О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Шоу на развалинах

Международный авиакосмический салон - самая популярная техническая экспозиция в России. По уровню общественного интереса с ней не сравнятся ни автомобильные, ни любые другие промышленные выставки. Оно и понятно: даже гражданские самолеты вблизи мы видим нечасто, а военные - практически никогда. А тут стоящие плотными рядами истребители и бомбардировщики, пассажирские лайнеры и вертолеты каждому позволяют приобщиться к романтическому миру авиации. Ни дождливая погода, ни подкачавшая, как всегда, организация прохода на территорию МАКСа не испортили зрителям настроения. И мальчишки, и взрослые мужики, и даже мамаши с детьми с огромным интересом заглядывали в кабины самолетов, оживленно спорили о характеристиках того или иного изделия ("Надо же, крылья такие короткие, а ведь летает же"), любовались демонстрационными полетами.

Юбилейный МАКС-2003, безусловно, стал самым интересным за всю свою десятилетнюю историю. Впервые на выставочных площадках появились американские самолеты. Кроме того, в Жуковский прилетели две западные пилотажные группы: "Фречче Триколоре" из Италии и "Патруль де Франс" из Франции (постоянный участник салонов в Ле-Бурже). Похоже, московский авиакосмический салон, который всегда балансировал между популярным массовым зрелищем и серьезным международным форумом профессионалов, ни там, ни там недотягивая до мирового уровня, окончательно определился. Сегодня это прежде всего шоу - праздник, на котором, впрочем, каждый из участников пытается решать собственные будничные проблемы. При этом речь во все не о демонстрационных полетах, где асы разных стран летают так, как будто закон всемирного тяготения на них не распространяется. Свои собственные шоу с немыслимыми трюками и кульбитами устроили на МАКСе политики, чиновники и руководители авиапрома.

Янки пришли на помощь

Сюрпризом салона стали американские боевые самолеты, выставленные в основной экспозиции. Они сильно разнообразили традиционный и давно всем знакомый набор российской авиатехники, который мы видим не первый год. На московском салоне США разыгрывали свое внешнеполитическое шоу: в этом году их ведущие компании объявили бойкот французскому салону Ле-Бурже, прошедшему в июне, - из-за позиции, которую Париж занял по отношению к войне с Ираком. (Поэтому организаторы МАКС-2003 поспешили заявить, что американское участие превратило российский салон в самую престижную авиационную выставку этого года - даже более представительную, чем Ле-Бурже.) Россия, впрочем, тоже выступила против иракской кампании США, однако ее Вашингтон "простил". И более того, отправил к нам в гости свои самолеты. Как прокомментировала этот шаг газета The New York Times: "Американская поддержка московского авиашоу - это жест пренебрежения Франции".

В пользу того, что решение посетить московский салон носит демонстративный характер, говорит и список американских "гостей". США не привезли никаких новинок, обычно выставляющихся на салонах, вроде истребителя пятого поколения F-22 "Раптор" или бомбардировщика-невидимки Б-2 (которые, кстати, уже показывались в Ле-Бурже). Не было и перспективного F-35, предназначенного для завоевания не только воздушного пространства, но и мирового рынка. Прилетели уже давно не новые машины из боевых полков, расквартированных в Западной Европе. Нарочно или нет, но Пентагон показал в Жуковском именно те самолеты, которые сыграли главную роль при нанесении воздушных ударов по Ираку. Что, впрочем, нисколько не уменьшило интереса к ним публики. Надо было видеть, как посетители первого дня МАКСа, в основном профессионалы, толпились у F-15 и F-16, фотографировались с "супостатами" (так в былые годы традиционно именовали летчиков "вероятного противника" их российские коллеги), а американцы, в свою очередь, позировали друг другу на фоне наших истребителей. Довольными остались все.

Гость номер один

Еще до начала МАКС-2003 предсказывали, что на выставке побывает не менее 600 тыс. посетителей. Однако был и главный зритель - российский президент. Корреспонденты "Журнала", отстояв в трехчасовой пробке при въезде на автостоянку салона, как раз подходили к месту личного досмотра, когда приземлился президентский вертолет. Милиция отреагировала немедленно и довольно истерично: сначала почему-то запретила выпускать из автобусов вновь приехавших гостей, потом, хотя до президентской ложи было где-то с километр, оттеснила тех, кто успел выйти, назад метров на двести. Какой-то здоровенный тип в омоновской форме и темных очках все время кричал: "Гоните толпу еще дальше!". Что сильно обидело "толпу", в которой, между прочим, оказалось немало представителей конструкторских бюро, летчиков и даже иностранный военный атташе (это был первый день МАКСа, предназначенный только для участников, специалистов и прессы).

Впрочем, к подобным сценам российские авиаторы уже привыкли: шоу под названием "прилет президента" всегда главное событие салона. Начало традиции положил Борис Ельцин, который первым прилетел вертолетом на открытие МАКС-97. Тогдашний президент заявил, что "авиационная промышленность создала совершенно новый парк машин, который конкурентоспособен на мировом рынке" и даже "может полностью загрузить наши заводы". "Нам есть чем гордиться", - сообщил он. На следующем МАКС-99 Ельцин охотно позировал в кабине истребителя МиГ-29 и вновь обещал всемерную поддержку российской авиастроительной отрасли. Владимир Путин решил не отставать от предшественника. Он заявил, что "авиационные и космические технологии являются самыми передовыми, и нам есть чем гордиться".

"Мы давно привыкли, что власть прилетает к нам на вертолете раз в два года, чтобы потрепать по щеке, сказать, какие мы молодцы, и пообещать поддержку. Только для нас ничего не меняется", - сказал корреспонденту "Журнала" высокопоставленный представитель одной весьма известной фирмы. Ирония понятна. Принятая еще во времена президентства Бориса Ельцина федеральная программа "Развитие авиационной техники России до 2000 года" в основном осталась на бумаге - обещанных средств было слишком мало, чтобы удовлетворить аппетиты авиапрома, который так и не был реструктуризирован. И даже обещанное часто просто исчезает (достаточно вспомнить скандал с бесследно пропавшими 230 млн долл., то ли выданными, то ли нет корпорации "МиГ" в 1997 г. на подготовку контракта с Индией - никто так и не знает, где теперь эти деньги).

Новая программа, принятая в 2000 г. и рассчитанная аж до 2015 г., пока, увы, тоже не принесла заметных улучшений в авиастроительной отрасли. Тем не менее президент и другие представители властей считают непременным своим долгом появиться на Международном авиакосмическом салоне. И на этот раз Владимир Путин не мог пропустить открытие, хотя и залетел ненадолго. Как обычно, старались не отстать и оппозиционные политики - на открытии МАКСа отметился Геннадий Зюганов, активно раздававший автографы. "Каждый хочет показать, как он болеет за великую российскую авиацию", - усмехается мой собеседник.

Владимир Путин осмотрел самолеты и вертолеты, специально собранные для него на особой стоянке. Большинство из них, впрочем, президент наверняка уже видел на прошлом салоне. Это истребители Су-30 модификации МКИ и МКК, а также созданный на базе Су-27 фронтовой бомбардировщик Су-32ФН с эффектной голубой раскраской, запомнившийся многим еще по МАКС-97. Путину показали очередную модификацию старого доброго МиГ-29, стратегический бомбардировщик Ту-160 и гражданский Ту-204-300. Рядом стояли МиГ-АТ и Як-130 - несколько лет назад эти учебно-тренировочные машины боролись за первенство в конкурсе на право стать "летающей партой" российской авиации. Вроде бы победил Як, но Владимир Путин, впрочем, похвалил МиГ тоже и призвал поскорее запускать обе машины в серию, чем вызвал веселое недоумение у собравшихся (об этом весь день говорили на салоне). Потом сел в Ту-154 и улетел в Курск.

Последний шанс

Для руководителей авиационных предприятий МАКС - хорошая возможность показать лидерам государства товар лицом. В условиях, когда российская авиация не заказывает новых машин, для многих авиапроизводителей это крайне важно. Поэтому они столь активно и разыгрывают свое шоу. Ведь МАКС, возможно, последний шанс напомнить о себе, попросить о поддержке. Российской армии, как, впрочем, и российским гражданским авиакомпаниям, может, и хотелось бы получать новые отечественные самолеты, да на их закупку нет средств. Тот же Су-30 МКИ предназначен Индии, а Су-30 МКК - Китаю. Внутри России правительство делает ставку не на закупку новых самолетов, а на модернизацию старых.

Проблема, однако, в том, что конструкторские бюро и авиационные фирмы существуют лишь до тех пор, пока создают новые машины - модернизацией уже готовых в принципе могут заниматься и конструкторские бюро на заводах-производителях. Не случайно развернулась столь жесткая борьба за право производить отечественный истребитель пятого поколения. До следующего салона некоторые фирмы - разработчики авиационной техники могут просто не дожить......
Авторские права на данный материал принадлежат «Еженедельный журнал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка