О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полезный "Москит"

... как ДХ-98 "Москито".

Это действительно было чудо! Стремительные обводы фюзеляжа, необычно гладкие аэродинамические формы, мощные двигатели малого миделя - все это позволяло "Мосси" обладать не только высокой скоростью, но и поразительной для самолетов такого типа маневренностью ("Москито" мог крутить восходящие бочки на одном работающем двигателе)!

Не имея никакого оборонительного вооружения, "деревянное чудо" было единственным самолетом британского Бомбардировочного командования, действовавшим над территорией Западной и Центральной Европы в дневное время. И как действовали!

На счету "Мосси" - точеные удары по верфям в Фленсбурге, зданию гестапо в Осло, комплексу добычи молибдена в Кнабене. Именно "Москито" 3 ноября 1943 года сфотографировал таинственные объекты на полуострове Пенемюнде. Тогда же два таких самолета сфотографировали Рехлинский испытательный полигон Люфтваффе, что дало возможность английской разведке получить важные сведения об испытаниях немецких реактивных самолетов. Немецкие истребители и зенитчики оказались не в состоянии бороться с "Мечтой термита"...

Но венцом "творения" этой уникальной машины, пожалуй, можно считать налет на Берлин 30 января 1943 года. Представьте - солнечный морозный день, видимость, как говорят летчики, "миллион на миллион". Над Берлином проходит воздушный парад, гитлеровская клика празднует 10-летие прихода к власти. Вдруг в бескрайнем небе появляется несколько быстро приближающихся точек. Через несколько мгновений шестерка "Мосси" стремительно пролетает над городом, сбрасывает бомбы в самом центре, на радиоцентр на Мазурен-Аллее и улетает, не потеряв ни одного самолета! Говорят, рейхсмаршал Геринг смог выступить с приветственной речью только спустя час после объявления диктора. Поздравление с юбилеем удалось на славу!

Говоря о выдающихся возможностях этого самолета, нельзя не воздать должное мужеству английских пилотов. Уже через некоторое время после первого применения основными для "Москито" стали сверхмалые высоты, причем не только выход в атаку, но и весь полет к цели совершался буквально на высоте верхушек деревьев. Это давало возможность укрыться от РЛС противника и создавало определенные трудности для зенитной артиллерии. А от перехватчиков спасал серо-зеленый камуфляж. Благодаря скорости, маневренности и малозаметности его шансы уцелеть были существенно выше, чем у "классических" машин, облепленных пулеметными точками.

Интересно, что создавался "Москито" в инициативном порядке, БЕЗ ЗАКАЗА министерства обороны, более того, представленный осенью 1939 года проект легкого скоростного бомбардировщика был категорически отвергнут. Положение изменилось с началом Второй Мировой войны - имеющиеся на то время в составе британских ВВС "Бленхеймы", "Хемпдены" и "Бофорты" оказались сильно уязвимыми для огня "Мессершмиттов" (летчики советских авиачастей, получивших НР.52 по ленд-лизу грустно шутили: "Ты мне друг, или "Хемпден"?). Вот тут-то и вспомнили о проекте конструктора Де Хевилленда. Фирме срочно выдали спецификацию и в ноябре 1940 года сын ее основателя - Джеффри де Хевиленд приступил к испытаниям.

Их результат превзошел все ожидания! D.H.98 "Москито" всех модификаций представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан преимущественно деревянной конструкции. Фюзеляж - цельнодеревянный монокок, выклеивался из двух симметричных половин, соединявшихся после монтажа системы управления. Обшивка: бальсовая прослойка, обклеивалась с обеих сторон фанерой. В передней части располагалась кабина экипажа (впереди штурман-бомбардир, за ним и выше, со смещением влево - пилот). Входной люк в полу, справа от пилота, открывался наружу.

Крыло - среднерасположенное, двухлонжеронное, цельнодеревянное, с неразъемными консолями вкладывалось в большой технологический вырез в нижней части фюзеляжа. Толстая несущая обшивка сверху оклеена полотном. Между двигателями и фюзеляжем в передней кромке располагались радиаторы. Закрылки и элероны имели металлический каркас, обтянутый полотном(!). Стабилизатор и киль имели деревянный каркас с фанерной обшивкой. Двигатели - двухрядные, V-образные 12-цилиндровые Роллс-Ройс "Мерлин" различных модификаций. Винты трехлопастные, изменяемого шага, флюгерируемые.

Максимальная бомбовая нагрузка составляла 4 бомбы по 113 кг, что было обусловлено длиной бомбоотсека. Позднее разработали специальные бомбы с укороченным стабилизатором по 227 кг. Стрелковое вооружение применялось только на "Москито" в вариантах ночного истребителя и тяжелого истребителя-бомбардировщика. Летом 1943 года для Берегового командования ВВС были выпущены 27 самолетов "Москито" F.B.Mk.XVIII, вооруженные 57-мм пушкой 12 подкрыльевыми пилонами для 60-фунтовых НУР. Они предназначались для борьбы с подводными лодками и небольшими надводными кораблями противника.

Всего за годы войны было построено 5 583 самолета "Москито" сорока восьми модификаций, состоявших на вооружении ВВС многих стран до средины 1950-х годов, а последний "Мосси" был снят с вооружения в 1961 году!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка