О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Великий неудачник

7 августа этого года в районе поселка Бада Холкосского района Читинской области потерпел катастрофу очередной самолет этого типа.

Авария произошла во время проведения планового ночного полета. Как сообщил главком ВВС России генерал-полковник Владимир Михайлов: "При заходе на посадку в сложных метеоусловиях - моросящий дождь и низкая облачность - самолет отклонился от курса, потерял высоту и зацепил сопку". Это произошло в результате ошибки экипажа и при полном отсутствии помощи со стороны руководителя полетами. К сожалению, оба члена экипажа - летчик майор Александр Дорохов и штурман Сергей Куприян - погибли...

Проектирование базовой модели - фронтового бомбардировщика Су-24 фирма Сухого начала в инициативном порядке. Первоначальный проект, получивший обозначение С-6, имел неподвижное стреловидное крыло и два ТРД Р-21Ф-300 по 7200 кгс. Для улучшения взлетных характеристик предполагалось использовать пороховые ускорители. Экипаж (2 человека) располагался тандемом.

Так как "выбить" деньги на проектирование было нелегко даже в те времена, некоторое время С-6 выдавали за глубокую модификацию Т-58 - прототипа будущего Су-15, на которого денег не жалели. Но вскоре работы по С-6 прекратили, и было принято решение о разработке ударного самолета укороченного взлете и посадки Т-6.

Проектирование началось в 1965 году. Самолет имел треугольное крыло малого удлинения, два маршевых и четыре подъемных, установленных с наклоном вперед в районе центра масс, двигателя. Летчик и штурман располагались рядом. Стабилизатор цельноповоротный с независимым приводом каждой консоли.

Впервые Т-6-1 поднялся в воздух 2 июля1967 года. В процессе испытаний двигатели Р-27Ф2-300 тягой 7800 кгс заменили на более мощные АЛ-21Ф тягой по 11200 кгс. Так же был доработан фюзеляж: изменилась конструкция и обводы хвостовой части, носовой радиопрозрачный обтекатель РЛС стал более коротким.

Однако и по Т-6-1 работы вскоре прекратились из-за изменения требований ВВС к фронтовому бомбардировщику и ОКБ сконцентрировало все силы на разработке бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла, а Т-6-1 использовался как летающая лаборатория для отработки систем и оборудования нового бомбардировщика.

Работы по новому самолету, получившему индекс Т-6-2И, начались в 1966 году. От подъемных двигателей решено было отказаться, так как применение крыла изменяемой стреловидности обеспечивало самолету хорошие взлетно-посадочные и полетные характеристики. Для взлета и посадки угол стреловидности составлял 16 градусов, крейсерского полета, маневрирования - 35 и 45 градусов, полета на больших скоростях - 69 градусов.

Первый полет состоялся 17 января 1970 года, испытания продолжались шесть лет, но решение о запуске нового самолета в серию под индексом Су-24 было принято на первом году испытаний. С 1973 года началась эксплуатация Су-24 в строевых частях, а в 1975 году самолет приняли на вооружение ВВС СССР.

Параллельно с совершенствованием серийных самолетов велось проектирование новой модификации - Т-6М. Основные изменения связаны с установкой более совершенной прицельно-навигационной системы ПНС-24М. Кроме того, вместо теплопеленгатора, установленного перед лобовым стеклом, на гаргроте фюзеляжа установили всеракурсный теплопеленгатор БКО. Были внесены еще некоторые, менее существенные изменения.

Получивший обозначение Су-24М, новый самолет совершил первый полет 24 июля 1977 года, его серийное производство началось в 1978 году. В том же году ОКБ начало работы по модификации Су-24 в специализированный тактический разведчик Су-24МР.

Су-24МР относится к классу тактических разведчиков, предназначен для ведения комплексной воздушной разведки в любое время суток и в любых погодных условиях на глубину до 400 км за линией фронта в широком диапазоне скоростей и высот. Установленный на нем бортовой навигационный комплекс обеспечивает выход в заданный район в автономном режиме по запрограммированному маршруту, полет на малой высоте с огибанием рельефа местности, автоматическое возвращение на свой аэродром и автоматическое управление заходом на посадку до высоты 40-50 м.

Бортовой комплекс разведки БКР-1 обеспечивает высокую вероятность обнаружения и опознавания военных объектов, в том числе замаскированных и ложных. Он включает в себя РЛС бокового обзора "Штык" разрешающей способностью 5-7,5 м, позволяющую просматривать зону шириной 24 км по обе стороны от линии курса, панорамный аэрофотоаппарат АП-402М, перспективный аэрофотоаппарат А-100, аппаратуру инфракрасной разведки.

На центральном подфюзеляжном узле подвешивается контейнер с лазерной аппаратурой "Шпиль - 2М", под крылом - контейнер с аппаратурой радиационной разведки "Эфир - 1М". По комплексности получаемой информации аналогов Су-24МР в мире нет.

Для увеличения дальности и времени нахождения аппарата в воздухе на внутренних подкрыльных узлах крепятся подвесные топливные баки емкостью по 3000 л, а на внешних (для самообороны) - ракеты Р-60 "воздух-воздух" ближнего боя.

Самолет оснащен двумя ТРД АЛ-21Ф3А тягой по 11200 кгс, позволяющими развивать ему максимальную скорость, равную числу М - 1,35. На высоте 200 м самолет развивает скорость 1320 км/час без подвесок и 1200 к/м с контейнерами и ракетами. Потолок 11000 м, радиус действия - 650 км.

Вот такой он, Су-24МР, прозванный на западе Fencer-E- ("Фехтовальщик"), унесший не один десяток жизней - даже во время испытаний опытных образцов погибло 13 человек, восьмерым удалось успешно катапультироваться. В последующие годы разбивалось по 5-6 самолетов в год. По признанию руководителей ОКБ им. Сухого, Су-24 - самая аварийная машина не только в России, но и во всем СНГ......
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка