О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Армия будущего - мифология и философия

Какой представляют себе армию будущего обыватели?! Наверное такой, какой её показывают в кино. Как известно, основная тенденция научно-технического прогресса - подражание человеку. В соответствии с этой тенденцией в кино развивается идея создания терминаторов (совершенных военных машин) и киборгов (синтез человека и машины), ни в чём не уступающих человеку и максимально похожему на него. Примеров этому чрезвычайно много в американском кинематографе: "Робот-полицейский", "Терминатор", "Звёздные войны".

Но... современные тенденции в области вооружений и военной техники говорят в пользу иных решений. Очевидно, что армия будущего будет состоять преимущественно из летающих, а не из ходящих подобно человеку технических систем. К этому есть рациональные предпосылки - возможность перемещения над различными территориями, умеренный расход топлива (энергии) на значительные перемещения и т.п. И это будет не единственное преимущество терминаторов над человеком. Что, в конце концов, ставит под сомнение целесообразность создания киборгов.

Создание технической системы, максимально похожей на человека, упирается в необходимость копировать поведение homo sapiens - передвижение, мимику и жесты, что требует создания новых материалов, множества технических решений. А уж научить систему мыслить... Современные системы искусственного интеллекта с определённой долей условности можно сравнить с нервной системой человека, где реализованы примитивные рефлексивные механизмы. Однако создание машинного разума, сравнимого по своей мыслительной мощи с человеком, не самое близкое будущее. Но это отдельная тема - рефлексирующие, мыслящие и сознающие системы (классификация автора). Стоит лишь сказать, что автор знает только одну "примитивную" мыслящую систему, и она разработана в РосНИИ искусственного интеллекта. Данная разработка базируется на фундаментальных исследованиях в области инженерии знаний и компьютерной лингвистики, где мы "впереди планеты всей". Подобных разработок в других странах автор не обнаружил, да и уровень фундаментальных исследований, по мнению некоторых наших исследователей, там слабее. Но даже если обеспечить нашим разработчикам безграничное финансирование по направлению создания военных мыслящих систем, то на создание примитивного "терминатора", умеющего хотя бы минимально ориентироваться на театре военных действий, уйдёт лет пять. А на то, чтобы создать машину, хоть как-то напоминающую голливудского "Терминатора", уйдёт не меньше десяти лет. Таково мнение автора.

Кроме того, каждый "терминатор" как клон человека будет не только стоить слишком дорого, но при этом степень похожести на человека будет минимальной. Особенно в части мышления. А это значит, что применение в спецоперациях (а иначе зачем они нужны, если не обмануть противника - не самого же себя обманывать) будет невозможно, потому что подобная работа требует мыслительной проработки стольких вариантов, что у инженеров уйдут десятилетия на создание робота, способного также адекватно, как и человек-разведчик, оценивать обстановку. Идею самообучающихся систем автор считает лишь частично перспективной по той причине, что машина самостоятельно должна будет осуществить внутреннюю эволюцию, равную многим миллиардам лет - от кварка до человека. Можно, конечно, подождать, но люди столько не живут. Да и цивилизации тоже. Без человека и его культурно-цивилизационного опыта и знаний машина не сможет действовать адекватно. Поэтому "терминаторы" сегодня и в ближайшем будущем по своей "модели мышления и поведения" будут весьма примитивными (а, значит, сами по себе будут не опасны). Поэтому говорить о терминаторах как о солдатах будущего можно будет в лучшем случае лет через десять. Однако армии нужны современные вооружения и методы ведения войны уже сейчас, поэтому необходимо разобраться с тем, к чему нужно стремиться в ближайшее десятилетие, во что вкладывать финансовые и интеллектуальные ресурсы, чтобы иметь современную армию.

Исходя из вышесказанного, военные системы ближайшего будущего не будут чрезмерно подражать человеку, но при этом будут максимально учитывать возможные варианты взаимодействия с человеком: избегать его, быть для него незаметным. Воздействовать непосредственно на его физиологию или психику. Или быть помощником своему хозяину, как это уже происходит с системами поддержки принятия решений.

Также можно констатировать, что научно-технический прогресс сейчас движется не в сторону полной замены человека, но лишь в сторону реализации для человека новых степеней свободы (как крылья) или в сторону компенсации имеющейся несвободы (как костыли). Однако не каждый сможет воспользоваться этими крыльями и костылями, потому что современная технотронная цивилизация уже предъявляет свои требования к человеку и их не обойти никакими уловками. А это значит, что армию будущего сможет создать только тот, кто будет соответствовать этим весьма высоким требованиям.

Но вернёмся к тому, что будущее за летающими военными системами. Развитие электронных систем управления и связи позволило создавать летающие без человека системы (беспилотная авиация). Эта возможность имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим некоторые из них:
  • К преимуществам можно отнести удешевление самой летающей системы за счёт отсутствия пилота, но при этом возникает необходимость в создании стационарных или передвижных пультов управления, что, наоборот, делает беспилотные аппараты дороже. При этом получаем возможность создавать аппараты сколь угодно малого размера, что является уже качественным преимуществом. Делает более эффективными, например, самолёты-разведчики. Таким образом, создание летающих киборгов нецелесообразно по той причине, что они будут слишком больших размеров, а значит будут стоить намного дороже.
  • Особое место для беспилотной авиации занимает вопрос с двигателем и топливом. Малые размеры заставят разработчиков экспериментировать, применяя различные типы двигателей и топлива. Возможно, что будут создавать системы, имеющие системы питания нескольких типов одновременно - топливные элементы и солнечные батареи, к примеру.
  • Дистанционное управление делает критичным вопрос связи между летающей системой и пультом управления. Современные средства радиоэлектронной борьбы быстро развиваются, а, значит, необходимо уметь преодолевать радиоэлектронную оборону противника. Лучшее средство для этого - незаметность во всех смыслах этого слова. Также летающие без пилотов системы необходимо оснащать системами наблюдения и здесь появляется необходимость наблюдения местности по всем шести направлениям (вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади). Можно также реализовать возможность автоматического наблюдения рефлексивной системой искусственного интеллекта.

    Военные беспилотные летающие системы будут применяться как ударные единицы (нанесение оружейного удара, постановка помех, ложные цели) и как составляющие систем связи, разведки, обнаружения, распознавания и сопровождения целей, которые будут интегрированы в единую "матрицу". Главная задача человека-оператора при этом - адекватно оценивать обстановку на театре военных действий (ТВД), что в таких условиях будет невозможно без интеллектуального костыля - системы поддержки принятия решений (СППР), встроенной в матрицу и анализирующей все поступающие данные, выдавая человеку-оператору целостное "представление" (выраженное в графиках, моделях, цифрах) о ситуации. А также соответствующие рекомендации, основанные на тех знаниях и опыте, которые будут заложены в СППР.

    На сегодняшний день полноценной "матрицы" не имеет ни одна страна. Есть лишь ряд наработок в этой области. Например, когда один человек может управлять сразу тремя беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), как это теперь возможно благодаря автономной и полуавтономной системе контроля VACS (Variable Autonomy Control System) корпорации Geneva Aerospace.

    Военная матрица - система элементов (вооружение и военная техника; системы связи; разведки; обнаружения, распознавания и сопровождения целей), которая имеет объединённый стационарный или передвижной пульт дистанционного управления.

    Противостояние военных матриц есть противостояние сотен и даже тысяч элементов, поэтому ядром центра управления матрицей будет СППР. В задачи СППР будет входить обработка данных, поступающих в режиме реального времени. База (матрица) знаний СППР, исходя из получаемых данных, будет обеспечивать человеку-оператору адекватное представление о ситуации на ТВД и предлагать дополнительную информацию, которая СППР посчитает уместной в каждой конкретной ситуации. При этом у каждого оператора и инженера будет своя матрица управленческой компетенции и прав доступа.

    Система поддержки принятия решений должна разрабатываться как система управления знанием на ТВД. Модель управления знанием в американской инструкции "информационные операции" именуется как cognitive hierarchy (иерархия познания).

    Данные непосредственно с множества датчиков (с множества БПЛА, оснащённых радарами, системами обнаружения и распознания целей, системами наблюдения) будут поступать в подсистему обработки данных, где будет складываться информационная картина (матрица) военных действий. Эта информационная матрица будет обрабатываться интеллектуальной системой, которая будет "извлекать фактическое знание" о происходящем на ТВД.

    Все "факты" будут собираться в локальные и глобальную "информационно-знаниевую модель" о происходящем на ТВД. При этом будет два типа моделей - для военных операторов и инженеров. Инженеры будут обеспечивать функционирование военной матрицы, а операторы будут осуществлять управление вооружением.

    Создание матричной структуры будет иметь свои особенности. Например, системы распознавания и сопровождения целей будут устанавливаться на один БПЛА, а различные типы вооружения будут устанавливаться на другие БПЛА, что позволит комплектовать матрицу вооружений и управляющих систем в зависимости от решаемой задачи. При этом отечественным производителям придётся осуществить качественную миниатюризацию систем вооружения и управления. Например, круглосуточная обзорно-прицельная система для боевого вертолёта Ка-50 (круглосуточное обнаружение и распознавание наземных и надводных целей) производства Уральского оптико-механического завода имеет вес 185 килограмм. В то время как максимальная полезная нагрузка у беспилотного вертолёта (БПВ) Ка-137 не более 80 кг. А малогабаритный БПВ "Сова" фирмы-разработчика "Спецкомплектприбор" сам весит всего 18 кг. Очевидно, что и габариты управляющей системы придётся уменьшать в разы. Не говоря уж о необходимости внесения ряда изменений в собственно функциональность таких систем - появляется необходимость опознавать и отслеживать малые и микроцели в очень большом количестве (десятки, сотни, тысячи), что потребует также создания очень мощных рефлексивных систем искусственного интеллекта.

    Это всё ставит на первый план вопрос о развитии в России целого ряда критичных технологий: от нанотехнологий и оптоэлектроники до инженерии знаний. Тем более, что в США, например, недавно одобрена трёхлетняя программа исследований в области нанотехнологий общим бюджетом в $2,36 миллиарда.

    Теперь о методологии непосредственно военных действий. Почему в статье сделан акцент на БПВ?! Автор уверен, что спецназ будущего - это матрица БПВ, оснащённая стрелковым, лёгким артиллерийским, ракетным и специальным вооружением, управляемая взводом операторов и инженеров. Вертолёты выбраны потому, что могут статично зависать над целью, что делает более лёгким как ручное, так и автоматизированное прицеливание. Особое внимание для сил специального назначения необходимо будет уделить бесшумности. Это касается как бесшумности самого вертолёта, так и бесшумности выстрела, что означает применение вооружения отечественной разработки на основе "бесшумного патрона".

    Управление вооружением в военной матрице будет напоминать современные компьютерные игры в стиле action и RPG, где оператор будет по большей части просто нажимать на кнопки. Управление самой матрицей будет напоминать стратегические игры, где инженеры и менеджер знаний будут отслеживать состояние самой матрицы, определять её надёжность, пределы её возможностей, её технические и интеллектуальные узкие мест и т.д. и т.п.

    Вы, наверное, хотите узнать, - кто такой менеджер знаний?! Но, как уже сказано выше, это отдельная тема, касающаяся разработки так называемых мыслящих систем искусственного интеллекта......
    Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
  • Загрузка