Российский совет по международным делам
30 июля 2021, 18:47
XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021 - в новом измерении
XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021, прошедший 20-25 июля в подмосковном Жуковском, стал единственной из крупнейших мировых аэрокосмических выставок, проведенной в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19
Все это в очередной раз продемонстрировало высокий статус и реноме российского авиасалона как одного из ведущих и авторитетных международных авиакосмических форумов для зарубежных участников.
Участники
АО "Рособоронэкпорт" официально пригласило более 120 делегаций из 65 государств (1). На площадках МАКС-2021 развернули свои экспозиции 538 российских компаний и 91 зарубежный участник из 20 стран. Из числа зарубежных государств, помимо Казахстана, представившего в качестве страны-партнера авиасалона отдельную экспозицию своей аэрокосмической индустрии (11 компаний-экспонентов), экспозиции представили компании и организации из Франции (18 компаний), Чехии (девять компаний), Ирана (девять компаний), Германии (восемь компаний), Беларуси (пять компаний), США (четыре компании), а также из Индии, Италии, Канады, Бельгии, Великобритании, Швейцарии, Южной Кореи, Южно-Африканской Республики, Нидерландов, Хорватии, Словакии, Кот-д’Ивуара, Бразилии и Чили. Франция, Германия, Бельгия, Чехия, Канада, Иран и Беларусь развернули отдельные национальные экспозиции. В дистанционном формате в работе авиасалона приняли участие 202 зарубежные компании из 53 стран мира.
В совокупности, с учетом дистанционного участия в работе авиасалона МАКС-2021 приняла участие 831 компания-экспонент, в том числе свыше 250 иностранных компаний из 55 стран. Таким образом, можно констатировать, что по количеству зарубежных участников (экспонентов) МАКС-2021 превзошел показатели предыдущих МАКС-2019 (184 компании из 33 государств) и МАКС-2017 (180 компаний из 36 стран).
Помимо этого, за проводимыми мероприятиями деловой программы МАКС-2021 на официальном сайте авиасалона в онлайн режиме следили порядка 33 тыс. человек, а трансляции и прямые включения собрали аудиторию совокупной численностью более миллиона человек.
Деловая программа
Авиасалон традиционно проводился под патронажем президента России Владимира Путина, который принял участие в церемонии открытия. В приветственном обращении к организаторам, участникам и гостям форума глава государства отметил, что "за прошедшие почти три десятилетия МАКС стал важной и востребованной площадкой для презентации новейших достижений отечественной и зарубежной авиации" и, несмотря на определенные сложности, вызванные последствиями пандемии коронавируса, в полной мере отвечает своему международному статусу.
Особый акцент МАКС-2021 придало то, что он прошел под знаком объявленного в Российской Федерации Года науки и технологий. Соотвественно, ключевыми демонстриуемыми проектами, знаменующими приоритетные направления технологического развития отрасли, стали перспективные летательные аппараты с гибридными, электрическими и водородными силовыми установками, беспилотные авиационные системы, авиаплатформы для городской мобильности и решения по их интеграции в единое воздушное пространство, решения по применению в авиации искусственного интеллекта.
Прошедший авиасалон отличался масштабной деловой программы, превзошедшей программы предыдущих лет и насчитывавшей свыше 100 мероприятий - стратегических сессий, семинаров, круглых столов, презентаций, брифингов и других мероприятий по актуальным вопросам развития авиакосмической отрасли и международного научно-технического сотрудничества.
Одним из ключевых событий МАКС-2021 стало проведенное под председательством Владимира Путина совещание по тематике гражданского авиапрома, в ходе глава государства отметил прогресс в развитии национальной авиакосмической отрасли и выразил уверенность в том, что "современная, эффективная и безопасная техника российского производства поможет отечественным авиакомпаниям удовлетворять растущий спрос на полеты, займет достойное место на мировом рынке и тем самым укрепит позиции России как одного из признанных лидеров авиакосмической отрасли".
Крупнейшим и наиболее представительным мероприятием деловой программы МАКС-2021 стал 4-й Евразийский аэрокосмический конгресс "Стратегические изменения в мировой авиационно-космической отрасли: новые управленческие вызовы и перспективы", крупнейший отраслевой форум на территории Восточной Европы и Евразийского экономического союза, в работе которого приняли участие около 800 делегатов из 30 стран мира.
В рамках конференций и круглых столов форума, организованного Евразийским партнерством авиационно-космических кластеров (ЕПАК) и АО "Внешавиакосмос" при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Государственной корпорации "Ростех", Государственной корпорации "Роскосмос", обсуждались приоритетные направления развития авиационно-космической индустрии, стратегические изменения, новые управленческие вызовы и перспективы, консолидация усилий бизнеса, науки и власти для решения глобальных и прикладных, перспективы международного сотрудничества и кооперации, новые подходы к аэрокосмическому образованию.
Одной из глобальных проблем отрасли на фоне коронавирусной пандемии и связанных с ней ограничений стало снижение объема авиаперевозок, поэтому ряд мероприятий был посвящен проблематике развития отрасли в новых условия. Речь идет о конференции "Рынки будущего", организованной Объединенной авиастроительной корпорацией. В рамках мероприятия был представлен новый долгосрочный прогноз рынка самолетов гражданской авиации "Обзор рынка 2021-2040".
В числе наиболее масштабных тематических мероприятий по использованию перспективных авиационных технологий - организованный Минпромторгом России и АО "Авиасалон" круглый стол "Отечественные цифровые технологии в авиации и авиационной промышленности", проведенная ЦАГИ конференция по развитию сверхзвуковой авиации и проведенная Национальным исследовательским технологическим университетом НИТУ "МИСиС" III Международная конференция "Аддитивные технологии для аэрокосмоса 2021".
Особого внимания заслуживает организованная Минпромторгом России и Росреестром конференция "Беспилотная авиация в государственном секторе: настоящее и будущее" на тему перспектив использования беспилотных авиационных систем, правового регулирования их использования и несанкционированного воздействия на их работу.
Еще одной приоритетной внешнеполитической темой для МАКС-2021 стало развитие сотрудничества с государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С Казахстаном реализуется ряд масштабных совместных проектов в области авиации и космонавтики, включая организацию сборки вертолетов семейства "Ми" и проект "Байтерек" по оказанию пусковых услуг с космодрома Байконур. По итогам МАКС-2021 к ним теперь прибавится сотрудничество Центрального аэрогидродинамического института с ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" по совместным проектам в области авиации с использованием научно-испытательной базы ФГУП "ЦАГИ", а также в сфере исследований и разработок беспилотных летательных аппаратов и летных тренажеров.
В рамках развития стратегического сотрудничества с Китаем - государства-партнера предыдущего авиасалона - на МАКС-2021 была проведена презентация Сычуаньского авиационно-космического салона, было также подписано соглашение об установлении стратегического сотрудничества с Международным авиационно-космическим салоном МАКС.
Несмотря на продолжаемый правительством США и их западноевропейскими союзниками официальный курс санкционного давления на Россию, ведущие американские и европейские оборонные и аэрокосмические компании не сократили формат своего участия в работе МАКС-2021. Европейский концерн "Airbus" и американская корпорация "Boeing" традиционно организовали ряд специальных мероприятий в качестве бизнес-площадок, ориентированных на установление и расширение кооперационных связей с российскими компаниями.
Американская корпорация "Boeing", продемонстрировавшая на своей экспозиции линейку моделей пассажирских и грузовых воздушных судов В737-800BCF, В767-300BCF и В777 Freighter, основной акцент сделала на масштабное участие в разделе Future Hub/"Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи" (с проведением профориентационных мероприятий, лекций и мастер-классов для российских молодых специалистов и школьников). Boeing и Airbus подписали ряд контрактов и соглашений с российскими компаниями на полях МАКС-2021.
Контракты и соглашения
Согласно официальной информации, объем подписанных в ходе авиасалона МАКС-2021 контрактов и протоколов о намерениях достиг 265 млрд руб. Крупнейшими российскими контракторами стали госкорпорация "Ростех" и государственный экспортер продукции военного назначения "Рособоронэкспорт" - Ростехом было объявлено о подписании соглашений на 230 млрд руб. на поставку 161 единицы авиатехники, в том числе 77 самолетов (58 лайнеров Sukhoi Superjet, 100 и 19 региональных Ил-114-300), а Рособоронэкспортом было заявлено о подписании 13 экспортных контрактов на поставку вооружений и военной техники (в их числе - истребители Су-30СМЭ, вертолеты Ми-35М и Ми-17В5, радиолокационная техника, ПЗРК, авиационные средства поражения, бронетанковая и автомобильная техника) на сумму более миллиарда евро, а также о проведении в ходе авиасалона презентаций основных продвигаемых на мировом рынке образцов самолетов, вертолетов, средств ПВО и РЭБ для более чем 30 делегаций из 20 стран.
Внешнеторговые контракты подписали российские гражданские компании. Так, например, холдинг "Технодинамика" и Zen Technologies Limited подписали документ о стратегическом партнерстве на рынке Индии в гражданской сфере, а Государственная транспортная лизинговая компания и ООО "Индустриальные Дроны" подписали с бразильской компанией "BirdView Drone BioControl" соглашение о намерениях по экспорту беспилотных летательных аппаратов российского производства, ОДК-Климов подписала ряд соглашений по выстраиванию системы послепродажного обслуживания и ремонта вертолетных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 в Беларуси, Кыргызстане и Узбекистане.
В числе крупнейших внутренних сделок были отмечены контракты Корпорации "Иркут" и компании "ПСБ Лизинг" с российскими авиаперевозчиками на поставки лайнеров Sukhoi Superjet 100 - в общей сложности 40 машин; контракт холдинга "Вертолеты России" с "ЮТэйр-вертолетные услуги" на поставку 50 вертолетов Ми-8АМТ; и лизинговый контракт компании "ПСБ Лизинг" с Национальной службой санитарной авиации на 66 вертолетов санавиации Ми-8МТВ-1 и "Ансат".
Ряд контрактов на полях МАКС-2021 подписали американская корпорация "Boeing" и европейский концерн "Airbus". Boeing - с российской Объединенной авиастроительной корпорацией на поставку программных продуктов для лайнеров Sukhoi Superjet-100, а концерн "Airbus" - с авиакомпанией "Air Manas" по сервисному обслуживанию лайнеров A220, также анонсировав поставку российской авиакомпании "Азимут" в 2022-2024 гг. шести самолетов A220-300.
Мероприятия для молодежи и студентов
Уже традиционно значительную часть деловой программы МАКС-2021 составили мероприятия для студентов российских вузов и средне-специальных учебных заведений. Ключевым событием стал проведенный 23 июля "День студента" с открытым посещением авиасалона для учащихся очной формы обучения. Мероприятие дало будущим специалистам возможность принять участие в деловой программе салона, ярмарках вакансий, профориентационных мероприятиях, посетить лекции и мастер-классы, мероприятия проводимые в рамках выставки авиационно-технического творчества молодежи в разделе Future hub/"Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи".
Заметным событием в рамках молодежной программы стал организованный Благотворительным фондом "Система" (входит в Группу АФК "Система") проект "Лифт в будущее", включавший серию мероприятий для подростков по ознакомлению авиасалоном, профессиями аэрокосмической отрасли, известными личностями в мире авиации и космонавтики, участия в волонтерской программе и профориентационных мероприятия на площадке Future Hub, а также проведение он-лайн трансляций и репортажей, которые собрали более миллиона зрителей на канале проекта (3).
Масштабное участие в разделе "Future Hub" приняла американская корпорация "Boeing", проведшая ряд профориентационных мероприятий, лекций и мастер-классов для российских молодых специалистов и школьников, принимающих участие в программе "Авиация от А до Я", организованной российским представительством Boeing совместно с некоммерческой организацией Junior Achievement / "Достижения молодых".
Как сообщалось организаторами, в рамках программы авиасалон посетили более 4 тыс. учащихся (2). Авиасалон МАКС является единственным из крупнейших международных авиакосмических форумов, в рамках которого реализуется масштабная специальная программа для молодежи и учащихся - авиасалоны "Le Bourget", "Farnborough" и Берлинский авиасалон ILA подобные программы не проводят.
Демонстрационная программа
В рамках демонстрационной программы МАКС-2021 были представлены новейшие образцы авиатехники российских разработчиков, презентации которых стали стержневыми событиями авиасалона.
Ключевым экспонатом авиасалона МАКС-2021, безусловно, стал демонстрировавшийся прототип перспективного легкого тактического истребителя пятого поколения Checkmate разработки компании "Сухой" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Госкорпорации "Ростех"). Новая платформа, предварительно уже именуемая Су-75, является квинтэссенцией компетенций отечественных разработчиков боевых авиационных платформ, сочетая в себе инновационные технические решения и технологии - как отработанные на тяжелом истребителе Су-57, так и перспективные, включая поддержку работы пилота средствами искусственного интеллекта.
Новинка не является красивым рекламным концептом - как сообщил СМИ глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, серийный самолет будет предложен заказчикам в 2026 г. В презентационных материалах и интервью разработчики особо акцентировали внимание на экспортной ориентированности новой машины, которая составит конкуренцию западным истребителям. Речь идет о машинах легкого класса - американском истребителе пятого поколения F-35 и новейшей модификации шведского JAS-39 Gripen. В частности, генеральный директор Госкорпорации "Ростех" в числе потенциальных заказчиков обозначал страны Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.
Заметными премьерами МАКС-2021 стали магистральный самолет МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14 (на настоящее время более 80% всех комплектующих лайнера производится в России), региональный турбовинтовой самолет Ил-114-300, легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 "Байкал", созданный для замены парка Ан-2, и линейка новейшей вертолетной техники разработки холдинга "Вертолеты России".
Традиционным украшением авиасалона стала масштабная летная программа с выступлениями пилотажных групп Воздушно-космических сил России - "Русских Витязей", "Стрижей", "Соколов России", "Беркутов", а также приглашенной индийской пилотажной группы "Sarang" (на многоцелевых вертолетах ALH Dhruv). Всего в демонстрационной программе МАКС-2021 экспонировалось 202 летательных аппарата, при этом на статической экспозиции демонстрировались 133 единицы и более 80 приняли участие в летной программе.
Работу МАКС-2021, традиционно широко освещали российские и зарубежные СМИ - всего были аккредитованы 2 600 журналистов. При этом некоторое сокращение количества представителей СМИ не сказалось на информационном освещении форума и компенсировалось проведением устроителем онлайн трансляций мероприятий. МАКС-2021 посетили 135,02 тыс. специалистов и гостей, что значительно меньше показателей прошлых лет и связано исключительно с введенными организаторами санитарно-эпидемиологическими ограничениями. При этом, согласно статистике, за ходом авиасалона на официальном сайте следили 328 тыс.человек, а охват в социальных сетях оценивался в 2,1 млн пользователей.
1. MAKS-2021 Official Show-Daily (Официальное издание Международного авиакосмического салона МАКС-2021), №1, 20.07.2021
2. Итоги "Дня студента" - четвертого дня работы авиасалона МАКС-2021 // Специальный пресс-релиз АО "Авиасалон", 23.07.2021
3. Итоги "Дня студента" - четвертого дня работы авиасалона МАКС-2021 // Специальный пресс-релиз АО "Авиасалон", 23.07.2021...
Авторские права на данный материал принадлежат «Российский совет по международным делам». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 6, 2024
В аэропорту Пулково увеличилась пропускная способность зоны регистрации
Май 6, 2024
В Амурском авиационном соединении командования дальней авиации переводят авиационную технику на летний период эксплуатации
Май 6, 2024
ФАС потребовала объяснений от авиакомпаний по поводу растущих цен на авиаперелеты
Май 6, 2024
Число пассажиров кировского аэропорта продолжает расти