Аргументы и факты
1 декабря 2020, 18:32
Наукоёмкий процесс. Как сейчас разрабатывают авиационные двигатели
Мкртич Окроян уже двадцать лет является генеральным конструктором АМНТК "Союз" и точно знает, что нужно делать, чтобы обеспечить российскую авиацию лучшими двигателями.
АМНТК "Союз" был создан в 1943 году как базовое предприятие по разработке и выпуску двигателей для советской авиации. Более 75% авиационных двигателей, которые когда-либо производились в нашей стране, вышли из КБ "Союз". Предприятие и сегодня является мировым рекордсменом по числу разработок в двигателестроении. "Наследие, которое мы получили от Советского Союза, имеет огромное значение: на нем фактически основано все производство авиадвигателей в стране, - объясняет генеральный конструктор Мрктич Окроян. - Но в современном мире, где бурно развивается электроника, технологии беспилотного управления, для успешной конкуренции и главное - укрепления обороноспособности страны - необходима широкая межотраслевая интеграция".
"До прошлого года отрасль с задачами справлялась"
Разработка авиационных двигателей - сложный, наукоемкий процесс, требующий усилий уникальных специалистов, вложения средств и больших временных затрат. По оценке Мкртича Окроевича, вплоть до прошлого года отечественным авиастроителям удавалось удовлетворить потребности экономики страны, перед которой поставлены задачи модернизации, в частности военно-промышленного комплекса. Но сейчас, чтобы идти дальше, необходимы новые двигатели - а с их производством возникают затруднения. "Проблема в том, что большинство конструкторских бюро занимается модернизацией уже существующих разработок, - рассказывает М. Окроян. - Они не могут предложить новые типы продукции, потому что не располагают достаточным уровнем компетенции для прорывных разработок". Поэтому серийные заводы, которые изготавливают фактически усовершенствованные советские двигатели 1970/80-х годов, сегодня теряют прибыли. Их продукция уже в наши дни отстает по характеристикам, комплектации, агрегатной базе, электронике и другим важным параметрам - и с годами этот тренд будет только нарастать. Стране нужен прорыв в сфере двигателестроения.
"Очень интересные разработки способны предлагать военным маленькие компании, но и им нужно учиться не модернизировать то, что уже придумано другими, а смело создавать новое и выпускать продукцию, которая существенно превосходит по своему уровню и характеристикам то, к чему привыкли вчера. В первую очередь это важно в разработках для ВПК", - уверен Мкртич Окроян.
"Разработки есть, но их нужно внедрять в производство"
В начале 1990-х годов отечественные конструкторы создали целый ряд прототипов двигателей, которые по разным экономическим и политическим причинам не пошли в серийное производство. Мкртич Окроевич Окроян, который пришел на "Союз" в 2000 году, застал легендарное предприятие, созданное в годы Великой Отечественной войны, в сложном положении: заказов от авиастроителей тогда почти не поступало, задолженности по зарплате были огромными, и уникальный коллектив - а на "Союзе" конструкторы и опытное производство работают как одно целое - был на грани распада. Путем сложнейших усилий, больших вложений предприятие удалось сохранить. А вот разработки, сделанные в те сложные времена, остались под сукном. Сегодня речь снова зашла о том, чтобы наладить серийное производство этих двигателей - даже через 30 лет их характеристики далеко опережают все, что сегодня представлено на мировом рынке.
"АМНТК "Союз" никогда не занимался модернизацией, - рассказывает генеральный конструктор Мкртич Окроян. - Здесь всегда ставили и решали новые задачи. И сегодня разработки, сделанные в 1990-х годах, актуальны и востребованы у авиастроителей, которые обращаются на "Союз". Главное - организовать производство".
"Будущее - за производственными вертикалями"
Мкртич Окроян много лет руководит Балашихинским литейно-механическим заводом - ведущим предприятием отечественной авиационной отрасли. Проведя БЛМЗ через сложные годы перестройки и защитив его от банкротства, Окроян уже возродил в Балашихе производство широкого спектра авиационных колес - и уверен, что завод может стать производственной базой для новых двигателей, созданных на "Союзе".
"Балашихинский литейно-механический завод имеет большие технологически-производственные мощности, осуществляет литейные и механическиепроцессы, изготавливает огромную номенклатуру для авиационной техники и авиастроения, - поясняет М. О. Окроян. - На этом заводе можно выпускать новейшую авиастроительную продукцию в экспериментальных и опытных производственных масштабах".
Сегодня в конструкторском портфеле АМНТК "Союз" есть модельные ряды малоразмерных, двухконтурных двигателей, позволяющих придавать самые передовые характеристики региональным самолетам типа Ту, Ил-112, Ил-114. Эти моторы по мощности на 20-30% превосходят те, которые сегодня считаются лучшими для применения на этих самолетах. "У нас бывают главные конструктора авиационных корпораций, мы видим огромную заинтересованность в этой серьезной продукции, - рассказывает Мкртич Окроевич. - Но к сожалению, мы еще не готовы выпускать серийные образцы. Для этого нужно увязывать в одну вертикаль КБ и производство. Я убежден, что будущее авиационной отрасли - за производственными вертикалями".
Чего ждет авиационная отрасль
Среди наиболее интересных для отечественных авиастроителей двигателей "Союза", которые можно будет запустить в серию, решив этот вопрос - моторы для вертолётов "Ансат", Ка-62, Ка-226-Т, двигатель для вертолётов среднего типа (МИ-17, МИ-34) с мощностью, в 1,5-2,5 раза превосходящей имеющиеся сегодня образцы, моторы для среднемагистральных воздушных судов.
А разработанный на "Союзе" в 2000-х годах газогенератор мощностью 30 МВт с КПД 38% до сих пор не имеет аналогов в России.
"Мы можем гордиться разработкой двигателя, который обеспечивает высокую мощность при большой экономии материала: один компрессор - ступень, одна турбина - ступень. Такое появляется в последнее время в мировой практике, и у нас такой двигатель уже есть, - объясняет генеральный конструктор АМНТК "Союз" Мкртич Окроян. - Но чтобы мы могли реализовать наши производственные программы, в результатах которых заинтересованы российские авиастроители, нам необходима помощь от определённых финансовых и экономических государственных структур. Пока у нас нет таких возможностей, как у других структур и централизованных вертикалей в двигательно-строительной авиации". Для производства передовых, конкурентоспособных двигателей необходимо серьезно проработать вопросы производстваагрегатов, электроники и управления, создать на них электронно-цифровую систему управления двигателем (ЭСУД) с полной ответственностью, применить гибридный подход, без которого будет немыслим передовой двигатель завтрашнего дня. Все это требует серьезной государственной поддержки, потому что нацелено на повышение мощности российской экономики и обороноспособности страны.
Соединение конструкторских бюро и средних заводов необходимо, чтобы никогда не повторилась ситуация 1990-х - когда закрывались лишенные производственной поддержки производства КБ, рассеивались научные кадры, а развитие отечественного двигателестроения находилось в зависимости от иностранного капитала.
"Спрос на техническую продукцию цикличен, поэтому особенно важна связка мощного конструкторского потенциала и реального производства, - убежден Мкртич Окроян. - Нам необходимо развивать собственные производственные мощности и выпускать передовые двигатели, которые разработаны в России и могут с успехов конкурировать на мировой арене даже в самые политически и экономически непростые периоды"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции