АвиаПорт.Ru
25 декабря 2015, 17:38
Российские аэропорты развивают технологический сервис
Специалисты SITA выделили десять лучших решений по улучшению качества обслуживания пассажиров в аэропортах. "АвиаПорт" представляет несколько ИТ-решений, которые внедряются в российских аэропортах
Специалисты SITA рассказывают "АвиаПорту", что как минимум три технологии уже внедрены в российских воздушных гаванях: это системы самостоятельной регистрации и сдачи багажа, а также система отслеживания пассажиров в здании аэровокзала. В компании, правда, и сейчас отказываются раскрыть, в каких именно аэропортах введены или вводятся эти системы. "АвиаПорт" представляет несколько ИТ-решений, которые внедряются в российских аэропортах. Некоторые из их решений ранее были отмечены специалистами SITA.
Для пассажира
Система удалённой регистрации работает в "Домодедово": самостоятельно занять место на рейсе можно как через Интернет, так и с помощью стоек в терминале аэропорта. Сегодня в "Домодедово" работает около 40 киосков саморегистрации. Важно, что в порту присутствуют как киоски авиакомпаний, либо альянсов авиакомпаний, так и собственные киоски аэропорта. Аналогично, внедрены киоски самостоятельной регистрации и в "Пулково": в новом терминале имеются как киоски, обслуживающие пассажиров только одной авиакомпании, так и киоски, позволяющие зарегистрироваться на рейсы многих компаний. Все киоски находятся в зоне "Отправление" на третьем этаже.
Кроме того, в ближайшее время в "Домодедово" намерены ввести систему по управлению пассажиропотоком в зонах предполётного контроля (Passenger Access Control). "Система с помощью турникетов будет осуществлять контроль движения пассажира при прохождении предполётных процедур и контроля посадки, а также будет управлять пассажиропотоком в зонах вылета", - рассказали "АвиаПорту" в пресс-службе "Домодедово". Система направлена скорее на оптимизацию работы аэропортовых служб - она помогает отслеживать количество пассажиров в том или ином секторе, упрощает сбор статистических данных. Однако пассажиры тоже смогут оценить её преимущества, например, за счёт сокращения очередей. Кроме того, система позволит отказаться от печати посадочных талонов в будущем - считывающие устройства будут распознавать талоны на мобильных телефонах и планшетах. Всего в "Домодедово" установят 16 турникетов в секторах А, В и Е галереи международных воздушных линий. В аэропорту намерены запустить систему в апреле-мае 2016 года.
"Шереметьево" и аэропорты холдинга "Аэропорты регионов", в отличие от "Домодедово", не планируют развивать технологии самостоятельной регистрации "в связи с быстрым развитием альтернатив". Под альтернативами понимаются, вероятно, процедуры регистрации в сети Интернет, в частности с помощью мобильных приложений авиакомпаний.
Однако и "Шереметьево", и "Аэропорты регионов" намерены тратить свои IT-бюджеты на перспективные технологии: так, в столичном аэропорту будет развиваться система навигации в терминалах, сообщили "АвиаПорту" в его пресс-службе. В пресс-службе холдинга "Аэропорты регионов" в октябре "АвиаПорту" также не уточняли, какие конкретно технологии будут развиваться в аэропортах холдинга, добавив, однако, что "в настоящее время IT-специалисты компании выбирают наиболее оптимальное решение и уточняют техническое задание со всеми заинтересованными департаментами холдинга".
Вероятно, первые результаты этой работы можно увидеть уже сейчас: холдинг ведёт тестирование автоматической справочной системы, работающей с помощью технологий распознавания речи. "Система распознает голосовой вопрос обратившегося абонента, в случае необходимости задаёт уточняющие вопросы и предоставляет пассажиру ответ", - говорится в официальном сообщении компании. Робот умеет использовать данные online-табло и сезонного расписания. На базе этих знаний машина сможет сообщить пассажиру номер любого рейса или частоту полётов на заданном направлении.
Процессы оптимизации
Помимо систем, повышающих лояльность пассажиров, аэропорты интегрируют и другие решения, позволяющие оптимизировать бизнес-процессы. О важности этого направления, к слову, также говорили специалисты SITA в докладе "Airports IT-trends Survey". Судя по ответам, полученным "АвиаПортом" от представителей ведущих российских аэропортовых игроков, информационные технологии во внутреннюю структуру внедрены давно и успешно работают: в частности, в "Домодедово" уже внедрили и сейчас в тестовом режиме эксплуатируют так называемую "систему мониторинга исполнителей" (СМИ). Она, по словам представителя пресс-службы аэропорта, должна заменить систему отслеживания транспортных средств. После испытаний СМИ подключат к Resource Management System (RMS), однако сроков реализации проекта в "Домодедово" не уточняют. Эксперты отмечают также необходимость создания сети корпоративных мобильных гаджетов, налаживающей внутреннюю коммуникацию. Такая система, например, уже работает в "Шереметьево", в начале ноября реализация проекта все ещё не была завершена.
Отраслевой контекст
Тренд "информатизации" отрасли, в целом, виден давно и отражается не только в оффлайн-технологиях, облегчающих существование пассажира в аэропорту. Первыми в отрасль стали приходить мобильные приложения авиакомпаний и метапоисковиков, за ними - официальные приложения аэропортовых операторов. На этот же рынок не так давно стали выходить и независимые игроки: в частности, в России весной этого года разработано приложение App in the Air. Сервис, как ранее писал "АвиаПорт", позволяет пассажиру оперативно отслеживать статус своего рейса, получать оповещения об изменении стойки регистрации или гейта, а также заказывать дополнительные услуги.
Ранее "АвиаПорт" со ссылкой на совместный доклад SITА, Международного совета аэропортов (ACI) и журнала Airline Business писал, что только в 2015 общемировой объем инвестиций в информационные технологии составит $8,7 млрд, а уже в 2016 возрастёт до $14,2 млрд. Авторы доклада выделяли две положительные стороны развития информационных технологий в аэропортах: улучшение качества обслуживания пассажиров и рост собственной экономической эффективности. Они опросили 233 мировых аэропорта, около 60 из них находятся на территории Европы, но в SITA не раскрывают российских участников исследования. Результаты опроса звучат весьма позитивно: подавляющее большинство опрошенных аэропортов уже ввели, или вводят такие системы.
Более подробно ознакомиться со многими решениями можно будет в рамках Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации (NAIS). "Развитие авиационной отрасли России нельзя рассматривать вне зоны влияния инфо-телекоммуникационных технологий, которые и являются движущей силой в борьбе за клиента и пассажира", - считает директор NAIS Лариса Брынцева. В феврале 2016 году в рамках NAIS будет впервые представлена секция "IT-решения для авиапредприятий". В ней, в частности, примут участие и специалисты SITA. Кроме того, среди участников будут представители крупнейших игроков отрасли, например, НИТА, "Сирена-Трэвел" и Lufthansa Systems, которые обсудят в том числе опробованные в российских воздушных гаванях технологии: контакт-центры, CRM-системы и другие технологические решения....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции