О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Рыбинцы" наступают

Годовое собрание акционеров ОАО "Пермское агрегатное объединение "Инкар", состоявшееся на минувшей неделе, прошло с участием представителей его нового крупного акционера - ОАО "Сатурн". Напомним, что в конце прошлого года НПО "Сатурн" (бывшее ОАО "Рыбинские моторы") приобрело крупный (около 20%) пакет акций "Инкара". Учитывая, что "Сатурн" и ранее являлся акционером пермского предприятия, сейчас рыбинские моторостроители владеют примерно 36% акций "Инкара".

Как и предполагалось, в ходе собрания акционеров в новый состав совета директоров вошли представители НПО "Сатурн". В числе 11 членов совета директоров четыре человека представляют нового крупного акционера, два (начальник отдела Минимущества РФ Андрей Киченко и вице-губернатор Пермской области Анатолий Минаков) - государство, остальные - ОАО "Инкар". Председателем совета директоров избран Киченко.

Согласно годовому отчету, утвержденному акционерами, в 2002 году объем товарной продукции вырос на 17,4% по сравнению с 2001 годом.

По-прежнему львиная доля продукции "Инкара" относится к авиационной тематике. При этом доля топливно-регулирующих систем для газотурбинных двигателей снизилась в общем объеме выпускаемой продукции с 75 до 70%. В планах на 2003 год объем выпуска продукции по этой тематике - около 65%. Как сообщил финансовый директор "Инкара" Александр Долотов, примерно половина этого объема поставляется на предприятия, которые участвуют в создании экспортной продукции. Это - НПО "Салют" (Москва) и Уфимское моторостроительное производственное объединение. Именно их двигателями комплектуются самолеты, продаваемые в Индию и Китай. Менеджмент предприятия, контролирующий около 42% акций "Инкара", намерен и в дальнейшем сохранить в общем объеме производства значительную долю авиационной продукции.

В прошлом году "Инкар" освоил производство агрегатов для наземных газотурбинных двигателей. Хотя, по словам финансового директора, доля этой тематики в объеме производства пока незначительна.

Другое направление производства, которое "Инкар" активно развивает, - автомобильная продукция. Доля автомобильной тематики в общем объеме возросла с 8,8% в 2001 году до 14,4% в 2002 году. В частности, увеличились поставки гидротолкателей Заволжскому моторному заводу для "ГАЗа". В 2002 году "Инкар" обеспечивал более 60% потребности предприятия. В 1-м квартале 2001 года уже 83% потребностей Заволжского завода обеспечивало пермское предприятие. В этом году "Инкар" готовится к серийным поставкам своей продукции на Волжский моторный завод для автомобилей "ВАЗ". По словам Александра Долотова, в последние годы серьезное внимание уделялось техническому оснащению именно производства автомобильной продукции. Кстати, объем инвестиций в основной капитал в 2002 году составил 110,2 млн руб. Причем такой уровень инвестиций сохраняется на протяжении нескольких лет.

Как отметил Долотов, предприятие предпочитает использовать заемные средства. В частности, "Инкар" успешно применяет лизинговые схемы для приобретения нового оборудования, а также краткосрочные банковские кредиты.

Третьим направлением работы "Инкара" остается производство электроинструментов. Его доля с небольшими ежегодными колебаниями сохраняется на уровне 15%.

Стоит заметить, что "Инкар" работавший более чем на 90% по госзаказу, сейчас не имеет его вообще. Государство же пока сохраняет за собой пакет акций (почти 15%) пермского агрегатного объединения. По крайней мере, в списках приватизации в ближайшее время госпакет "Инкара" не значится. Однако не исключается возможность того, что правительство рано или поздно примет решение о продаже этого госпакета.

Согласно годовому отчету в 2002 году значительно снизился размер балансовой прибыли и составил 46,317 млн руб. (в 2001 году балансовая прибыль была получена в размере 236,4 млн руб.). На предприятии пояснили, что снижение связано, во-первых, с изменением методики расчета финансового результата в соответствии с Налоговым кодексом РФ, действующим с 1 января 2002 года, а во-вторых, с передачей объектов социальной сферы в муниципальную собственность остаточной стоимостью 41,1 млн руб., которые отнесены на финансовый результат.

Несмотря на прибыльную деятельность предприятия (чистая прибыль составила 11,3 млн руб.) финансовое состояние "Инкара" в прошлом году оставалось неустойчивым, сообщается в годовом отчете. Тем не менее, по итогам работы в 2002 году акционеры, впервые за несколько последних лет, решили выплатить дивиденды. Размер дивидендов составит 30 коп. на одну обыкновенную акцию номиналом 10 руб.

В общем, годовое собрание акционеров прошло без каких-либо неожиданностей. Тем не менее, наблюдатели ожидают, что вокруг "Инкара" в скором времени развернутся настоящие баталии.

Один из вопросов, по которому пока не нашли взаимопонимания "инкаровцы" и "рыбинцы", - содержание социальной сферы. До сих пор предприятие содержит несколько детских садов, Дворец культуры, поликлинику, оздоровительный лагерь и другие объекты.

Понятно, что для иногородних акционеров, каковым является "Сатурн", слова о необходимости отчислений на социальные нужды являются неубедительными. "Инкар", в свою очередь, стоит на позициях сохранения социальной сферы.

Очевидно, что вопрос о финансировании социальной сферы - это лишь верхушка айсберга в противоречиях между "Инкаром" и "Сатурном". Еще в начале 2003 года "Компаньону" стало известно о намерениях нового акционера произвести кадровые перестановки. Тогда предполагалось даже инициировать внеочередное собрание акционеров. Затем стороны договорились сохранить status quo до годового собрания акционеров. Выборы в ходе состоявшегося собрания акционеров ограничились тем, что в состав совета директоров вошли четыре представителя НПО "Сатурн". Генеральный директор Юрий Антонов сохранил свой пост в соответствии с контрактом, срок которого истекает через два года. Позицию менеджмента "Инкара" в этом вопросе поддержали представители государства.

Наблюдатели считают, что в нынешней ситуации при разрешении всех спорных вопросов чаша весов будет склоняться в сторону того, кого поддержит государство.

Вероятно, следующая стадия борьбы за "Инкар" развернется вокруг госпакета акций. При этом расклад сил в этой борьбе пока не ясен....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новый Компаньон». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка