О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крылья спасения

Эвакуация людей из зон наводнений и землетрясений, тушение пожаров на промышленных объектах и в лесных массивах, доставка спасателей, специальной техники и гуманитарных грузов - все это на плечах, а точнее, на крыльях авиации МЧС.

Подчинены воздушные спасатели генерал-лейтенанту Рафаилю Закирову(на фото). Бывший военный вертолетчик после многих лет службы в авиации Сухопутных войск в 1995 году перешел в МЧС.

Хозяйство у генерала хлопотное, разбросано по всей стране, поэтому застать его в Москве - дело непростое. Мы встретились накануне очередной командировки. В кабинете бросились в глаза три крупных циферблата, которые показывали время в Москве, Красноярске и Хабаровске.

- В этих городах расположены наши авиационные базы, - уловив мой взгляд, сказал хозяин кабинета. - Дежурство на них, а также в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Сочи и других городах осуществляется круглосуточно. Готовность вылета для самолетов составляет до трех часов, для вертолетов - до полутора. Все зависит от региона и характера ЧС.

Тогда я задал, как мне казалось, страшно каверзный вопрос: "Ну а если у вас, допустим, топлива нет? Что тогда - срыв спасательной операции?" Закиров посмотрел недоуменно:

- Постоянная готовность нашей авиационной техники к вылету предполагает, что она не может простаивать на аэродромах из-за отсутствия запчастей или топлива. Это исключено.

Действительно, случаев, чтобы самолеты МЧС со спасателями куда-то опоздали или не прилетели по причине отсутствия керосина, какой-либо неисправности, не было. С дисциплиной в МЧС строго. Во всем чувствуется твердая рука Сергея Шойгу, к слову, генерал-полковника по званию.

Существующий парк воздушных судов в основном удовлетворяет потребности спасательного корпуса. Однако, исходя из объема выполняемой авиацией работы, по мнению Закирова, некоторых видов самолетов спасателям явно не хватает. Например, МЧС ожидает поступление в следующем году первого многофункционального самолета-амфибии Бе-200ЧС. Машина отечественного производства, серьезная, незаменима при тушении лесных пожаров (берет 12 тонн воды) и обеспечении спасательных операций на море. До 2005 года МЧС планирует получить 7 таких машин.

Кстати, о лесных пожарах. Тушат их не только водой. Пожарные, которые недавно переданы из ведения МВД в МЧС, часто используют особую смесь, которая способствует образованию пены и оказывается чрезвычайно эффективной при тушении огня.

- Вот в Турции в 1999 году был такой эпизод, - вспомнил Закиров. - Там случилось довольно сильное землетрясение. В Измите загорелось нефтехранилище. Турецкие пожарные почти неделю не могли погасить пламя. Запросили у нас помощь. Прилетели Ил-76 и с первого захода потушили пожар. Наши специалисты и технологии, отмечу, высоко котируются на международном рынке спасательных услуг.

На протяжении последних пяти лет вертолеты МЧС постоянно привлекаются к тушению лесных пожаров в Греции. В этом году там четыре месяца работали вертолеты Ми-8МТВ и один Ка-32А, которые провели в греческом небе в общей сложности 785 часов и сбросили на очаги пожаров 35 тысяч тонн воды.

На МЧС возложена эвакуация российских граждан из зарубежных стран при возникновении там чрезвычайных ситуаций. Это реальные природные или техногенные катастрофы и аварии, а также военные перевороты, как было, например, в Йемене и Конго.

Уходящий год был для российских спасателей непростым. Борьба с пожарами на Дальнем Востоке и в Подмосковье, ликвидация последствий сильного наводнения на юге страны, драматические события в Кармадонском ущельея И везде первыми были люди в синих комбинезонах с огромными буквами на спине "МЧС России".

МЧС составило прогноз природных и техногенных катаклизмов на 2003 год, на который приходится пик по износу производственных фондов. По данным руководителя департамента предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Владимира Новикова, под чьим руководством готовился анализ, в будущем году произойдет около тысячи чрезвычайных ситуаций. Самыми потенциально опасными являются атомная и нефтехимическая отрасли. Из катаклизмов природного характера наибольшие опасения специалистов вызывают наводнения и лесные пожары.

В году уходящем в России произошло 1040 чрезвычайных ситуаций, в результате которых погибло около 2000 человек и более 355 тыс. пострадало. Количество техногенных катастроф увеличилось по сравнению с прошлым годом на 5%. Авиационных катастроф стало больше на 15%, крупных автомобильных аварий - на 43%. На треть возросло количество аварий с выбросом отравляющих веществ; число крупных пожаров увеличилось вдвое; а аварий в коммунальных системах жизнеобеспечения стало больше на 110%.

В настоящее время в составе авиапарка МЧС 40 воздушных судов. Транспортные самолеты Ил-76ТД, транспортные самолеты короткого взлета и посадки - Ан-74П, воздушные пункты управления на базе Ил-62М и Як-42Д, а также вертолеты: универсальные Ми-8, Ка-32, легкие аварийно-спасательные Бо-105, Бк-117, Ми-2 и тяжелый многофункциональный Ми-26Т.

В 2002 г. авиация МЧС принимала активное участие в тушении лесных и торфяных пожаров в Подмосковье и на Дальнем Востоке. Пожарные "бомбардировщики" Ил-76ТД, способные брать на борт до 42 т воды, и противопожарные вертолеты Ми-8 и Ми-26, оборудованные водосливными устройствами, совершили 606 вылетов.

В ходе оказания гуманитарной помощи Афганистану с 27 ноября 2001 года по 6 декабря 2002 года авиация совершила 83 рейса в Кабул и Баграм, перевезла 1300 пассажиров и 872,4 т различных грузов. Всего за год авиация МЧС выполнила 7,61 тысячи полетов, перевезя в общей сложности 18,5 тыс. человек и около 13 тыс. тонн различных грузов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка