АвиаПорт.Ru
29 октября 2003, 22:59
Армейская авиация обрела руководителя
Среди прозвучавших заявлений особо можно выделить два: "нецелесообразность использования в Чечне Ка-50" и "массовая модернизация вертолетного парка".
"Нецелесообразность" применения в Чечне Ка-50 была очевидна уже давно, для этого не нужно было тянуть до назначения. Несколько лет назад об этом было не принято говорить, а сейчас можно. Что же изменилось?
Во-первых, признание "нецелесообразности" Ка-50 не прибавляет целесообразности ни Ка-52, ни Ми-28. Все они практически одного класса и предназначения. Это тяжелые вертолеты, которые разрабатывались, прежде всего, для борьбы с бронетанковой техникой. То же самое можно говорить и о модернизированном Ми-24.
Поэтому подобное заявление можно рассматривать как признание того, что у нас сегодня нет боевого вертолета для использования в Чечне. Вывод напрашивается сам собой: у нас нет дешевого, эффективного, надежного, нового (не только физически, но и морально), перспективного боевого вертолета для использования в конфликтах средней и малой интенсивности.
Во-вторых, признание "нецелесообразности" Ка-50 очень симптоматично. На фоне последних заявлений бывшего командующего АА (а в настоящее время представителя Роствертола - одного из производителей вертолетов марки "Ми"), в пользу Ми-28, становится ясно смещение вектора дальнейшего развития АА больше в сторону "Ми", чем "Ка". А это значит, что Ми-28 выиграл матч-реванш у "Черной Акулы".
Прозвучавшее одним из первых заявление о "нецелесообразности" использования Ка-50 подводит своего рода черту целой эпохи "Черной Акулы", в течение которой она торжественно шествовала по телевизионным и киноэкранам, по авиационным выставкам и аэрошоу. По существу это заявление похоронило "Черную Акулу".
Казалось, нужно радоваться - наконец-то определились (более 90% АА это вертолеты "Ми"). Однако становится грустно, затрачены огромные усилия, средства и время сначала на победу "Черной Акулы", а теперь на реванш "Ночного охотника". Это признание ошибочности пути, по которому мы шли последние десять-пятнадцать лет.
Вместо того чтобы четко сформировать облик будущего боевого вертолета и программу его становления (или хотя бы этапы постепенного приближения), силы, средства и время безвозвратно утеряны на ненужное никому противостояние. Более того, соосный одноместный боевой вертолет с хорошим комплексом БРЭО (морские камовские винтокрылые машин всегда выгодно отличались своим бортовым комплексом) значительно ближе приблизился к будущим беспилотным боевым винтокрылам!
Наша беда в том, что у нас не было, и нет реальной вертолетной программы. Вертолетной программы нет не только у АА, а у всего вертолетного хозяйства военных и полувоенных ведомств, "кто в лес, кто по дрова".
Что касается "массовой модернизации", наша модернизация это не поиск целесообразности (речь о целесообразности не идет, когда летать не на чем). Календарные сроки не щадят ни Ми-24, Ми-8, Ми-26 и даже уже ни Ка-50.
Наша "массовая модернизация" четко не сформулирована, рамки ее размыты и не определены, вариантов настолько много (Ми-24В, ВМ, ВК, П, ПН и т.д., а если добавить еще Ми-8МТВ, МТКО, АМТШ:), что запутали уже всех. Нет базового варианта и низкий уровень унификации. Не определены этапы модернизации, цели, сроки и решаемые задачи. Опять модернизируется силовая установка, несущая система, трансмиссия: одним словом ЛА, а не боевая система. Все это наводит на мысль - ограниченности самого подхода к модернизации. Вместо боевых систем, мы упорно продолжаем рассматривать лишь боевые платформы: опять Ми-24, Ми-8 и даже Ми-26, и все это в отрыве от боевого, технического и тылового обеспечения. И ни слова об отсутствии учебно-тренировочного вертолета, поискового спасательного для боевых действий и т.д.
Основным лейтмотивом всех наших преобразований остается один - "дайте денег". "Дайте денег" без вразумительных объяснений, что же получим в результате этой "массовой модернизации". Нет ответа на главный вопрос, что будет в конечном итоге?
Итак, АА обрела своего начальника. Сумеет ли она обрести программу действий или же не двинется дальше заявлений о "нецелесообразности и массовой модернизации", покажет время....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 23, 2024
"Аэрофлот" до конца июня внедрит оплату по биометрии
Май 24, 2024
В ГосНИИАС пройдет семинар "Средства разработки критических по безопасности систем"
Май 24, 2024
Строительство здания нового аэровокзального комплекса Магадана закончат осенью
Май 24, 2024
Образец самолета "Освей" по проекту РФ и Белоруссии должен появиться в 2026-2027 годах