О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

След самолета

Вот уже ровно год в этих семьях не справляют праздники и не ходят в гости. Каждый день родители детей, погибших в авиакатастрофе в небе над Юберлингеном, вспоминают тот страшный день - 2 июля 2002 года. Это будет продолжаться еще очень долго - пока не будут названы виновные в гибели Ту-154М, следовавшего рейсом Москва - Барселона. Диспетчер швейцарской компании "Скайгайд" свел в воздухе самолет "Башкирских авиалиний" и "Боинг", принадлежащий DHL.

Но родители в первую очередь винят себя. Говорят, что не должны были отпускать детей в эту поездку.

В понедельник из Уфы в Германию вылетает спецрейс "Башкирских авиалиний". На борту - 120 родственников жертв авиакатастрофы. Они уже были там, у Боденского озера. Но для большинства прошлогодняя поездка - как в тумане. В июле 2002-го они жили только на таблетках и уколах. Сегодня этим людям заново предстоит пережить кошмар. Они увидят и лес, и берег озера, и яблоневые сады, где были найдены изуродованные тела детей.

Мистика

Видеосъемка 11-летней давности. Двухлетняя Алина с родителями на даче. Девочка раскачивается на качелях и монотонно повторяет: "Самолет, самолет". Где-то действительно слышен гул пролетающего самолета.

Сейчас в семье Ханнановых в самых обычных вещах видят некие знаки и предзнаменования. Родителям кажется, обрати они внимание на все, что происходило в жизни Алины до поездки в Испанию, не было бы этого страшного столкновения с "Боингом", не лежала бы она и еще несколько десятков детей на Южном кладбище Уфы.

- Вот Алиночка на празднике "Букваря" в школе. Видите, она изображает букву "Ю". И погибла она над Юберлингеном, - Альфия Хамитовна, мама Алины, в тысячный раз перебирает фотографии дочери. В семьях погибших детей фотоальбомы и видеозаписи - единственное, что осталось. А еще остались воспоминания о мистических, как сейчас кажется, совпадениях.

- Я нашла рисунки Марселя, - рассказывает его мама, Гульшат Султанова. - За пару недель до поездки он нарисовал дом на фоне озера и леса, а на обороте - самолет, из которого люди выпадают. Когда весь этот кошмар произошел, знаете, где нашили тело моего Марселя? Возле дома для детей-инвалидов у леса. Рядом - Боденское озеро. Марселька хотел учиться в Германии и часто говорил, что у него обязательно будет замок у моря и много-много цветов. Боденское озеро еще называют морем. И замок там есть. И цветы к этому месту немцы постоянно приносят.

За несколько дней до отъезда Марселя в Москву его маленькая сестренка Радмила (сейчас ей три года) чуть не довела мать до сердечного приступа. Она ходила по квартире и повторяла: "Марсель в самолете умрет, а я с балкона упаду!" А сам Марсель заставил Гульшат (она стоматолог) вылечить ему перед поездкой все зубы, хотя страшно боялся бормашины.

- Когда я закончила работу, Марселька сказал мне: "Ну, теперь до самой смерти не придется идти к врачу",- говорит Гульшат.

В каждой семье свои воспоминания... За год до поездки в Испанию Нелюбины ездили в Италию.

- В маленьком городке неподалеку от Венеции наша Лена в какой-то лавке увидела зонт, - вспоминает ее папа Евгений Викторович. - И так пристала - "купи, купи!" А он и дорогой был, и какой-то очень неприятный. Во мне тогда что-то шевельнулось, но Лена настояла, и я купил.

Зонт действительно ужасный. Голубой, как небо. А по краям - ангелы летают. Раскроешь над головой - и вроде ты уже на небесах.

После гибели 15-летней Лены Нелюбины узнали, что их дочь писала стихи.

...Лежу на кровати/ Слез уже нет/ И кажется чужим весь свет/ ...Я теперь одинока/ Никто не поможет/ И смерть разрешить проблему лишь сможет.

Реальность

Кабинет Евгения Нелюбина, главврача муниципальной больницы Уфы, превратился в штаб. Медсестры и врачи узнают родителей погибших детей в лицо, охрана без слов пропускает их машины на территорию больницы. Вот уже без малого год они живут тем днем - 2 июля 2002 года. Собираются у Нелюбина и вспоминают, как готовились к поездке, перечитывают дневники, письма и стихи своих мальчиков и девочек, каждый раз узнавая о них что-то новое.

Но человеческая психика устроена так, что даже самые страшные события со временем отходят на второй план. Природа не терпит пустоты, и родители - каждый по-своему - пытаются заполнить ее.

Считается, что поминки - очень разумный с психологической точки зрения ритуал. Близкие умершего крутятся как белки в колесе, занимаясь дурацкими на первый взгляд вещами - закупкой продуктов, подготовкой стола, обзвоном знакомых. И забывают на какое-то время о главной причине всей этой суеты. Примерно та же ситуация сейчас и у родителей погибших детей - они встречаются с адвокатами, пишут письма в прокуратуру в надежде, что виновные в катастрофе все же будут названы и наказаны, собирают материал для Книги памяти, обустраивают кладбище...

- Пока у нас есть какая-то цель, - говорит Альфия Ханнанова, мама Алины. - А что будет потом? Самое страшное - это беспомощность. Когда нас привезли к обломкам самолета, я собирала пепел, думая, что это пепел моего ребенка. А когда Алиночку опознали, у меня такая радость была, как будто она жива. И чему я радовалась?

Ректор Уфимского государственного института сервиса Александр Дегтярев дважды хоронил своих детей. В 1991 году при невыясненных обстоятельствах погибла его дочь. По официальной версии 15-летняя девочка выпала из окна. Спустя 11 лет погиб сын Кирилл, ему не исполнилось и 15. Сейчас Дегтярев делает все, что в его силах, чтобы найти виновных.

- Во время войны мой дед погиб где-то под Старой Руссой, и мы искали место его гибели до 1997 года. Нашли. Записали на видеопленку и показали отцу. Только после этого он успокоился. Теперь у меня такой же долг перед сыном Кириллом. Я должен найти виновных, - говорит Александр Николаевич.

Дегтярев издал каталог работ сына (мальчик очень хорошо рисовал), создал благотворительный фонд "Одаренные дети" и учредил премию имени Кирилла Дегтярева.

- Да, я мог бы замкнуться в себе, в своем горе. Уйти в религию, в какой-нибудь скит. Но зачем? Лучше я буду помогать чужим детям...

Больше, чем другим, Дегтярев помогает маленькой дочери стюардессы, летевшей в Испанию на злополучной "тушке". Судьбы родственников погибших над Боденским озером переплелись.

- Она сейчас живет со старенькими дедушкой и бабушкой. Возможно, когда-нибудь я ее удочерю, - говорит Дегтярев, смахивая слезы.

Кирилла ему никто не заменит.

Большинство даже совершенно посторонних людей искренне сочувствуют родственникам погибших. Но есть и другие.

- Мне много раз приходилось слышать, особенно на кладбище, страшные слова, - говорит Евгений Нелюбин. - Люди считают, что мы сейчас только и заняты тем, чтобы выбить из страховщиков как можно больше денег. А еще говорят: "Так вам и надо! Отправляли своих деток на дорогущие курорты! А на какие такие деньги?" Это ужасно...

Одиночество

Уфа - красивый город. Весь в зелени, множество новостроек, дома нарядные, с башенками. В один из таких домов должны были переехать брат и сестра - Карина и Руслан Уразлины сразу после возвращения из Испании.

В недавно отремонтированной квартире в центре Уфы в один день стало неуютно и тоскливо. Олег и Ляля, родители ребят, до сих пор ничего не трогают в детских комнатах. И не могут понять - почему именно с ними случилось ТАКОЕ.

- У Карины было столько планов! Она ведь очень серьезно училась, входила в резерв молодежных лидеров европейской школы ЮНЕСКО, готовилась к поступлению в медицинский. Руслан писал компьютерные программы, тоже занимался в школе ЮНЕСКО. И вот... - Ляля Уразлина перебирает детские тетради и фотографии. - Через какое-то время после катастрофы Олег мне сказал: "Ну и как сейчас жить без наследников? Может, еще родим?" Год назад я об этом даже думать не могла. А сейчас... даже не знаю. Может, и стоит.

У Ляли и Олега есть хоть какие-то надежды. У Владимира Савчука не осталось ничего. В ночь на 2 июля 2002 года он потерял жену Ирину, дочь Вероничку и сына Владика. Ирина работала в администрации Совмина Башкирии и поехала в Испанию в качестве воспитательницы.

- Она так не хотела ехать! Говорила, что очень устала в прошлой поездке, в Болгарию. С детьми ведь очень сложно, за ними глаз да глаз нужен. Но родители очень просили. Говорили, что если Ирина поедет, они будут спокойны, - Володя даже не пытается сдержаться и плачет. Сквозь слезы он всматривается в экран телевизора - на любительской съемке Нового года те, кто еще недавно был дружной семьей. Ирина. Вероника. Владислав.

Кто виноват?

Когда только начинаешь общаться с родителями погибших детей, то не сразу понимаешь - о чем они говорят. А говорят они о "внутреннем" и "внешнем" вопросах. Позже выясняется, что "внешний" - это все, что связано с Германией, пилотами "Боинга" и швейцарской диспетчерской компанией "Скайгайд". "Внутренний" - это турфирма "Крекс", организовавшая поездку в Испанию, ее московский партнер компания "Согласие" и Комитет по делам ЮНЕСКО в Башкирии.

- То, что произошло с момента посадки в самолет, - это одно дело. Но до этого было чудовищное нагромождение всевозможных нарушений и бездействие должностных лиц, - считает Александр Дегтярев, отец погибшего Кирилла.

А неразберихи в этой поездке было много. Даже слишком для одного, в общем-то самого обычного тура в Испанию.

Первое. Поначалу планировалось лететь в Барселону прямо из Уфы. Но представители башкирского Комитета по делам ЮНЕСКО настояли на перелете из Москвы - не у всех членов группы были готовы визы, и они надеялись утрясти этот вопрос в столице.

Второе. Чартерный рейс Москва - Барселона должен был вылетать из аэропорта "Шереметьево". Вместо этого детей повезли в "Домодедово" - в фирме "Сальмар", также принимавшей участие в организации поездки, сообщили, что вылет из "Домодедова".

Третье. Детям запретили звонить по телефону и сообщать родителям, что они не улетели.

Четвертое. Руководитель группы Дим Хужин, его дети и жена, которая должна была ехать в Испанию в качестве врача группы, не получили визы и остались в Москве. Родители считают, что они не имели права отправлять детей одних.

Конечно, с юридической точки зрения обвинять "Крекс", "Согласие" и Комитет по делам ЮНЕСКО в гибели детей нельзя. Их вина косвенная - так сложились обстоятельства. Но для мам и пап они главные виновники трагедии. "Скайгайд"-- далеко. "Крекс" - рядом. И это постоянный раздражитель.

- Поверьте, мы не жаждем мести. Просто гибель стольких детей не должна оставаться безнаказанной. Ведь "Крекс" продолжает организовывать поездки, в том числе и детские. И неизвестно, чем еще все это может закончиться! - негодует Альфия Ханнанова. - Нашими детьми рисковали постоянно. Когда дети опаздывали на самолет, им пришлось самостоятельно, без сопровождения взрослых добираться на маршрутках из одного аэропорта в другой.

...Им досталось сразу все - и столкновение, и взрыв, и падение с такой высоты, и минус 50 за бортом. Я очень верю, хочу верить в то, что им не было больно, - Альфия Хамитовна уже даже не плачет. Слез не осталось.

"Съешь Машеньку!"

В понедельник самолет с родственниками погибших в авиакатастрофе приземлится в аэропорту "Фридрихсхафен". Во вторник родители встретятся с экспертами, проводившими опознание тел. Многие решатся на очень тяжелую для себя вещь - попросят экспертов показать фотографии детей. Точнее, снимки того, что от них осталось после падения самолета.

- Я хочу это увидеть. Зачем? Не знаю, - Ляля Уразлина растерянно пожимает плечами. - Мне вернули Кариночкины сережки. Значит, хотя бы верхняя часть осталась цела...

- В ста метрах от места падения самолета - интернат для больных детей. В тот вечер сотрудники интерната сидели на скамеечке и ждали ровно полуночи, чтобы поздравить коллегу с днем рождения. Такая у них традиция, - рассказывает Тамара Ивановна, мама вожатой Кати Поспеловой. - И вдруг прогремел взрыв. А потом - зарево. И эти воспитатели первыми пошли с фонарями искать тела наших детей. Я общалась с одной из них, Катариной. Но она так и не сказала мне, в каком состоянии были тела... Может, и не стоит смотреть на эти фотографии.

Поездка в Германию будет очень тяжелым испытанием для родственников погибших. И дело даже не в том, что им придется заново пережить те кошмарные минуты, когда они узнали из утренних новостей о гибели самолета Ту-154М "Башкирских авиалиний".

- На костях наших детей правительственная организация устраивает какие-то "Мосты дружбы"! Неужели нельзя было найти другого времени? - спрашивает Ляля Уразлина.

Вот что имеет в виду Ляля Уразлина - помимо 120 родственников (по два человека на каждого погибшего) из Башкирии в Германию сегодня вылетают 19 членов правительственной делегации. В программе пребывания на 3 июля запланирован "Костер памяти и дружбы" и вечер воспоминаний на берегу Боденского озера. А 4 июля по программе - "культурные мероприятия" и "обсуждение вопросов сотрудничества между республикой Башкортостан и землей Баден-Вюртемберг".

- Понимаете, во-первых, нам будет не до "культурных мероприятий". Пережить бы все это. А во-вторых, в результате такой программы немцы могут сделать вывод - все нормально, родственники удовлетворены, и никаких претензий ни к их диспетчерским службам, ни к "Скайгайд" уже нет! - в один голос возмущаются родители.

- На горе пытаются заработать деньги! У нас тут была создана общественная организация "Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года". Да, может, поначалу она и была нужна, чтобы как-то объединить усилия, - возмущается одна из мам. - Но потом все дошло до абсурда. Один из активистов предложил создать свою радиостанцию. Дескать, нам нужны средства - на адвокатов, на помощь родственникам. А что должны передавать по этой радиостанции?! Траурные мелодии? Некрологи зачитывать? Давайте дальше пойдем, конфеты выпустим, а на фантиках - фотографии детей. "Съешь Машеньку!"

Кстати, 19 членов правительственной организации летят в Германию за счет той самой общественной организации, которая должна помогать родственникам.

Расследование

Собственно, расследование уже почти закончено. Но виновные в трагедии будут названы не скоро.

- Комиссия лишь сделает вывод - что именно стало причиной столкновения Ту-154 и "Боинга". А уже суд должен определить виновных и меру наказания, - говорит Зульфат Хамматов, председатель общественной организации "Родственники погибших". В разбившемся Ту-154 был единственный сын Хамматова, 11-летний Артур.

- В состав комиссии по расследованию с российской стороны вошли Леонид Каширский, представляющий МАК (Межгосударственный авиационный комитет), и Павел Рожков от Минтранса (сейчас он уже на пенсии), с немецкой - глава Минтранса Германии господин Шенеберг и председатель подкомиссии по диспетчеризации, - рассказывает бывший гендиректор компании "Башкирские авиалинии" Николай Одегов. - Я вылетел в Германию в тот же день, 2 июля. И даже входил в рабочую группу по расследованию, правда, мой голос ничего не решал. Параллельно мы занимались расследованием по экипажу, прослушивали записи их переговоров, опознавали тела. В декабре 2002 года был составлен предварительный акт по диспетчерам. Но о том, что было в этом акте, говорить пока преждевременно.

Окончательно расследование должно быть завершено в сентябре этого года. Кто окажется виновным - пока непонятно. Сразу после катастрофы всю вину пытались свалить на пилотов Ту-154. Дескать, они должны были в первую очередь не руководствоваться указаниями диспетчера, а следовать "командам" бортовой системы предупреждения столкновений самолета - ТСAS, хотя в России традиционно приоритетными считаются команды диспетчера. Однако не все так просто. Дело в том, что законодательно нигде не прописано, что является приоритетным. А все предписания ИКАО носят лишь рекомендательный характер.

- Каширский делал запрос в ИКАО, чтобы разъяснить эту ситуацию. И только после столкновения Ту-154 и "Боинга" законодатели стали заниматься этим вопросом, - говорит нынешний гендиректор "Башкирских авиалиний" Винер Шакиров. - Ведь такого никогда не было. Да, есть опасность при взлете и посадке, там тесно. Но чтобы в пустом небе не разошлись два самолета - это нонсенс!

Что же касается страховых выплат, то "Башкирские авиалинии", как и родственники погибших, до сих пор не получили ничего.

- Нам даже не оплатили прямые убытки - экстрадицию тел, - говорит Винер Шакиров. - Эти затраты должен был покрыть "Ингосстрах". Но ничего не было сделано - формально сроки упущены. Тогда нам было не до этого, надо было как можно быстрее перевезти тела погибших в Россию. Я уж не говорю об убытках косвенных. А ведь сразу после катастрофы у нас был весьма ощутимый отток пассажиров - в первую очередь, от наших услуг отказались турфирмы, закупающие чартеры.

Понятно, что гибель людей не оценить никакими деньгами. Особенно если это дети. Но никаких других компенсаций, кроме денежных, на такие случаи человечество еще не придумало.

- Кто-то думает, что мы хотим заработать на гибели своих детей! - в отчаянии произносит Альфия Ханнанова. - Я в таких случаях отвечаю - я готова с вами поменяться. Что мне делать с этими проклятыми деньгами, когда мою Алиночку уже ничем не вернуть...

Южное кладбище Уфы. В старой его части несколько десятков рабочих снуют от могилы к могиле - таскают на носилках песок, укладывают тяжелые плиты, устанавливают памятники. Они должны успеть все к 13 июля - год назад в этот день хоронили последних из опознанных детей.

Похоронили почти всех погибших рядышком - детей и членов экипажа, мусульман и христиан. На каждой могиле - свежие цветы.

А в далеком Юберлингене в воскресенье появилось 69 розовых кустов. Башкирские розы будут напоминать местным жителям о том, что когда-то здесь оборвалась жизнь 69 пассажиров и членов экипажа российского Ту-154.

Цена трагедии

Сразу после катастрофы родственникам погибших свои услуги предложили несколько иностранных адвокатских компаний: немецкая адвокатская контора Михаэля Витти, немецкая адвокатская контора "Д-р Фэлоу&Вильманс", немецкая адвокатская контора Хайко ван Шинделя, американская адвокатская контора "Подхерст", а также британская компания Cameron McKenna, представляющая интересы "Башкирских авиалиний".

Сейчас на счету общественной организации "Родственники погибших" 8000 евро. Еще 23 миллиона рублей, собранные добровольными пожертвователями, находятся на спецсчете МЧС. По Варшавской конвенции родственникам погибших положено по 20 тысяч долларов (это максимальная сумма страховых выплат для пассажиров со стороны авиакомпании). Но они отказываются получать ее, поскольку боятся, что после этого не смогут уже никому предъявить претензий. Родственники членов экипажа получили по 100 тысяч рублей - именно такая сумма оговорена в российском законодательстве.

Ведутся переговоры о создании фонда возмещения ущерба для урегулирования требований по авиакатастрофе, произошедшей 2 июля 2002 года над Юберлингеном. Предполагается, что деньги на счет фонда "Юберлинген" будут переведены компанией "Скайгайд" или швейцарским пулом страховщиков, Швейцарской Конфедерацией, Федеративной Республикой Германии, авиакомпанией "Башкирские авиалинии" или страховой компанией "Авикос", компанией DHL, службой безопасности полетов Германии "Дойче Флугзихерунг ГмбХ" или Пулом авиастраховщиков Германии и фирмой "Ханивелл" (производитель TCAS). Размер претензий родственников жертв катастрофы - по полтора миллиона долларов США на каждого погибшего. В минувшую пятницу немецкие СМИ со ссылкой на правительственные круги сообщили, что Германия перечислит 10 миллионов долларов в специальный фонд. Министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства ФРГ рекомендовало комитету по бюджету бундестага выделить указанную сумму. Однако бывший гендиректор "Башкирских авиалиний" заявил, что не подписано еще ни одного официального документа.

Срок подачи исковых заявлений к правительству Швейцарии и компании "Скайгайд" истекает 30 июня 2003 года.

- В Швейцарии срок исковой давности один год. По швейцарскому времени катастрофа произошла 1 июля. Так что 30 июня - это последний день подачи иска, - сообщил "Известиям" Леонид Зубарев, старший юрист адвокатской конторы Cameron McKenna, представляющей интересы "Башкирских авиалиний". - Сейчас мы вступили в ту фазу, когда любое неосторожное слово может повредить интересам наших клиентов. Поэтому я не могу говорить, на какой стадии все находится. Но мы делаем все, чтобы защитить интересы "Башкирских авиалиний". Что касается подачи исковых заявлений в Германии, то там нет таких жестких сроков, как в Швейцарии. Поэтому можно пока не беспокоиться.

Столкновение самолетов Ту-154М RA 85816 "Башкирских авиалиний" и "Боинга-757-200" компании DHL произошло над немецким городом Юберлинген 1 июля 2002 года в 21.35 UTC на высоте 35 400 футов. В результате катастрофы погиб 71 человек - 69 пассажиров и членов экипажа Ту-154М (из них 52 ребенка) и два пилота "Боинга-757"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка