О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Динамо пятого поколения

Реактивные военные самолеты, появившиеся после Второй мировой, строились под лозунгом: "Главное - скорость!". Советские истребители сначала боролись за преодоление звукового барьера, а потом соревновались с американцами за его пределами. Но опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке показал: просто быстро летать - недостаточно. Третье и четвертое поколения обзавелись "умными" бомбами, электронными прицелами и т.п. В 80-е в мире начались работы над пятым поколением - самолетами XXI века. Первопроходцами здесь оказались США. По мнению специалистов Пентагона, истребитель нового поколения должен уметь летать на "сверхзвуке" весь полет, а не 20% летного времени, как сегодня, кроме того, быть сверхманевренным, малозаметным для локаторов и способным нести "умное" оружие.

В США даже создали такой самолет - F-22 "Раптор" ("Хищник"). Он задумывался как основной истребитель ВВС США, однако оказался слишком дорогим - 250 млн долл. за штуку (эскадрилья таких самолетов стоит, как целый авианосец), и Пентагон объявил, что закажет "Хищников" меньше, чем планировалось. К тому же проектирование F-22 завершилось аккурат к концу холодной войны. Противник, который располагал современными ВВС и ПВО, исчез, отпала и необходимость в самолете, обладавшем суперхарактеристиками. Закупки боевых машин сократились. Авиационный мир задумался, как жить дальше.

Сверхзвуковая Кока-Кола

Чтобы сохранить свои доходы, ведущие авиаконцерны стали внимательнее присматриваться к рынкам развивающихся стран. Тем более что в последнее время многие из этих государств готовы покупать современное оружие. Основным товаром становятся так называемые многоцелевые истребители, способные и наносить удары по наземным целям, и вести воздушный бой. Самолеты этого класса сегодня закупают Филиппины, Индонезия, государства Латинской Америки, даже нищие Эфиопия с Эритреей. По прогнозам специалистов американской консалтинговой компании Forecast International, в ближайшие 10-15 лет в мире будет продано от 3000 до 3500 многоцелевых истребителей на сумму 120-135 млрд долларов.

К середине 90-х американцы вплотную подошли к созданию более легкого и дешевого самолета, получившего название JSF, сокращенно - "единый ударный истребитель". Два конкурирующих концерна - Boeing и Lockheed Martin - получили 700 млн долл. на постройку первого экземпляра. Новый самолет должен стоить не более 40 млн за штуку. Задача программы была сформулирована четко: если "Раптор" создавался для победы в воздухе, то JSF - на мировом рынке. Представитель Lockheed даже заявил, что JSF должен стать всемирным символом боевых самолетов, "как кока-кола стала символом газированного напитка".

В итоге победил Lockheed. В прошлом году его машина F-35 выбрана "летающей кока-колой". К 2005-2007 гг. самолет поступит на вооружение США и Великобритании, а также появится на мировом рынке. Сумма этого контракта небывалая в истории мирового ВПК - более 200 млрд долл. Только для Вашингтона и Лондона будет произведено более трех тысяч самолетов. C учетом экспорта (о намерении купить F-35 заявили Дания, Норвегия, Нидерланды, Канада, Италия, Сингапур, Турция и Израиль) доходы Lockheed, видимо, удвоятся.

Победитель получает все

Российские фирмы тоже давно начали работать над пятым поколением. Еще в середине 90-х "Сухой" публично представил новый самолет с обратной стреловидностью крыла "Беркут" С-37, ставший гвоздем программы МАКС-97.

В свою очередь, корпорация "МиГ" в 1999 г. продемонстрировала новую модель под названием "Проект 1.42". А в день открытия МАКС-2001 глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев официально заявил, что "Россия начнет разработку собственного истребителя пятого поколения". Был объявлен конкурс на лучший проект.

Всем было очевидно, что речь в первую очередь идет не о том, "МиГ" или "Сухой" станет вооружать российские войска, а кто получит возможность выйти с новым изделием на мировой рынок. Положение российских авиафирм катастрофическое, экспорт - практически единственный источник дохода для отечественных производителей боевых самолетов. Сроки поджимают: уже через пять-семь лет на рынке появятся F-35, и спрос на нынешние истребители четвертого поколения, продажей которых сегодня живут РСК "МиГ" и АВПК "Сухой", резко упадет.

Проблема, однако, в том, что специалистам сразу было ясно: ни одна из этих разрекламированных машин не является готовым истребителем и не может быть запущена в серию. И МиГ 1.42, и эффектный С-37 "Беркут" (получивший недавно новый индекс Су-47) - лишь летающие макеты, построенные, чтобы продемонстрировать "верхам", что "фирма уже вплотную приступила к пятому поколению". Кроме того, оба самолета, задуманные еще в конце 70-х, - это предварительные проекты тяжелого истребителя, ответ американскому "Раптору". На развитие и поддержку такой программы у государства нет средств. Еще к прошлому салону специалисты Государственного НИИ авиационных систем (ГосНИИАС) подсчитали, что для полного завершения работ над тем же "Беркутом" потребуется 10 лет испытаний и более 10 млрд долларов. Однако между МиГ и Су началась настоящая война. В ход шло все, вплоть до острых заявлений в прессе. В этих фирмах понимали, что на две машины денег государство заведомо не даст, а значит, проигравший неизбежно остается без государственного финансирования. Выбывший из борьбы будет фактически обречен.

В 2002 г. специальная госкомиссия выбрала победителя - проект "Сухого". Проблема, однако, в том, что, как уже официально объявлено, новый самолет не будет похож ни на Су-47, ни на МиГ 1.42. Это должен быть принципиально новый истребитель. Уже подсчитана его проектная цена на мировом рынке - 30-35 млн долл. (чтобы дешевле, чем у "супостата"). Сообщается, что в работе над новым проектом примет участие и фирма "Яковлев". Что касается возможного участия корпорации "МиГ", то, как заявил незадолго до открытия МАКС-2003 генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян, "с ними идет более сложный процесс". Похоже, победитель не намерен делиться.

Главная проблема - где взять средства. В "Росавиакосмосе" перед началом салона "МАКС-2003" заявляли, что кроме России деньги могут дать и иностранные партнеры - планируется создание международной корпорации с участием Белоруссии, Украины, Индии, Китая и "возможно даже некоторых европейских стран". Однако недавно тот же Погосян сказал, что "говорить о том, с кем может быть достигнута договоренность, пока рано". Европейские государства, многие из которых участвуют в программе JSF, не торопятся давать деньги на российскую машину. Да и Китай с Индией пока молчат. Тем временем ГосНИИАС уже подсчитал, что только для начала работы над новым самолетом уже в ближайшее время потребуется не менее 2 млрд долл. Большую часть этой суммы планируется получить из экспортных доходов российских предприятий, которые вовсе не горят желанием отдавать кровно заработанные средства в руки московских чиновников, мечтающих их "делить". Между тем многие специалисты высказывают сомнения в том, насколько способен российский авиапром в его нынешнем состоянии "поднять" принципиально новую машину. Трудно при этом отделаться от ощущения, что деньги на истребитель пятого поколения нужны лишь для того, чтобы чиновники от авиапрома могли просуществовать еще несколько лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Еженедельный журнал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка