DP.Ru // Деловой Петербург
21 сентября 2016, 14:27
Заводы откладывают обновление
Промышленники сокращают инвестиции в обновление цехов и оборудования из-за дефицита кредитных ресурсов
Промышленные предприятия впервые с 2009 года сокращают инвестиции в основной капитал - здания, сооружения, станки, транспортные средства. За первое полугодие 2016 года, согласно данным Росстата, инвестиции упали на 5%, до 3,9 трлн рублей. А если взять только обрабатывающие производства - те, что не добывают сырье и не вырабатывают электроэнергию, а производят масло и пушки, то падение составило 6,5%.
Снижение инвестактивности промышленники объясняют ужесточением кредитования, сокращением бюджетного финансирования и удорожанием оборудования из-за девальвации рубля. Объем привлеченных банковских кредитов на модернизацию сократился в первом полугодии почти на 15%, а бюджетные вливания (из федерального и местных бюджетов) упали на 8%.
Теперь промышленники урезают, обычно вдвое, ассортимент закупаемых импортных станков и покупают их в основном за счет собственных средств или средств материнских компаний, которые тоже сокращаются.
Инвестиции под нож
Не способствует росту инвестиций и конъюнктура на рынке недвижимости: из-за падения спроса на земельные участки промышленники не могут выгодно продать освобождаемые территории, что не позволяет им привлекать больше средств на модернизацию.
Например, Обуховский завод, входящий в Концерн ВКО "Алмаз-Антей", построив новые производственные корпуса, рассчитывал продать освобожденные земли и помещения. Но теперь на предприятии говорят об изменении планов. Спрос на бывшие промышленные территории очень мал, цены на землю упали так низко, что выгоднее сдавать освобожденные площади в аренду, а не продавать.
О том же говорят и в ОАО "Климов", входящем в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Завод завершил в 2014 году первый этап модернизации стоимостью 6,5 млрд рублей, перебрался на новую площадку в Каменку.
Освободившиеся площади возле метро "Лесная" "Климов" хотел продать и продолжить модернизацию. Вторая очередь оценивалась в 5 млрд рублей. Но из-за ухудшения экономической ситуации продать землю пока не удается, объем финансирования в основной капитал сокращается. "Корректируем сейчас инвестпроект в меньшую сторону, тяжелее стало с деньгами", - говорит Александр Ватагин, исполнительный директор ОАО "Климов".
Предложение промышленных земель в Петербурге превышает спрос, и часто сделки совершаются просто из-за необходимости спасти остатки завода. Продаются обычно участки, расположенные близко к историческому центру города. Так, производитель боеприпасов ОАО "Завод имени М.И. Калинина" (входит в учрежденный "Ростехом" концерн "Технологии машиностроения") продало в начале 2016-го единственному участнику торгов "Максидому" 83,4 тыс. м2 промышленной недвижимости, расположенной на Васильевском острове, за 1,26 млрд рублей. "Для завода эту сделку выгодной не назовешь. Деньги от нее пошли в основном на погашение долгов по зарплате", - говорит источник на предприятии.
Модернизация неизбежна
Пик инвестиционной активности в петербургской промышленности пришелся на 2012-2013 годы, тогда местные заводы и фабрики восстановились после резкого спада в 2009 году в результате финансового кризиса и начали наращивать обороты. Особенно оборонные предприятия, которым гособоронзаказ сулил большие доходы и прибыли.
Тогда промышленники в один голос заявляли, что только обновление станков, автоматизация производства позволят российской промышленности повысить качество и поднять производительность труда до европейского уровня, снизить себестоимость. Сейчас в России производительность труда, по оценкам разных экспертов, все еще вдвое меньше, чем в Европе. Главная причина - использование устаревших технологий. Заводам и фабрикам приходится компенсировать низкую эффективность оборудования привлечением большего числа рабочих.
В долгосрочной перспективе модернизации не избежать. В 2016 году Россия вошла в фазу сокращения рабочей силы. По прогнозам экспертов Минэкономразвития, к 2018 году численность трудоспособного населения в стране сократится на 3,5% по сравнению с 2015-м. И это при условии, что ежегодно из соседних государств в Россию будет возвращаться по 300 тыс. человек, причем высококвалифицированных молодых специалистов.
Однако пока на родину возвращается не более 100 тыс. россиян, а сколько уезжает на постоянное место жительства, никто не считает....
Авторские права на данный материал принадлежат «DP.Ru // Деловой Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 14, 2024
Аэрофлот 1 июня запустит программу "Аэрофлот-Шаттл" между Москвой и Санкт-Петербургом
Май 14, 2024
Группа "Аэрофлот" за январь-апрель 2024 года увеличила пассажиропоток на 22 %
Май 14, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за апрель 2024 года
Май 14, 2024
Аэрофлот увеличивает количество рейсов между Москвой и Антальей