О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиарепутация страны нуждается в защите

Престиж гражданских авиационных перевозок, не успевший набрать прежнюю высоту после терактов в США и сбитого украинской ракетой Ту-154, позавчера в 19.30 по иранскому времени получил еще один удар. Трагедия произошла недалеко от города Исфахан. Там, по оперативным данным Департамента Консульской службы МИД Украины, самолет Ан-140 (который по лизинговому соглашению арендовала отечественная авиакомпания "Аэромост-Харьков") потерпел катастрофу. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям "Дню" сообщили, что на борту разбившегося самолета могли находиться 44 человека (включая экипаж во главе с первым пилотом Геннадием Анцибором и штурманом Сергеем Мазуренко). По предварительной информации, все пассажиры и экипаж самолета погибли. До десяти утра вчерашнего дня по местному времени в районе населенного пункта Ардестан (в семидесяти километрах от Исфахана) были найдены останки двадцати пяти погибших.

Лайнер направлялся в Исфахан по случаю презентации второго вылета самолета IRAN-140 - совместного проекта украинских и иранских инженеров. На борту самолета, потерпевшего катастрофу, находились представители элиты авиастроения Украины и России. IRAN 140, созданный на базе украинского Ан-140, по сути, первый пассажирский самолет такого класса, который производится в Иране. В АНТК им. Антонова "Дню" сказали, что Ан-140 соответствует всем международным сертификационным требованиям (включая "шумовые"). Сборка иранского аналога осуществляется на тамошнем самолетостроительном заводе HESA (г. Исфахан) в кооперации с харьковским авиазаводом. Соответствующий контракт между Киевом и Тегераном был подписан в 1995 году. Первый серийный самолет Ан-140 был поднят в воздух в Иране еще в феврале-марте 2001 года. Всего в рамках проекта, рассчитанного не менее чем на 20 лет, планируется выпустить 80 самолетов Ан-140. На плановую мощность производства планировали выйти к 2004 году.

Будет ли Тегеран сотрудничать с Украиной после случившегося? Министр транспорта Ирана Ахмад Коррам заявил, что, несмотря на то, что разбившийся самолет был аналогом разрабатываемой иранской машины, авиакатастрофа, видимо, не повлияет на ход выполнения программы по совместной сборке нового тип самолетов. Ссылаясь на заверения иранской стороны, схожее мнение выразил "Дню" начальник пресс-службы МИДа Украины Сергей Бороденков: "Катастрофа украинского самолета Ан-140 не должна отразиться на совместном изготовлении IRAN-140".

А вот, что касается продвижения украинской авиапродукции на мировой рынок (сотрудничество Киева и Тегерана является, несомненно, важным в этом плане) и репутации отечественных международных авиаперевозчиков в целом, то тут полной ясности нет. Ее и не может быть, пока не будут установлены причины катастрофы. Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности компании "Аэросвит" Богдан Гульницкий, предполагая экономические последствия произошедшего, отметил: "Надо терпеливо ждать выводов комиссии, расследующей причины катастрофы. Если подвела техника, то последствия для Украины и России, как участника проекта, могут быть значительными. Если ошибка экипажа или диспетчера - это совсем другой вопрос". Говоря о доверии потребителей услуг авиарынка г-н Гульницкий подчеркнул: "Если речь идет о коммерческих рейсах, то подобные трагедии сказываются на репутации авиаперевозчика или имидже производителя самолета. В данном случае полет был экспериментальным. Он относится не к гражданской авиации, а к авиационной промышленности".

Генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Павел Науменко заявил, что "в катастрофе погибли лучшие специалисты-авиаторы". Он назвал это "невосполнимой утратой" и отказался комментировать версии о причинах трагедии, сообщает корреспондент "Дня" Михаил БИДЕНКО из Харькова. Кстати, по данным компании "Аэромост-Харьков", самолетом управлял пилот завода- производителя (то есть - ХГАПП). Первая версия причин случившегося, которая прозвучала на Иранском радио, назвала виновными в катастрофе украинских летчиков: мол, связь иранских авиадиспетчеров с экипажем Ан-140 прекратилась незадолго до посадки лайнера, а "невнимательность и ошибка пилота стала причиной столкновения самолета с горой". Реакция украинской стороны ждать себя не заставила. В Министерстве транспорта Украины сообщили, что подобные обвинения со стороны Тегерана не имеют никаких оснований, поскольку экипаж самолета был достаточно опытен. Правда, эксперты ведущих отечественных авиакомпаний утверждают, что "об опытности и квалификации" на рейсах типа Харьков - Тробзон - Исфахан говорить не приходится.

Поскольку перелеты такого рода являются разовыми, а не регулярными. Соответственно - должные навыки пилота ставятся под сомнение автоматически. Однако, как сообщает Интерфакс-Украина, командир экипажа (летчик-испытатель второго класса) Геннадий Анцибор совершил 7 посадок на аэродроме Исфахана, а второй пилот (летчик-испытатель первого класса) Сергей Чайченко - 16.

Официально вчера вечером о причинах катастрофы украинского самолета ничего не сообщали. В МИД Украины сослались на то, что в Иране расследованием сейчас занимаются "компетентные органы". И, таким образом, до завершения иранского следствия о причинах произошедшего можно строить любые версии. Губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев даже предположил, что АН-140 мог быть сбит иракской ракетой. Внешне - катастрофа АН-140 выгодна конкурентам Украины. Поэтому неудивительно, что вчера в Интернет-пространстве появилось много сообщений о диверсии, как главной причине произошедшей трагедии. К слову, принимать участие в расследовании будет и украинская государственная комиссия. В пресс-службе МЧС предварительно сообщили, что ее возглавит министр промышленной политики Анатолий Мялица. На место трагедии, кроме того, уже отбыли трое сотрудников украинского посольства в Тегеране. Возможно, раскроет тайну гибели 45-и пассажиров лайнера "черный ящик", который сейчас находится в распоряжении иранских следователей. Второй "черный ящик", по сообщению первого секретаря посольства Украины в Иране Владимира Дубовика, "продолжает оставаться под обломками".

По последней информации, Государственная комиссия Украины по расследованию причин катастрофы самолета АН 140 в Иране должна отчитаться о результатах расследования до 3 января 2003 года. В ее состав входят 11 человек. Кроме расследования причин катастрофы, на комиссию возлагается функция по обеспечению оказания помощи семьям погибших. С этой целью правительство уже выделило первые 2 млн. грн. из резервного фонда госбюджета.

Когда верстался номер, появилась другая, "отредактированная" версия иранских следователей, которые назвали причиной трагедии сильный туман. В связи с плохой видимостью экипаж не справился с управлением, и самолет врезался в горную гряду, после чего рухнул на землю. Начальник пресс-службы МИДа С. Бороденков сообщил "Дню", что самолет врезался в гору высотой около 2 тыс. метров над уровнем моря в семи метрах от ее вершины. Версия неполадок в самолете пока не рассматривается. Во всяком случае - публично....
Авторские права на данный материал принадлежат «День». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка