Proua
29 августа 2003, 15:58
Великий неудачник
Авария произошла во время проведения планового ночного полета. Как сообщил главком ВВС России генерал-полковник Владимир Михайлов: "При заходе на посадку в сложных метеоусловиях - моросящий дождь и низкая облачность - самолет отклонился от курса, потерял высоту и зацепил сопку". Это произошло в результате ошибки экипажа и при полном отсутствии помощи со стороны руководителя полетами. К сожалению, оба члена экипажа - летчик майор Александр Дорохов и штурман Сергей Куприян - погибли...
Проектирование базовой модели - фронтового бомбардировщика Су-24 фирма Сухого начала в инициативном порядке. Первоначальный проект, получивший обозначение С-6, имел неподвижное стреловидное крыло и два ТРД Р-21Ф-300 по 7200 кгс. Для улучшения взлетных характеристик предполагалось использовать пороховые ускорители. Экипаж (2 человека) располагался тандемом.
Так как "выбить" деньги на проектирование было нелегко даже в те времена, некоторое время С-6 выдавали за глубокую модификацию Т-58 - прототипа будущего Су-15, на которого денег не жалели. Но вскоре работы по С-6 прекратили, и было принято решение о разработке ударного самолета укороченного взлете и посадки Т-6.
Проектирование началось в 1965 году. Самолет имел треугольное крыло малого удлинения, два маршевых и четыре подъемных, установленных с наклоном вперед в районе центра масс, двигателя. Летчик и штурман располагались рядом. Стабилизатор цельноповоротный с независимым приводом каждой консоли.
Впервые Т-6-1 поднялся в воздух 2 июля1967 года. В процессе испытаний двигатели Р-27Ф2-300 тягой 7800 кгс заменили на более мощные АЛ-21Ф тягой по 11200 кгс. Так же был доработан фюзеляж: изменилась конструкция и обводы хвостовой части, носовой радиопрозрачный обтекатель РЛС стал более коротким.
Однако и по Т-6-1 работы вскоре прекратились из-за изменения требований ВВС к фронтовому бомбардировщику и ОКБ сконцентрировало все силы на разработке бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла, а Т-6-1 использовался как летающая лаборатория для отработки систем и оборудования нового бомбардировщика.
Работы по новому самолету, получившему индекс Т-6-2И, начались в 1966 году. От подъемных двигателей решено было отказаться, так как применение крыла изменяемой стреловидности обеспечивало самолету хорошие взлетно-посадочные и полетные характеристики. Для взлета и посадки угол стреловидности составлял 16 градусов, крейсерского полета, маневрирования - 35 и 45 градусов, полета на больших скоростях - 69 градусов.
Первый полет состоялся 17 января 1970 года, испытания продолжались шесть лет, но решение о запуске нового самолета в серию под индексом Су-24 было принято на первом году испытаний. С 1973 года началась эксплуатация Су-24 в строевых частях, а в 1975 году самолет приняли на вооружение ВВС СССР.
Параллельно с совершенствованием серийных самолетов велось проектирование новой модификации - Т-6М. Основные изменения связаны с установкой более совершенной прицельно-навигационной системы ПНС-24М. Кроме того, вместо теплопеленгатора, установленного перед лобовым стеклом, на гаргроте фюзеляжа установили всеракурсный теплопеленгатор БКО. Были внесены еще некоторые, менее существенные изменения.
Получивший обозначение Су-24М, новый самолет совершил первый полет 24 июля 1977 года, его серийное производство началось в 1978 году. В том же году ОКБ начало работы по модификации Су-24 в специализированный тактический разведчик Су-24МР.
Су-24МР относится к классу тактических разведчиков, предназначен для ведения комплексной воздушной разведки в любое время суток и в любых погодных условиях на глубину до 400 км за линией фронта в широком диапазоне скоростей и высот. Установленный на нем бортовой навигационный комплекс обеспечивает выход в заданный район в автономном режиме по запрограммированному маршруту, полет на малой высоте с огибанием рельефа местности, автоматическое возвращение на свой аэродром и автоматическое управление заходом на посадку до высоты 40-50 м.
Бортовой комплекс разведки БКР-1 обеспечивает высокую вероятность обнаружения и опознавания военных объектов, в том числе замаскированных и ложных. Он включает в себя РЛС бокового обзора "Штык" разрешающей способностью 5-7,5 м, позволяющую просматривать зону шириной 24 км по обе стороны от линии курса, панорамный аэрофотоаппарат АП-402М, перспективный аэрофотоаппарат А-100, аппаратуру инфракрасной разведки.
На центральном подфюзеляжном узле подвешивается контейнер с лазерной аппаратурой "Шпиль - 2М", под крылом - контейнер с аппаратурой радиационной разведки "Эфир - 1М". По комплексности получаемой информации аналогов Су-24МР в мире нет.
Для увеличения дальности и времени нахождения аппарата в воздухе на внутренних подкрыльных узлах крепятся подвесные топливные баки емкостью по 3000 л, а на внешних (для самообороны) - ракеты Р-60 "воздух-воздух" ближнего боя.
Самолет оснащен двумя ТРД АЛ-21Ф3А тягой по 11200 кгс, позволяющими развивать ему максимальную скорость, равную числу М - 1,35. На высоте 200 м самолет развивает скорость 1320 км/час без подвесок и 1200 к/м с контейнерами и ракетами. Потолок 11000 м, радиус действия - 650 км.
Вот такой он, Су-24МР, прозванный на западе Fencer-E- ("Фехтовальщик"), унесший не один десяток жизней - даже во время испытаний опытных образцов погибло 13 человек, восьмерым удалось успешно катапультироваться. В последующие годы разбивалось по 5-6 самолетов в год. По признанию руководителей ОКБ им. Сухого, Су-24 - самая аварийная машина не только в России, но и во всем СНГ......
Авторские права на данный материал принадлежат «Proua». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 23, 2024
"Аэрофлот" до конца июня внедрит оплату по биометрии
Май 24, 2024
Увидеть достопримечательности Ярославской области можно будет на вертолетной прогулке
Май 24, 2024
Почему в самолетах надо пристегиваться: объясняет авиаэксперт
Май 24, 2024
Молния ударила в самолет Анталья - Новосибирск - борт приземлился в Толмачево