О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российской авиации рано шутить

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал сегодня отчет об авиационной безопасности по итогам прошлого года. Выводы на первый взгляд оптимистичны - летать стало безопаснее. Между тем прогнозы на 2003 год неутешительны.

Действительно, в основном виде деятельности гражданской авиации - регулярных пассажирских перевозках на тяжелых самолетах, выполняющих более половины от общего объема работ, в 2002 году не было ни одного авиационного происшествия(впервые за десять лет). Однако на чартерных рейсах и в легкой авиации аварийность возросла, правда, последствия нештатных ситуаций были более легкими.

По данным МАК, количество авиационных происшествий в России с гражданскими воздушными судами в 2002 году сократилось на 22,2% - до 21 происшествия.

В частности, за отчетный период в гражданской авиации России произошло 7 катастроф, в которых погиб 131 человек (годом ранее произошло 10 катастроф, в которых погибло 218 человек).

Кроме того, в прошедшем году в гражданской авиации было зарегистрировано 985 инцидентов с воздушными судами и 3 чрезвычайных происшествия, в которых погибло 3 человека (По классификации ГСГА все нештатные ситуации делятся на авиационные происшествия, катастрофы, инциденты и чрезвычайные происшествия). Для сравнения: в 2001 г в России произошло 1015 таких инцидентов, 14 чрезвычайных происшествий, в которых погибло 82 человека.

Среди причин, приведших к катастрофам, основной назван человеческий фактор. За столкновение Ту-154М и Боинг-757 над Боденским озером вина лежит на диспетчерской службе. В случае с загадочным падением Ил-86 авиакомпании "Пулково" в Шереметьеве причина нештатной работы стабилизатора, приведшей к катастрофе, так и осталась неизвестной.

Тем не менее, по всем рассмотренным версиям комиссия разработала около 40 рекомендаций по обеспечению безопасности полетов.

Несмотря на прошлогоднее улучшение ситуации с безопасностью полетов специалисты в области авиации не спешат делать благоприятных прогнозов на 2003 год. Как сообщил "Газете.Ru" источник в МАК, "В этом году ошибки экипажей могут стать еще чаще из-за массовых нарушений требований и инструкций, а так же развала системы переучивания и повышения квалификации пилотов". Итоги прошлого года в этом плане показательны - несколько раз за прошлый год пилоты умудрялись забыть выпустить шасси перед посадкой.

Специалисты МАК в прошлом году также в ходе расследования различных авиапроисшествий обнаружили, что "компоновка тренажеров (расположение органов управления воздушного судна, приборов контроля систем и оборудования, сигнализации и др.) часто не соответствует кабине воздушного судна, что делает бессмысленной тренировку экипажей по действиям в особых случаях полета". А в условиях тотальной экономии средств российскими авиакомпаниями большая часть тренировок пилотов происходит именно на тренажерах.

В общем, пока в российской авиации боятся радоваться даже улучшению статистики в области авиабезопасности.

Любопытно, что к американцам, как отмечает The Wall Street Journal, на фоне значительного увеличения числа авиационных происшествий и катастроф (на 55%), напротив, вернулось чувство юмора. Пассажиры уже устали бояться, а авиакомпании решили, что пора перестать запугивать пассажиров, поскольку хорошее настроение во время полета - залог того, что человек вновь выберет ту же авиакомпанию.

Самый яркий пример - Southwest Airlines (SWA), где шутили издавна, и даже трагедия 11 сентября не смогла заставить компанию полностью отказаться от своего кредо - "полет должен быть веселым и приятным". SWA и после 11 сентября работала с прибылью, сведя к минимуму, правда, количество шуток на тему безопасности полета и отказавшись от ролика "если вам еще раз взбредет в голову пронестись по небу в железной трубе - приходите к нам". А весной прошлого года глава SWA Колин Баррет разрешил "выборочное использование шуток на борту".

В российских авиакомпаниях, однако, к подобным приемам относятся с недоверием. Исключением стала разве что "Сибирь", украсив перед Новым годом салоны самолетов гирляндами и переодев стюардесс снегурочками....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка