О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Армейская авиация обрела руководителя

28 октября, почти через год после отставки бывшего командующего авиации сухопутных войск, наша многострадальная армейская авиация наконец-то обрела руководителя. Сразу после назначения нового начальника управления был сделан целый ряд заявлений, по которым можно сделать первые выводы, что же ожидает армейскую авиацию.

Среди прозвучавших заявлений особо можно выделить два: "нецелесообразность использования в Чечне Ка-50" и "массовая модернизация вертолетного парка".

"Нецелесообразность" применения в Чечне Ка-50 была очевидна уже давно, для этого не нужно было тянуть до назначения. Несколько лет назад об этом было не принято говорить, а сейчас можно. Что же изменилось?

Во-первых, признание "нецелесообразности" Ка-50 не прибавляет целесообразности ни Ка-52, ни Ми-28. Все они практически одного класса и предназначения. Это тяжелые вертолеты, которые разрабатывались, прежде всего, для борьбы с бронетанковой техникой. То же самое можно говорить и о модернизированном Ми-24.

Поэтому подобное заявление можно рассматривать как признание того, что у нас сегодня нет боевого вертолета для использования в Чечне. Вывод напрашивается сам собой: у нас нет дешевого, эффективного, надежного, нового (не только физически, но и морально), перспективного боевого вертолета для использования в конфликтах средней и малой интенсивности.

Во-вторых, признание "нецелесообразности" Ка-50 очень симптоматично. На фоне последних заявлений бывшего командующего АА (а в настоящее время представителя Роствертола - одного из производителей вертолетов марки "Ми"), в пользу Ми-28, становится ясно смещение вектора дальнейшего развития АА больше в сторону "Ми", чем "Ка". А это значит, что Ми-28 выиграл матч-реванш у "Черной Акулы".

Прозвучавшее одним из первых заявление о "нецелесообразности" использования Ка-50 подводит своего рода черту целой эпохи "Черной Акулы", в течение которой она торжественно шествовала по телевизионным и киноэкранам, по авиационным выставкам и аэрошоу. По существу это заявление похоронило "Черную Акулу".

Казалось, нужно радоваться - наконец-то определились (более 90% АА это вертолеты "Ми"). Однако становится грустно, затрачены огромные усилия, средства и время сначала на победу "Черной Акулы", а теперь на реванш "Ночного охотника". Это признание ошибочности пути, по которому мы шли последние десять-пятнадцать лет.

Вместо того чтобы четко сформировать облик будущего боевого вертолета и программу его становления (или хотя бы этапы постепенного приближения), силы, средства и время безвозвратно утеряны на ненужное никому противостояние. Более того, соосный одноместный боевой вертолет с хорошим комплексом БРЭО (морские камовские винтокрылые машин всегда выгодно отличались своим бортовым комплексом) значительно ближе приблизился к будущим беспилотным боевым винтокрылам!

Наша беда в том, что у нас не было, и нет реальной вертолетной программы. Вертолетной программы нет не только у АА, а у всего вертолетного хозяйства военных и полувоенных ведомств, "кто в лес, кто по дрова".

Что касается "массовой модернизации", наша модернизация это не поиск целесообразности (речь о целесообразности не идет, когда летать не на чем). Календарные сроки не щадят ни Ми-24, Ми-8, Ми-26 и даже уже ни Ка-50.

Наша "массовая модернизация" четко не сформулирована, рамки ее размыты и не определены, вариантов настолько много (Ми-24В, ВМ, ВК, П, ПН и т.д., а если добавить еще Ми-8МТВ, МТКО, АМТШ:), что запутали уже всех. Нет базового варианта и низкий уровень унификации. Не определены этапы модернизации, цели, сроки и решаемые задачи. Опять модернизируется силовая установка, несущая система, трансмиссия: одним словом ЛА, а не боевая система. Все это наводит на мысль - ограниченности самого подхода к модернизации. Вместо боевых систем, мы упорно продолжаем рассматривать лишь боевые платформы: опять Ми-24, Ми-8 и даже Ми-26, и все это в отрыве от боевого, технического и тылового обеспечения. И ни слова об отсутствии учебно-тренировочного вертолета, поискового спасательного для боевых действий и т.д.

Основным лейтмотивом всех наших преобразований остается один - "дайте денег". "Дайте денег" без вразумительных объяснений, что же получим в результате этой "массовой модернизации". Нет ответа на главный вопрос, что будет в конечном итоге?

Итак, АА обрела своего начальника. Сумеет ли она обрести программу действий или же не двинется дальше заявлений о "нецелесообразности и массовой модернизации", покажет время....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка