О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Руслан" вернулся

Арест "Руслана"

Это первый случай, когда страна смогла отстоять свои права на собственность в международных судебных инстанциях. Событие стало знаковым в истории российской международной политики.

Напомним, что Ан-124-100 "Руслан" - это военно-транспортный самолет грузоподъемностью более 120 тонн, разработан на украинском АНТК им. Антонова, выпускался на российском "Авиастаре". В гражданских грузоперевозках во всем мире используется всего 20 "Русланов". Большая часть из них принадлежит ульяновской авиакомпании "Волга - Днепр". На "Русланах" также летают "Антоновские авиалинии", дочерняя компания АНТК, и воронежский "Полет", который базируется в Ульяновске.

Самолет, из-за которого началась тяжба, принадлежал российской компании "Аякс". Еще в 1997 году из-за проблем своего владельца "Руслан" арестовали в голландском аэропорту Маастрихт. Но в 2000 году московская компания "Центр-Капитал" выкупила долги "Аякса" и, по сути, стала владельцем воздушного судна.

Все это в октябре 2000 года было зафиксировано в российском реестре воздушных судов. Однако за три года простоя самолета в аэропорту образовался долг перед аэропортовскими службами (почти в полмиллиона долларов США). Поэтому голландские власти продали "Руслан" на аукционе компании "Air Foyle Heavy Lift" (Великобритания), которая предложила за лайнер шесть миллионов долларов. И это при рыночной стоимости "Руслана" в 20 миллионов долларов США.

Спасение "Руслана"

Московская компания "Центр-Капитал" тоже тогда участвовала в аукционе и предложила за "Руслан" 15 миллионов долларов. Но предпочтение почему-то отдали английской компании. Демарш Министерства транспорта России не помог. Тогда была придумана целая серия практических мер по спасению "Руслана". А его обязательно нужно было вызволить из "плена". Дело в том, что самолеты "Руслан" считаются продукцией двойного назначения. В соответствии с российским законодательством запрещено поставлять на экспорт данный тип самолетов, поскольку на нем можно перевозить крупногабаритные грузы как гражданского, так и военного характера.

В середине прошлого года российское Министерство иностранных дел направило в посольство Великобритании в Москве ноту, в которой просило оказать необходимое содействие в возвращении самолета в Россию.

Инвесткомпания, не признавшая итогов торгов, тоже стала оспаривать право собственности на самолет в арбитражных судах Маастрихта, Москвы, Киева и Лондона. И отсудила у английского авиаперевозчика грузовой самолет. Судебное разбирательство длилось почти 27 месяцев.

Air Foyle оказалась в проигрыше - она так и не смогла эксплуатировать самолет, поскольку на момент проведения аукциона он уже числился в российском авиареестре.

В середине марта этого года было подписано мировое соглашение: самолет достался "Центр-Капиталу", который заплатил Air Foyle небольшую компенсацию (около 500 тыс. долларов США за стоянку и услуги).

Возвращение

Для того чтобы перегнать самолет из Англии в Россию, компания "Центр-Капитал" обратилась в "Полет". Тогда и решили, что злополучный "Руслан" будет стоять в аэропорту Ульяновск-Восточный.

В начале мая этого года ульяновские летчики перегнали Ан-124-100 в Ульяновск.

Как сообщили в пресс-службе авиакомпании "Полет", не исключено, что "Центр-Капитал" в ближайшее время передаст свой "Руслан" воронежской авиакомпании для эксплуатации. По одной информации, два года назад уже был подписан соответствующий договор. В любом случае вернувшегося "Руслана" сейчас ждет модернизация. Только после этого его передадут новому эксплуатанту.

В компании "Центр-Капитал" считают, что хотя с учетом судебных издержек "Руслан" и обошелся компании в 11 миллионов долларов, но это не так много для самолета, который приносит в год более чем 10-миллионную выручку.
"Руслан"-"киноактер"

Пять лет "плена" не прошли даром. В прошлом году ульяновский "Руслан" снялся в нашумевшем супербоевике о Джеймсе Бонде "Умри, но не сейчас". Создателям этого кинофильма понадобился широкофюзеляжный самолет, внутри которого помещался бы небольшой вертолет. На нем в конце фильма Джеймс Бонд вылетает из горящего самолета и триумфально спасается от врагов.

"Центр-Капитал" как законный владелец пытался помешать съемкам, но все было тщетно. Боевик сняли на "Руслане", пока тот находился на приколе в аэропорту Мэнстон....
Авторские права на данный материал принадлежат «Россия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка