О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Boeing ждет разбора полетов

В конце минувшей недели правительство США подало в суд на двух бывших инженеров компании Boeing - Кеннета Бранча и Уильяма Эрскина, обвинив их в сговоре с целью хищения коммерческой информации у компании Lockheed Martin. Федеральные власти США считают, что два инженера помогли компании Boeing выиграть тендер общей стоимостью $2 млрд. Если обвинение будет доказано, это станет самым крупным случаем промышленного шпионажа в США.

Преступление...

Обвинение против Кеннета Бранча и Уильяма Эрскина выдвинуто в федеральном окружном суде в Лос-Анджелесе. Решение суда о предъявлении обвинения господам Бранчу и Эрскину последовало после того, как компания Lockheed Martin 10 июня подала на них и компанию Boeing иск в окружной суд штата Флорида в городе Орландо. Lockheed Martin обвиняет Boeing и его инженеров по 28 статьям, включая экономический шпионаж.

12 мая Ъ рассказывал о скандале, разгоревшемся между крупнейшими авиастроительными корпорациями Америки. Напомним суть конфликта. В 1999 году ВВС США, проводившие тендер на разработку системы запуска ракет (СЗР), объявили Boeing победителем. Авиагигант получил 19 из 28 включенных в тендер контрактов. Lockheed Martin достались оставшиеся девять контрактов.

По утверждению обвинения федерального суда в Лос-Анджелесе, в 1996 году Кеннет Бранч, работавший тогда над проектом установки по запуску ракет в Lockheed Martin, был завербован инженером компании Boeing Уильямом Эрскином. Господин Бранч предоставил господину Эрскину разработки компании Lockheed Martin в обмен на обещание получить хорошую работу и более высокую зарплату в компании Boeing. После победы в тендере в 1999 году Boeing принял на работу Кеннета Бранча, выполнив таким образом обещание, данное ему Уильямом Эрскином.

Меган Мэринэн, сотрудник пресс-службы Lockheed Martin, сказала в интервью корреспонденту Ъ, что ее компания заподозрила неладное практически сразу после того, как обе фирмы начали разработку проекта СЗР в 1996 году: "Позже у нас появилась информация, которая подтвердила возникшие подозрения". Госпожа Мэринэн, правда, не уточнила, когда именно Lockheed Martin получила подтверждение того, что один из ее сотрудников занимается шпионажем в пользу конкурента.

Впрочем, один из сотрудников Boeing заявил Ъ на условиях анонимности, что "именно его компания обнаружила факт незаконных действий Кеннета Бранча и Уильяма Эрскина, и сообщила об этом ВВС и министерству юстиции". Эта информация подтверждается и материалами искового заявления, которые Lockheed Martin предоставила Ъ. В них утверждается, что один из сотрудников Boeing (его имя не разглашается) сообщил ВВС США о том, что секретные разработки по СЗР, принадлежащие Lockheed Martin, находятся в распоряжении компании Boeing. ВВС сообщили о случившемся в министерство юстиции. После нескольких лет бюрократических проволочек оба ведомства начали свои, независимые друг от друга расследования.

Минюст закончил свое расследование значительно быстрее ВВС и приобщил к материалам обвинения в федеральном суде в Лос-Анджелесе около 3 тыс. страниц документации по СЗР, принадлежащей Lockheed Martin. Эти документы были найдены во время обыска в офисах Кеннета Бранча и Уильяма Эрскина в июне 1999 года - уже после того, как ВВС объявили о победе Boeing в тендере.

Внутреннее расследование ВВС началось лишь в апреле нынешнего года. Об этом корреспонденту Ъ сообщила сотрудница пресс-службы ВВС Анжилла Биллингс. Госпожа Биллингс не объяснила причины такого позднего начала расследования. Тем не менее она заявила, что "результаты тендера вполне могут быть аннулированы, если расследование ВВС подтвердит факт нечестной конкурентной борьбы со стороны компании Boeing".

...и наказание

По просьбе корреспондента Ъ прокомментировать ситуацию согласился признававшийся газетой Wall Street Journal лучшим авиационным экспертом 2001 года Питер Армент, вице-президент компании JSA Research.

"На рынке ждут окончания расследования, проводимого ВВС. Мне кажется, что никто не заинтересован в пересмотре итогов тендера,- считает эксперт.- Это нанесло бы компании Boeing очень значительный моральный и финансовый ущерб. Возможным выходом из ситуации, на мой взгляд, может стать наложенный на Boeing штраф. Конечно, если сумма штрафа будет значительной, она может серьезно повлиять на котировки акций Boeing. Впрочем, при любом исходе дела рынок отреагирует на него отрицательно. Вашингтон, безусловно, захочет сохранить обе компании на рынке. Кроме того, у Boeing устойчивая положительная репутация, и, скорее всего, правительство США будет рассматривать происшедшее как факт мошенничества со стороны отдельных сотрудников Boeing, но не как политику компании в целом. Вполне вероятно также, что какое-то время правительство будет внимательно присматриваться к тем тендерам, в которых компания Boeing принимает участие".

Отвечая на вопрос корреспондента Ъ о возможном вмешательстве в скандал политических тяжеловесов, Питер Армент сказал: "Обе стороны используют все свое политическое влияние".

Вполне возможно, что поиском выхода из сложившейся ситуации негласно занимается единственный демократ в администрации Джорджа Буша, министр транспорта США Норман Минета. По некоторым данным, у него давние и устойчивые связи как с компанией Boeing, которая финансово поддерживала его во время выборов в конгресс, так и с Lockheed Martin, в которой он работал до прихода в правительство США. Кстати, получив предложение от Lockheed Martin, господин Минета оставил свое кресло в конгрессе США в середине срока.

Собеседники Ъ не исключают, что и министр обороны США Дональд Рамсфельд инкогнито вступился за честь мундира. Ведь Boeing и Lockheed Martin входят в число трех ведущих подрядчиков Пентагона. Кроме того, Джеймс Рош, занимавший в момент объявления победителя тендера должность командующего ВВС, является близким другом Рамсфельда. Помочь господам Рамсфельду и Минете найти выход из сложной ситуации может и нынешний министр по делам ветеранов Энтони Принсипи. Господин Принсипи в свое время был первым заместителем генерального директора одного из подразделений Lockheed Martin.

Косвенным подтверждением слов господина Армента о возможных поисках компромисса стало заявление, сделанное корреспонденту Ъ сотрудницей пресс-службы Lockheed Martin Меган Мэринэн. Говоря о возможных суммах иска к Boeing в окружном суде в Орландо со стороны ее компании, госпожа Мэринэн сказала: "Мы уже нанесли достаточный ущерб компании Boeing". Это может означать, что руководство Lockheed Martin не хочет идти до конца в своих претензиях к Boeing, оставляя, видимо, место для поиска компромисса. Признание компании Boeing окружным судом Орландо хотя бы частично виновной в инциденте и оплата авиагигантом расходов на адвокатов, понесенных Lockheed Martin, может вполне удовлетворить амбиции последней.

Адвокатам 64-летнего инженера Кеннета Бранча и его 43-летнего коллеги Уильяма Эрскина придется изрядно потрудиться в федеральном суде Лос-Анджелеса, чтобы убедить присяжных смягчить приговор их подзащитным. Если доводы защиты окажутся неубедительными, то обвиняемые правительством США господа Эрскин и Бранч проведут в тюрьме по 15 лет каждый и заплатят на двоих штраф более $1,5 млн. Но в любом случае они войдут в историю как герои самого скандального эпизода промышленного шпионажа в Соединенных Штатах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка