О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Европа и США откроют небо

Евросоюз и США намерены подписать соглашение о применении принципа открытого неба в авиаперевозках. Пока переговоры об этом находятся на самой начальной стадии. Но если они увенчаются успехом, то это приведет к усилению глобализации на рынке авиаперевозок.

Завтра представители ЕС и США начнут первый раунд переговоров по созданию единых правил международных авиаперевозок. Принцип открытого неба, не предусматривающий никаких административных ограничений авиаперевозок (таких, как необходимость согласования с регулятором маршрутов, цен и количества полетов), появился в США в конце прошлого века. Сначала он был апробирован на внутренних линиях. А затем американская администрация стала переносить его и на международные авиаперевозки, фиксируя принцип открытого неба в двусторонних межправительственных соглашениях. Такие документы США подписали уже с 60 странами мира, в том числе с 11 из 15 стран - членов Евросоюза.

ЕС отрицательно относился к этой практике, требуя расторжения таких соглашений от своих членов. Но именно Евросоюз стал инициатором переговоров с США. Причиной тому стало постановление, вынесенное Европейским судом в ноябре прошлого года. Вердикт гласил: существующие двусторонние соглашения США противоречат правилам ЕС. Теперь чиновники ЕС намерены заключить с США единое соглашение о правилах взаимных авиаперевозок, говорит глава европейской делегации, комиссар по авиатранспорту Еврокомиссии Мишель Эйрал. По ее словам, документ может базироваться на принципе открытого неба. Глава американской делегации Джон Байерли из Госдепартамента США отвечает, что его страна была бы рада подписать такое соглашение со всеми 25 настоящими и будущими членами Евросоюза. Впрочем, Эйрал и Байерли признаются, что переговоры будут затяжными и скорых прорывов ждать не стоит. Невозможность быстрых результатов они объясняют предстоящими в следующем году перестановками в Еврокомиссии и грядущими вслед за ними выборами президента США.

Но переговоры могут осложниться и из-за "сопутствующих" взаимных требований сторон. Так, комиссар по вопросам транспорта ЕС Лойола де Палацио пытается добиться отмены лимита на участие авиаперевозчиков Европы и США в капитале друг друга. Сейчас они составляют соответственно 49% и 25% акций. Но против этого возражает ряд американских политиков, считающих авиаперевозки сферой национальных интересов, а также профсоюзы. А некоторые члены ЕС хотят добиться для европейских компаний права осуществлять пассажирские перевозки внутри Соединенных Штатов, против чего протестует Ассоциация авиапилотов США. Сами США, как ожидается, могут потребовать увеличения слотов для своих компаний в перегруженном лондонском аэропорту Хитроу. Также они заинтересованы в предоставлении американским грузоперевозчикам, таким как FedEx, большей свободы в осуществлении внутриевропейских перелетов.

По словам Лойолы де Палацио, соглашение между США и ЕС станет примером для всего остального мира. Она уверена, что новое соглашение позволит осуществить "фундаментальную реформу отрасли". Существующий режим двусторонних соглашений сделал невозможным создание "по-настоящему глобальных авиалиний", соглашается гендиректор British Airways Род Эддингтон. Аналитик компании "Тройка Диалог" Андрей Иванов считает, что подписание соглашений станет катализатором укрупнения авиакомпаний. "Стоящая сейчас перед нами цель - соединить рынки [США и ЕС] в один общий, - говорит Эддингтон. - Выгоды потребителей при этом составят порядка $5 млрд в год". Иванов отмечает, что скорее всего из-за недостатка средств как у европейских, так и американских авиакомпаний, слияния будут осуществляться в форме глобальных альянсов авиаперевозчиков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка