Газета.Ru
29 марта 2019, 20:11
Убийственная система: что сгубило оба "Боинга"
На разбившемся в Эфиопии Boeing 737 Max 8 сработала та же убийственная система, что сгубила пятью месяцами ранее индонезийский самолет. Такие выводы сделаны на основе данных бортовых самописцев
Стало известно о первых предварительных результатах расследования авиакатастрофы самолета Boeing 737 Max 8 эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines, которая произошла 10 марта. И первые же выводы, о которых стало известно журналистам, говорят о том, что ранее высказывавшиеся опасения по поводу причин катастрофы сбываются - в последние мгновения в лайнере включилась та самая злополучная система, призванная спасать самолет, а на самом деле ведущая его к гибели.
"Официальные лица, расследующие крушение самолета в Эфиопии, пришли к предварительному заключению, что эта сомнительная система контроля полета автоматически активировалась перед тем, как самолет спикировал к земле", - пишет газета Wall Street journal со ссылкой на неназванные источники в расследовании. Издание уточняет, что эти выводы основаны на данных бортовых самописцев.
"Во время встречи на высшем уровне в Управлении гражданской авиации США (FAA) в четверг у следствия возник консенсус, пояснил один из этих источников, и есть явное указание на то, что автоматическая система, называемая MCAS, сработала в обоих случаях - в самолете Ethiopian Airlines в начале этого месяца, и в самолете a Lion Air в Индонезии пятью месяцами ранее", - пишет издание.
По словам источников, предварительные данные, извлеченные из "черных ящиков", будут перепроверены. Последние несколько дней американские специалисты в области авиационной безопасности анализируют подробности данных, собранных эфиопскими коллегами, чьи предварительные выводы ожидается обнародовать в ближайшие дни.
В самой корпорации Boeing отказались от комментариев, в министерстве транспорта Эфиопии журналистам "Би-би-си" заявили: "Мы видели материал Wall Street journal, мы ответим вскоре".
На этом фоне корпорация Boeing продолжает выпуск самолетов серии Max, от полетов на которых временно отказались все авиакомпании мира, и продолжает убеждать их, пилотов, авиационные власти и пассажиров, что эти самолеты безопасны.
В минувшую среду компания в присутствии более 200 пилотов, технических специалистов и контролирующих лиц рассказала о новых усовершенствованиях, которые внесены в алгоритм работы злополучной системы MCAS.
Этой системой (Maneuvering Characteristics Augmentation System) оборудованы все самолеты семейства Boeing 737 Max - о ее наличии мир, да и большинство пилотов узнали только после крушения Boeing 737 Max 8 в Индонезии. Система призвана не давать самолету срываться в сваливание при запредельных углах атаки, что может происходить из-за более мощных и выставленных вперед перед крылом двигателях самолета.
"В системе MCAS бросается в глаза то, что она, как пишут, не отключается простыми и естественными для пилота действиями, работает медленно и без оповещения. В результате пилот видит, что машина выполняет что-то не так, а может и не заметить этого", - пояснил ранее "Газете.Ru" Александр Явкин, бывший главный конструктор самолета Бе-200.
С критикой в адрес этого "новшества" выступил и известный пилот Boeing 737 Денис Окань. "Известно, что в индонезийском случае причиной срабатывания MCAS стала неправильная работа датчика углов атаки, расположенного с левой стороны cамолета.
Выглядит весьма удивительным, но "Боинг" не стал внедрять "проверку на вшивость", поэтому дефектный датчик, сдуру посылавший в систему данные о запредельных углах атаки, был принят MCAS на веру, и она, повинуясь коду, заложенному в нее эффективными программистами, нежно и печально начала перекладывать стабилизатор на пикирование, как только появились прочие условия для ее работы - ручное пилотирование и убранные закрылки, создав реальные проблемы и без того взвинченному экипажу. Который, замечу, выполнял очень ранний вылет и, разумеется, не успел нормально выспаться", - написал он в своем блоге.
Одной из претензий к этой системе стало то, что она пользуется показаниями лишь одного из двух датчиков угла атаки, и если он выходит из строя, целенаправленно направляет самолет к земле.
Только после двух катастроф в компании объявили, что отныне система будет опираться на показания обоих датчиков, а индикатор их рассогласования будет выведен в кабину пилотов - это то, о чем давно просили пилоты. Причем этот индикатор будет ставиться по умолчанию, а не в качестве дополнительной платной опции, от которой ранее отказывались авиакомпании.
Кроме того, теперь MCAS будет включаться единожды, а не постоянно как раньше, пытаться опустить нос самолета. "737 - это безопасный самолет. Это безопасное семейство самолетов, и серия MAX основана ни истории безопасности, которую мы наблюдаем почти 50 лет", - заявил вице-президент Boeing Майк Синнет после двух авиакатастроф, имеющих схожие черты. "Мы оплакиваем этих жертв и намерены сделать, все, чтобы такие инциденты не повторились", - добавил он.
Ранее стало известно, что в федеральный суд Чигако был подан иск в отношении компании Boeing после авиакатастрофы в Эфиопии, жертвами которой стали 157 человек.
Как отмечается, вероятно, это первый иск, зарегистрированный после трагедии. Он был подан семьей Джексона Мусони, гражданина Руанды. Boeing обвиняют в том, автоматизированная система управления полетом была разработана с ошибками, уточняет агентство. Подчеркивается, что в компании не стали комментировать иск, переадресовав все запросы по расследованию к следственным органам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции