения составят управляемые ракеты класса "воздух-воздух" PL-9 и SD-10A, а также высокоточные авиабомбы малого калибра. Предположительно в единственном внутреннем отсеке вооружения может быть размещено до 2000 кг полезной нагрузки, а на внешней подвеске - до 6000 кг.

Зато в рамках работы дубайского авиасалона китайские авиастроители добились успеха по другой программе - вместе со своими пакистанскими коллегами они подписали с неназванным заказчиком контракт на поставку легких многоцелевых истребителей JF-17, совместно разработанных Китаем и Пакистаном и поступивших на вооружение ВВС последнего. Представители китайской компании заявляют о наличии и других потенциальных заказчиков, активно присматривающихся к данной машине.

Наследие Гагарина

Осматривая выставленные на статической экспозиции легкомоторный самолет и небольшой вертолет одной суданской авиастроительной компании, довелось перекинуться парой фраз с ее представителем. После обсуждения ряда технических деталей представленной авиатехники (все же суданский авиапром - экзотика, мимо которой просто нельзя пройти), представитель компании традиционно задал мне вопрос: "А откуда вы?". "Из России", - также буднично ответил я. "О! Россия! Юрий Гагарин! Великая страна! Великий человек!" - в глазах читалось неподдельное восхищение…

Гагарин и все, кто обеспечил возможность его полета в космос, не только качественно сделали свою работу и выполнили свой долг. Они все вывели нашу страну в мировые лидеры, заставили видеть в ней не просто "самое большое по площади территории государство", а настоящего законодателя мод в таких высокотехнологичных областях, как космонавтика, и того, кто возглавил поход всего человечества в темные просторы Вселенной.

И мы, и российская космонавтика, в частности, живем на этом, советском наследии вот уже без малого четверть века. Будем надеяться, что еще через полвека в других странах мира будут вспоминать не только Советский Союз и Юрия Гагарина, но и современную Россию с ее достижениями. А какими они будут и будут ли они вообще, чтобы о них вспоминать, - это уже зависит от нас с вами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка