О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Стрекоза в океане

Ее воплощение в жизнь связано с именем талантливого авиаконструктора Н.И. Камова, создателя серии вертолетов на базе соосной схемы несущих винтов.

Еще в 1946 году Камов в инициативном порядке разработал, а в 1947 году построил и испытал первый экспериментальный вертолет "Ка-8" ("Иркутянин"). 30 августа 1949 года впервые поднялся в воздух более совершенная машина "Ка-10", а 7 декабря следующего года он совершил посадку и взлет с палубы крейсера "Максим Горький".

Это был первый в мире специальный корабельный вертолет, предназначенный для разведки, связи и наблюдения. Всего были построены 4 "Ка-10", также испытанные на "Максиме Горьком". В 1954 году появились более совершенные машины "Ка-10М", но все они имели общий недостаток-отсутствие закрытой кабины и малая полезная нагрузка (140 кг.)

В новом вертолете "Ка-15" уже имелись места для пилота и одного пассажира, полезная нагрузка составляла более 350 кг. Он имел застекленную кабину и оборудовался специальными приборами наблюдения и связи для разведки и целеуказания (ЦУ). В ходе войсковых испытаний, проводившихся на Черноморском флоте (с посадкой на крейсер "Михаил Кутузов"), были организованы сравнительные испытания "Ка-15" и "Ми-1".

По итогам испытаний отмечалось, что вертолет соосной схемы благодаря меньшим размерам и лучшей маневренности может уверенно садиться на палубу даже в условиях 6-балльного волнения. 14 апреля 1953 г летчик-испытатель Д.К. Ефимов совершил на "Ка-15" первый полет, а осенью того же года началась подготовка к серийному производству машин на заводе ?99 в Улан-Удэ. С 1955 г эти вертолеты стали поступать на вооружение ВМФ. В 1955-56 гг. вертолет "Ка-15" проходил морские испытания, проводившиеся на борту эскадренного миноносца проекта 56 "Светлый" Северного флота, на котором оборудовали специальную вертолетную площадку. В основном проверялась возможность использования вертолета в качестве воздушного поста выдачи загоризонтного целеуказания для противокорабельных крылатых ракет комплекса "Щука". Попытки же применить "Ка-15" для борьбы с подводными лодками особого успеха не имели. Вертолеты "Ка-15" большого распространения на флотах не получили и в 1962 г. были сняты с вооружения.

В 1958-61 гг. ОКБ-4 был создан более совершенный вертолет "Ка-25", со складывающимися лопастями несущего винта и систему автоматической стабилизации. Машина создавалась для оснащения противолодочных крейсеров, но предусматривалось также и одиночное постоянное и временное базирование этих вертолетов на целом ряде кораблей-крейсерах, больших противолодочных кораблях (БПК) и эскадренных миноносцах. На "Ка-25" возлагались задачи поиска, обнаружения, сопровождения и уничтожения подводных лодок, а также осуществления разведки надводных целей и выдачи ЦУ корабельным средствам ракетного вооружения. Поражение обнаруженных субмарин предполагалось осуществлять самонаводящейся противолодочной торпедой АТ-1 или 4-8 глубинными бомбами массой 250 или 50 кг.

9 июля 1961 г летчик-испытатель Е.И. Ларюшин впервые продемонстрировал новый вертолет на авиационном параде в Тушино. Однако серийное производство этих машин из-за сложностей конструкции и необходимости окончательной доводки проекта было начато не сразу - первый серийный "Ка-25" был выпущен заводом только в апреле 1965 г. Войсковые испытания вертолетов "Ка-25ПЛ" были начаты в мае 1967 года.

Первыми противолодочными кораблями также с одиночным временным (без ангара) базированием вертолета "Ка-25" стали сторожевые корабли ПВО-ПЛО (впоследствии БПК) проекта 61 типа "Комсомолец Украины" (головной вступил в строй в 1962 году). В то же время, одиночное базирование вертолетов не обеспечивало необходимой боевой эффективности, достаточной для решения задачи гарантированного поиска и уничтоженияподлодок, особенно атомных.

Для дальней зоны ПЛО объективно требовались корабли с групповым базированием вертолетов, при котором можно было бы организовать их посменную работу, обеспечив непрерывный по времени поиск подводных лодок. Так возникла идея создания противолодочного корабля дальней зоны, исследования по которому в ЦКБ-17, институтах Госкомитета по судостроению, ВМФ и ВВС, были начаты в 1958 году в связи с появлением на Западе, прежде всего в США, атомных подводных лодок-ракетоносцев, способных наносить удары по территории СССР.

Проект такого корабля (противолодочного крейсера пр. 1123) был разработан ЦКБ-17, а утверждение его состоялось 25 января 1962 года. В качестве платформы для размещения РПК и других названных систем, а также группового базирования противолодочных вертолетов были спроектированы и построены два противолодочных крейсера-вертолетоносца пр. 1123: "Москва" (вступил в строй 25 декабря 1967 года) и "Ленинград" (4 июня 1969г). 19 сентября 1968 года этот крейсер с 14 вертолетами "Ка-25" на борту совершил первый выход в Средиземное море. В 1972 г испытания вертолетов были завершены и машина поступила на вооружение ВМФ.

В 1975 г. для решения поисково-спасательных задач, а также транспортировки грузов был создан поисково-спасательный вертолет "Ка-25ПС", оснащенный лебедкой грузоподъемностью 250 кг, установленной в дверях грузовой кабины. Серийное производство вертолетов "Ка-25" продолжалось вплоть до 1995 года, всего было построено 460 машин 16 различных вариантов.

Российский надводный флот давно ушел с "дальних рубежей" защиты родных берегов, еще в середине 1990-х были выведены из его боевого состава и разобраны на металл противолодочные крейсера "Москва" и "Ленинград". А стрекоза "Ка-25" все еще в строю......
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка