О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Родоначальник крыльев ХАИ

Он был одним из достойнейших представителей группы талантливых молодых инженеров, творцов замечательных самолетов советской авиации. Лично всегда скромный и сдержанный, он выделялся огромной работоспособностью и целеустремленностью в доведении до конца начатого им дела. Он смело брался за решение очень сложных инженерных задач и всегда блестяще с ними справлялся. В нем гармонически сочетались высокие качества ученого-теоретика и инженера-практика.

А.Н. Туполев


Эти слова патриарха советской авиации написаны об Иосифе Григорьевиче Немане - человеке, чья жизнь и деятельность теснейшим образом были связаны не только с авиацией, но и с Харьковом.

Родился он 26 февраля 1903 года в городе Белостоке (Польша) в семье столяра. До 1920 года учился в гимназии, а затем добровольцем вступил в Красную армию. Служил просветработником 4-й армии в политуправлении Харьковского и Украинского военных округов. Оттуда в 1922 году был командирован на учебу в Харьковский технологический институт.

Одновременно работал библиотекарем в центральном партклубе и клубе им. Калинина, а в конце сентября 1926 года поступил на работу в опытный отдел Харьковского авиазавода. Чертежник, начальник конструкторской группы, заместитель главного конструктора - таковы ступени профессионального роста Немана. Иосиф Григорьевич, владея иностранными языками и будучи широко эрудированным специалистом, пристально следил за новыми достижениями отечественной и зарубежной авиационной науки. Он понимал неразрывность связи науки конструирования и основополагающих наук (аэродинамики, прочности), поэтому каждый конструкторский вопрос решал на высоком теоретическом уровне. В этот период у него формируются принципиальные технические концепции, отличные от взглядов

К.А. Калинина, возглавлявшего в то время Харьковский авиазавод. Неман, в частности, выступает против использования подкосных крыльев и полотняных обшивок в конструкции крыльев.

В 1931 году приказом начальника Главного авиационного управления И.Г. Неман был переведен в ХАИ на должность заведующего кафедрой конструкции и проектирования самолетов. Здесь он свои взгляды и технические концепции закладывает в основу учебного процесса. В лекциях он излагает современные тенденции и перспективы развития самолетостроения. Впервые в практике вузов по предложению Немана в 1931 году в ХАИ читаются лекции по прочности свободнонесущего крыла с работающей обшивкой.

Но Иосиф Григорьевич мечтает о большем - об объединении учебного процесса с конструкторской практикой. С этой целью он предложил организовать в институте реальное проектирование самолетов. Своими идеями он увлек студентов, и с октября 1931 года в ХАИ создаются две студенческие группы, которые впервые в стране начинают практическое проектирование двух самолетов: ХАИ-1 и ХАИ-2. Уже в феврале 1932-го оба проекта были завершены и затем рассмотрены и одобрены комиссией под руководством академика Г.Ф. Проскуры. Было принято решение строить самолет ХАИ-1, как более совершенный и перспективный.

Самолет строили на Харьковском авиазаводе под руководством выпускников ХАИ. И в октябре 1932-го он впервые поднялся в воздух. Это был пассажирский семиместный самолет - первый в СССР и Европе самолет с убираемым в полете шасси. С обычным серийным двигателем М-22 он показал рекордную скорость полета - 324 км/ч. При этом машина поднимала на борту не одного человека, как истребитель, а семерых.

Творческая находка И. Немана буквально сделала переворот в советской авиации. За создание самолета ХАИ-1 Иосиф Григорьевич был награжден орденом Красной Звезды. Следующим этапом работы Немана и возглавляемых им кафедры и официально созданного конструкторского бюро было создание невооруженного самолета-разведчика ХАИ-6 с рекордной для того времени скоростью в 425 км/ч и легкого бомбардировщика-разведчика ХАИ-5. Обе машины были построены по схеме ХАИ-1. После испытаний было принято решение запустить самолет ХАИ-5 в серийное производство и принять на вооружение Красной армии под маркой Р-10.

Все оригинальные решения и технические разработки при проектировании самолетов Иосиф Неман внедрял в учебный процесс. За успешное ведение и организацию учебного процесса ему было присвоено звание профессора.

В феврале 1936-го И. Неман был назначен главным конструктором Харьковского авиационного завода, на котором было организовано серийное производство самолета Р-10.

11 декабря 1938 года Иосиф Григорьевич был арестован органами НКВД и приговорен по статье 58-7

УК РСФСР к лишению свободы сроком на 10 лет. Работал в "шарашке" - 4-м спецотделе ЦКБ НКВД под руководством А.Н. Туполева. 19 июля 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР был освобожден со снятием судимости.

До сентября 1944 года И.Г. Неман работал на различных конструкторских должностях на ряде авиационных заводов. В сентябре 1944-го приказом наркома авиапромышленности вновь переведен в ХАИ и назначен заведующим кафедрой конструкции и проектирования, которую и возглавлял до своей кончины в 1952 г.

В этот период он снова сплачивает вокруг себя целую когорту аспирантов и молодых преподавателей, ведет активную творческую научную работу со студентами. Одновременно И. Неман успешно защищает докторскую диссертацию. В ней весь он: математик, теоретик прочности, инженер-механик, конструктор.

Параллельно ведется активный процесс конструирования спортивного самолета ХАИ-12 "Старт".

Преждевременная смерть, когда ему еще не исполнилось и 50 лет, вырвала нашего замечательного земляка из рядов передовых деятелей и ученых советской авиации.

Мечта И. Немана о тесной связи учебного процесса с конструкторской и научной деятельностью не забыта. Десятки научных работников -преподавателей, инженеров, большинство студентов Харьковского аэрокосмического университета "ХАИ" работают сегодня наряду с учебным процессом и над важнейшими проблемами авиационной науки. Основы такой органической взаимосвязи этих процессов и были заложены Иосифом Григорьевичем Неманом в далекие 30-е годы, годы становления харьковской авиационной школы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Событие». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка