О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Цена воздушного контроля

Конфликт между профсоюзом авиадиспетчеров и Госавиаслужбой, приведший к акциям протеста и голодовкам со стороны диспетчеров, стал одной из главных тем недели. По данным профсоюза, около трети авиадиспетчеров страны участвовали в голодовке с требованием повысить заработную плату. После двухдневных переговоров, когда вследствие акции были закрыты воздушные зоны над Омском и Новосибирском, стороны пришли к соглашению. Профсоюзу удалось добиться повышения зарплаты на 28,44%, но только для тех, кто работает в центрах с интенсивным воздушным движением. Остальные с 1 января будут получать больше на 16%. Кроме того, в течение шести месяцев за счет дополнительной прибыли зарплата будет увеличена еще.

Конфликтующие стороны не только по-разному оценивают возможность повышения оплаты труда, но и представляют различные данные относительно текущего уровня зарплат. По данным Минтранса, сегодня средняя зарплата диспетчера - 13,5 тысячи рублей. Причем минимальная - 6,5 тысячи рублей, а максимальная - 28 тысяч рублей. И в 2002 году ее уже повысили на 30%. По данным профсоюза авиадиспетчеров, их зарплаты существенно меньше - средняя составляет 9 тысяч рублей, включая все надбавки и коэффициенты. Поскольку значительная часть суммы приходится на выплаты за выслугу лет, то зарплата молодых специалистов находится между 4-5 тысячами рублей.

Профсоюз требовал вернуть зарплаты на докризисный уровень, когда диспетчеры получали 1100-1200 долларов.
В этом трудовом конфликте, интересном и самом по себе, есть одна значительная деталь, отличающая его от, например, шахтерских выступлений 1998 года. Если шахтерский протест оказался востребованным политиками, принявшими посильное участие в разрешении спора, то выступление авиадиспетчеров оказалось как бы вне зоны политических интересов. По крайней мере, ни один мало-мальски известный политический деятель в нем не засветился. Лишь зам председателя Федерации независимых профсоюзов Андрей Исаев посетовал, что авиадиспетчеры не стали решать свой спор через трудовой арбитраж, как это предложено в Трудовом кодексе, а объявили голодовку. Похоже, что политики не хотят поддерживать выступление относительно высокооплачиваемых работников.

Политики фактически проигнорировали возможность "выступить с комментарием" по поводу этого конфликта. Что имеет, по мнению первого заместителя генерального директора Центра политических технологий Бориса Макаренко, несколько причин. Во-первых, наши политики плохо умеют реагировать на сигналы снизу, поскольку привыкли, что политика делается в кремлевских и других московских кабинетах. К любым инициативам снизу они относятся либо со снобизмом, либо с недоверием. Во-вторых, авиадиспетчеры недостаточно популярны у избирателей. "Будь это голодовка акцией булочников, учителей или даже шахтеров, то позиционироваться политикам по ее поводу было бы гораздо проще. Можно было бы поиграть в популизм: коммунистам резче, партии власти тоньше. А забастовка диспетчеров с этой точки зрения - вещь сложная. Это и не забастовка даже, а голодовка, и к тому же за ней встают конкретные интересы государства и конкретные деньги в государственную казну. Поэтому при прочих равных политикам труднее выступить в поддержку авиадиспетчеров, чем, условно говоря, учителей или булочников", - заявил г-н Макаренко.

Кроме того, по мнению политолога, авиадиспетчеры как корпорация имеют еще одну особенность. Это люди не бедные. И их уровень дохода по российским меркам отнюдь не низкий. Это очень малочисленная корпорация. Если моральную солидарность с учителем, врачом или шахтером чувствуют десятки тысяч человек, то с авиадиспетчерами вряд ли кто-то будет солидаризироваться напрямую даже на уровне рассуждений у телевизора. Для политика это снижает значимость забастовки. С такой оценкой согласен депутат Владимир Рыжков. Он считает, что "партии на это явление не реагируют, потому что речь идет об узкой группе достаточно высокооплачиваемых людей. Заступаться за тех, у кого зарплата в 2-2,5 раза выше среднероссийской, как-то неловко, тем более что требуют они 1000 долларов в месяц".

У акции авиадиспетчеров, возможно, существует своеобразный политико-исторический аспект. По мнению Владимира Рыжкова, это "очень любопытное социальное явление, и не исключено, что оно станет провозвестником более серьезных событий". Рыжков напомнил, что, согласно формулировке французского ученого Алексиса Токвилья, революции происходят не тогда, когда плохо, а тогда, когда ситуация начинает улучшаться. Революция возникает в ситуации завышенных общественных ожиданий. А сейчас, по мнению депутата, мы видим классический образец такой ситуации. Власти говорят о быстром росте экономики, об улучшении жизни, о росте благосостояния. А люди недоумевают, почему они всего этого не чувствуют.

Авиадиспетчеры, хорошо организованная профессиональная группа, имеющая опыт, стали флагманами нового подъема социального недовольства. Когда я приезжаю в свой округ, сказал г-н Рыжков, я чувствую завышенные ожидания людей. Они не понимают, почему зарплата не растет в несколько раз быстрее. А в следующем году рост доходов запланирован очень незначительный. Если в этом году зарплаты бюджетников увеличились на 89%, то в 2003-м - только на 30%. Причем увеличение произойдет только с 1 октября. Это означает, что до этого времени их жизненный уровень будет неуклонно падать. Если вслед за диспетчерами другие организованные отряды начнут забастовочную волну, то это может иметь серьезные политические последствия, особенно в год выборов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Консерватор». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка