О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Школа любви. К небу и Родине

Липецк встречал гостей неприветливо: белые как молоко облака стремительно неслись к югу, пронизывающий ветер заставлял втягивать шею в воротник, периодически с неба, хаотично кружась, падали крупные снежинки, то вдруг лил дождь. Московские гости нервничали - начнутся ли торжества, местные летчики небесную вакханалию воспринимали спокойно - они привыкли к капризам погоды, от которой зависят грядущие полеты. А информация о полетах приходила самая противоречивая: то будут, то не будут. Наконец решили: самолеты в небо не поднимать, но торжественную часть всё же провести. Авиаторы в пиджаках и белых рубашках потянулись к выходу, под дождь и ледяной ветер - армия уже перешла на летнюю форму одежды. Кто ж знал, что в конце апреля случится очередной природный катаклизм и днем будет от силы плюс два... Пока главком Военно-воздушных сил России Владимир Михайлов говорит теплые слова и награждает лучших летчиков Центра боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиации ВВС имени В.Чкалова, которому в мае исполняется 50 лет, пролистаем страницы его истории, которая поистине уникальна и героична.

А был ли Геринг?

Рождение постоянного Липецкого авиагарнизона связано со 2-й Высшей школой красных военных летчиков, которая просуществовала всего один год, но оставила после себя замечательную традицию: в 1923 году состоялся первый авиационный праздник. До сих пор Липецк входит в число тех российских городов, где в День авиации военные летчики показывают свое мастерство мирным жителям. Закрыли школу с мотивировкой "слабая материальная база", на самом деле всё было куда серьезнее. В 1919 году был подписан мирный Версальский договор, согласно которому Германии запрещалось иметь целый ряд наступательного вооружения, в том числе и военную авиацию. Но немецкие фирмы продолжали совершенствовать свою боевую технику, которую нужно было (а по договору нельзя) где-то испытывать и готовить летные кадры. Россия, не участвовавшая в подписании этого документа, разрешила немцам использовать свою территорию, и де-юре всё было законно. В создание своей авиашколы в Липецке немцы вложили огромные деньги, и она благополучно существовала с 1925 по 1933 год. А закрылась уже по политическим мотивам, когда к власти пришел Гитлер и Германия стала фашистской страной. Конечно же, очень многие немцы, служившие в Липецкой школе, были связаны с германской разведкой, поскольку имели возможность практически беспрепятственно летать над Центральной Россией, вести аэрофотосъемку и собирать информацию. В связи с чем школу активно "пасли" советские чекисты.

Это очень важное обстоятельство, так как развенчивает одну из местных легенд. А именно, что в липецкой школе учился "наци номер два" фашистской Германии - Герман Геринг. Никаких подтверждений этого факта не существует, а вот опровержений более чем достаточно. Во-первых, Герингу в Липецке учиться было нечему: Первую мировую войну он закончил настоящим асом - будучи командиром истребительного полка, сбил 22 самолета противника. В школе же обучалась молодежь. Во-вторых, поскольку чекисты вели неустанный надзор за школой, о приезде столь заметной фигуры они знали бы обязательно. Словом, на вопрос: "А был ли Геринг?" - стоит ответить: "Скорее нет, чем да".

С немецкой школой связана еще одна легенда, которую рассказывают и местные жители, и военные. А именно, что во время Великой Отечественной войны немцы в память о своей учебе в Липецке не бомбили город. Липецк бомбили!

Правда, не так интенсивно, как другие населенные пункты. Но отнюдь не из любви к городу. А потому, что у Липецка, бывшего базой советских авиасоединений, имелась сильная система противовоздушной обороны, сквозь которую пробивались лишь единичные бомбардировщики противника.

Подрезание крыльев

После того как немцы покинули Липецк, здесь разместилась Высшая летно-тактическая школа ВВС Красной Армии, которую в народе называли "малой академией". В отличие от обычной академии в школе учились всего год, но всё это время летчики имели возможность совершенствовать свои летные навыки, так как в школе были представлены все типы боевых самолетов фронтовой авиации. В академии же на четыре года они от полетов оторваны.

Много интересных людей начинали свой воинский путь в Липецке: будущий военный летчик Михаил Водопьянов из первой плеяды Героев СССР (а всего школой воспитано более 300 Героев), Василий Сталин, будущий летчик-космонавт Георгий Береговой (и еще 13 космонавтов), все главкомы ВВС... Первым начальником школы был легендарный комдив Николай Котов, расстрелянный в 1937 году как враг народа и ставший одним из прообразов главного героя фильма "Утомленные солнцем". Второго начальника школы постигла такая же судьба: немец по национальности и швейцарец по рождению, Эрнст Шахт был первым иностранцем, получившим звание Героя Советского Союза за войну в Испании, также был репрессирован и расстрелян как немецкий шпион, а через много лет посмертно реабилитирован, как и комдив Котов.

Когда началось знаменитое хрущевское "подрезание крыльев", школу расформировали, а на ее место перевели из Воронежа Школу боевого применения, добавив к названию "и переучивания летного состава". Под таким названием Центр существует с 1960 года.

Только в полёте живут самолётыb

Основная задача центра сегодня - учить "воевать" самолеты. Как только новая техника берется на вооружение, ее направляют в Липецк. Здесь ее испытывают и исследуют летчики, проводят на ней бомбометание, воздушные бои, стрельбу, пуски ракет и прочее. На основе этого опыта для летного состава пишутся методические рекомендации - учебники, в которых подробно рассказано, как летать на данных машинах и как их обслуживать. По этим методичкам летают все ВВС. Вторая задача центра - переучивание летчиков. В училищах они летают лишь на одном типе самолетов, а служить попадают на другие. Так что через Липецкий центр проходят почти все летчики и наземные авиаспециалисты.

Работа испытателей не из простых, порой даже опасная: техника с заводов поступает новейшая, требующая проверки на практике... Так что гибнут летчики не только на войне.

Испытывая в 1968 году бомбардировщик Як-28, Леонтий Кременков и Сергей Шерстобитов отвели падающий самолет от населенного пункта. На земле не пострадал никто. Летчики погибли. В 1987 году - то же самое: Евгений Захаров и Владимир Новоселов погибли, отведя от школы на пустырь неисправный истребитель МиГ-23. Они могли катапультироваться и сохранить себе жизнь, но тогда погибли бы дети. По той же причине погиб в 1992 году начальник центра, первый Герой России Суламбек Осканов - его пылающий МиГ-29 "шел" на железнодорожную станцию поселка Хворостянково...

Непобедимый генерал Харчевский

В музее центра есть стенд "Пути отцов, дороги сыновей", где вкратце рассказан воинский путь начальников центра и их сыновей-летчиков. Открывает его Иван Свиридов, сбивший последний фашистский самолет во время войны, а его сын, летчик-испытатель, умер от кровоизлияния в результате перегрузок во время полетов.

А заканчивает нынешний начальник центра - генерал-майор Александр Харчевский. О нем все говорят с гордостью и почтением. Он единственный летающий кандидат военных наук, заслуженный военный летчик. Защита им диссертации - отдельная тема. Ее ведь сначала пишут, потом защищают, а потом уже "обкатывают" на практике. У Александра Николаевича всё было наоборот. В 1995 году липецкие летчики участвовали в совместных учениях с ВВС ЮАР. А южноафриканцы в небе сильны. Но Харчевский выиграл у них все 36 боев. Когда он рассказал в России, как он это сделал, выявилось столько изобретенных Харчевским секретов, что их хватило для диссертации. Так вот бывает.

А в 1992 году впервые в истории фронтовой авиации липецкие летчики на истребителях Су-27 совершили перелет в США. На первом аэродроме посадки американцы предложили русским провести показательные воздушные бои. Самонадеянные американцы потирали руки и с превосходством поглядывали на гостей: "Да мы вас за две минуты так уделаем..." Не вышло. Наши выиграли почти все бои. А после того как виртуозно и филигранно продемонстрировали фигуры высшего пилотажа, американцы сказали: "Больше мы с вами не летаем!"

Боев действительно больше не устраивали, а к русским стали относиться с видимым уважением. Но американцы показали себя еще с одной стороны. Очень нелицеприятной. Когда наши возвращались в Россию, по территории США их сопровождали американские истребители. Внезапно у обоих русских самолетов на высоте 11 тысяч метров отказали двигатели. У второго движок запустился лишь за полторы тысячи метров над землей, у первого - чуть раньше. Ситуация крайне опасная. Наши летчики вышли из нее с честью. А американские как летели, так и продолжали лететь, словно ничего не случилось. Полковник (в то время еще полковник) Харчевский сказал, что такой подлости никогда в своей жизни не видел. У нас ведь как? Сам погибай, а товарища выручай. Причина остановки двигателей на наших "Су" была проста - американский керосин имеет несколько другую фракцию, и тонкая аппаратура "Сушек" взбунтовалась... Когда американцы прибыли в Липецк с "ответным визитом", они предусмотрительно захватили с собой еще один самолет. Заправщик. Чтобы не рисковать.

Золотая молодёжь

Признаюсь, в Липецком гарнизоне мне доводилось бывать - 3 года назад. Настроение у личного состава, если честно, было кислое: керосина нет , полеты ограничены, тренажеры, имитирующие кабину управления боевым самолетом, на которых учатся и переучиваются летчики, устаревают, зарплаты низкие и выплачиваются с задержкой на три месяца, бесквартирных офицеров - около тысячи. Время было тяжелое. А сейчас всё круто изменилось, даже не верится, что всего за три года удалось снять тяжелую социально-бытовую напряженность! Бесквартирных осталось всего 260 человек, причем 80 из них получат жилье уже в конце этого года, а к 2005-му - так пообещал главком - такой проблемы вообще не будет. В 2 раза выросло денежное пособие. Мало, конечно, но всё же. Появилось авиатопливо, и теперь летчики по-настоящему занялись боевой подготовкой, не отвлекаясь на бытовые неурядицы. И у них изменилось отношение к службе, появилась уверенность в завтрашнем дне. Не простаивают и тренажеры: после глубокой модернизации их используют с полной нагрузкой. В центре появился авиамодельный кружок, который ведет летчик-истребитель в отставке Юрий Бедров. Его ребята устраивают воздушные бои, демонстрируют пилотаж в воздухе на сделанных своими руками моделях.

Огромной проблемой для всех Военно-воздушных сил стала преемственность поколений. Асы ушли в отставку, молодежь не имела возможности учиться в воздухе. В Липецке средний возраст подготовленных летчиков - 41 год. Значит, еще 3-5 лет - и летать попросту будет некому... Генерал Харчевский, как только появилась возможность, набрал группу молодых лейтенантов, выпускников Краснодарского военного института. Отбор был с пристрастием: в первую очередь оценивались интеллектуальные способности, здоровье и желание летать. Прошло 2 года, и уровень их подготовки почти соответствует уровню летчика 2-го класса, хотя официально они еще и на 3-й не сдали - не хватает налета часов. Они уже выполняют ночные полеты, сложный пилотаж, летают строем и с боевым применением. Они уверены в себе и с каждым полетом повышают свое мастерство. Не пройдет и трех лет, как эти лейтенанты достигнут настоящих высот в летном деле. И тогда не кому-то, а именно им доверят провезти в кабине боевого истребителя президента страны, как в марте 2000-го Александр Харчевский пилотировал Су-27 с Владимиром Путиным на борту......
Авторские права на данный материал принадлежат «Версты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка