О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Катастрофа Ан-140: факты и версии

23 декабря в 17.59 в Иране разбился самолет Ан-140 компании "Аэромост-Харьков". В катастрофе погибли 44 человека - руководители и ведущие специалисты предприятий авиационной промышленности Украины и России. Среди погибших были семилетний сын и жена сотрудника представительства запорожского моторостроительного АО "Мотор-Сич" в Иране Александра Ясюренко. Тела погибших будут привезены в харьковский аэропорт "Сокольники" в ночь с 26 на 27 декабря. Прощание с погибшими и панихида пройдет на авиазаводе 27 или 28 декабря.

Останки всех погибших в авиакатастрофе найдены, причины катастрофы расследуются - вот, пожалуй, самое существенное, что смогли добавить к информации ХГАПП информагентства по истечении первых суток после катастрофы. Официальные комментарии о причинах трагедии последуют не ранее выводов правительственной комиссии, которую возглавил бывший гендиректор авиазавода, а ныне министр промполитики Анатолий Мялица.

Ждать, впрочем, видимо, недолго - комиссия должна отчитаться о результатах расследования до 3 января наступающего года. Кабмин выделил первые 2 млн. грн. для ликвидации последствий катастрофы и оказания помощи семьям погибших. Расходы на похороны 29 погибших харьковчан возьмет на себя местный бюджет. В Харькове отменяются предновогодние мероприятия. 26 декабря в Украине объявлено днем траура. Президент Леонид Кучма выразил соболезнование родным и близким погибших. То немногое, что еще можно сделать...

О катастрофе харьковского Ан-140 большинство украинцев смогли узнать 23 декабря из вечерних выпусков новостей. Телекомпании ссылались на сообщение агентства Reuters, а то в свою очередь - на иранское телевидение. Сразу стало известно, что все находившиеся на борту погибли. Только наутро стала складываться какая-то картина происшедшего. Самолет вылетел из Харькова в 11.15 (здесь и далее указывается киевское время). Около 13.45 он совершил посадку для дозаправки в турецком аэропорту Трабзон, при этом пассажиры не покидали самолет. В 14.51 самолет вылетел из Трабзона в иранский аэропорт Исфахан. Дальше в сообщениях получается некоторая нестыковка времени. Но, так или иначе, по сообщению иранской стороны, Ан-140 зарегистрировался и запросил посадку, находясь в 45 милях (около 70 километров) от аэропорта города Исфахан. За три минуты до посадки с ним оборвалась связь, и самолет исчез с радаров диспетчерской службы аэропорта. Самолет врезался в гору высотой около 2 тыс. м над уровнем моря в 7 метрах от ее вершины.

Катастрофа произошла около поселка Баграбада (Baghrabad) к западу от Исфахана, ее наблюдали своими глазами местные жители. После выяснения района падения самолета руководство провинции создало комиссию, в состав которой вошли представители администрации губернатора, компании "ХЕСА" и представители АНТК им. Антонова в "ХЕСА". Иранские военные, полицейские и сотрудники "Красного полумесяца" оцепили место катастрофы и начали аварийно-спасательные работы (впрочем, спасать уже было некого). Представитель МИД Ирана Хамид Реза Асефи направил соболезнования в адрес Украины и России.

Иранская сторона выделила самолет для транспортировки останков погибших в Украину. Но уже в первых сообщениях информагентств о катастрофе прозвучала версия иранской стороны: по предварительным данным, пилоты не справились с управлением в условиях плохой видимости.

Наутро Reuters сообщило со ссылкой на представителя местных властей, что тела погибших находят в километре от места катастрофы самолета и что среди обломков уже найден один "черный ящик" - бортовой самописец самолета. В соответствии с международными нормами, бортовой самописец власти Ирана передадут стране, которой принадлежал разбившийся самолет. Вскоре на место катастрофы прибыла оперативная группа посольства Украины в Иране.

Версии

Первый секретарь посольства Владимир Дубовик сообщил украинскому интернет-изданию ForUm, что проверяется несколько версий происшедшего. Какие именно версии - он не уточнил. Однако пресса их, видимо, очень жаждала, так как сделанное губернатором Евгением Кушнаревым заявление было сразу же интерпретировано многими СМИ как свидетельство наличия трех версий: ошибка экипажа, неисправность самолета и уничтожение самолета военными. На самом же деле губернатор говорил совсем по-другому: "Не в?дкида?ться жодна з верс?й, але остаточну в?дпов?дь може дати т?льки Державна ком?с?я, яка вже створена ? в?дбува? сьогодн? на м?сце катастрофи. Коли трапляються так? авар??, може бути все: ? помилка п?лот?в, ? в?дмова двигун?в, ? як?сь ?нш? техн?чн? причини, але треба зважити на те, що це зона, наближена до ?раку, де д?? особливий режим, тобто виключати н?чого не треба". При этом Кушнарев отметил, что "ек?паж л?така дуже досв?дчений. Командир ек?пажу зд?йснив 7 посадок на аеродром ?сфахан, а другий п?лот - 16, тобто м?сцев?сть вони дуже добре знали ? польот проходив в абсолютно звичайних для ек?пажу умовах". Контрольно-диспетчерская служба исфаханского аэропорта обвинила украинских пилотов в "невнимательности и ошибке", которые, по мнению иранской стороны, и стали причиной столкновения самолета с горой. Представители Министерства транспорта Украины обратились к средствам массовой информации с просьбой не делать собственных выводов относительно обстоятельств падения украинского самолета Ан-140 в Иране. Позиция Минтранса - обвинять в катастрофе авиалайнера украинских пилотов "крайне преждевременно", так как к падению самолета мог привести "целый ряд причин", которые будут выясняться в ходе специального расследования. В то же время, представитель другого министерства - Минпромполитики - заявил агентству ИТАР-ТАСС, что наиболее вероятной причиной катастрофы является несогласованность действий авиадиспетчеров и экипажа машины при заходе на посадку. По его мнению, технические неполадки в самолете практически исключаются, так как экипаж сообщил бы о них службе управления воздушным движением. "Таких предупреждений не было", - сказал специалист и напомнил, что за 30 км от аэропорта самолет "ведут" наземные диспетчерские службы. Не исключено, что до оглашения результатов расследования (да и после него) к этим версиям прибавятся еще не одна и не две. Вряд ли сегодня, когда еще не начато даже исследование "черных ящиков", кто-то может делать ответственные заявления. И не стоило бы об этом говорить, если бы эта поспешность не наводила на мысль, что заинтересованные организации срочно начинают выстраивать "линию защиты". Ведь, как бы это дико сегодня ни звучало, в прессе уже начата "засветка" прогнозов того, как скажется эта катастрофа на дальнейшей судьбе совместного проекта.

Интересы

Уже цитировавшийся анонимный специалист авиапрома выразил уверенность, что катастрофа не повлияет на программу производства самолетов Ан-140, если в ней виноват "человеческий фактор". Иранский министр транспорта Ахмад Хоррам заявил в своем выступлении по иранскому телевидению, что, несмотря на то, что разбившийся самолет был аналогом иранской машины, авиакатастрофа, видимо, не повлияет на ход выполнения программы. Журналисты украинского агентства Defense Express попробовали узнать мнение по этому поводу директора-распорядителя компании "HESA" Мохаммада Ислами, однако связаться с ним не удалось, так как он принимал участие в работах на месте катастрофы. Другой представитель иранской компании сказал Defense Express, что все находятся в состоянии шока. В то же время он отметил, что если причиной катастрофы был человеческий фактор, то это не повлияет на дальнейшее сотрудничество в сфере производства самолетов по украинской лицензии. Вопросы начнутся, если причиной катастрофы окажутся технические факторы, сказал собеседник агентства. Очень бы не хотелось предполагать, что комментарий представителя Минпромполитики вызван, прежде всего, желанием сделать "ход на опережение" опасений иранских партнеров......
Авторские права на данный материал принадлежат «Объектив». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка