О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Запад запрещает поставки иностранных самолетов и запчастей в Россию: На чем теперь будем летать

Эксперты предполагают, что желающие возить наших граждан найдутся. Но отечественные перевозчики понесут потери

Противовоздушая атака

Итак, какие санкции против российской авиации уже успели ввести западные страны?

Первое: многие страны (около 40 стран и список продолжает пополняться) закрыли для российских самолетов свое воздушное пространство. Это практически вся Европа (за редким исключением, типа Сербии) и Канада. Росавиация зеркально закрывает наше небо.

Кто тут кого больше наказывает, вопрос интересный. Например, полет из Лондона в Токио вместо 9,5 часов напрямую теперь будет длиться около 17 часов с пересадкой. Пропорционально увеличится и цена билетов. Кстати, США ограничились санкциями конкретно против "Аэрофлота", а полностью свое небо для России не закрыли (во всяком случае пока). И продолжают летать по кросс-полярным маршрутам через российскую территорию, получив в сравнении с европейскими компаниями прекрасное конкурентное преимущество.

Второго рода санкции хуже. Они касаются запрета российским авиакомпаниям использовать европейские самолеты (про американские пока ничего не объявлялось), а также получать запчасти к ним, ремонт, техобслуживание (кроме предполетной подготовки) и т. п. На лизинг это тоже распространяется.

Лизинг - это долгосрочная аренда. Лизинговая компания покупает у производителя самолеты, регистрирует их и сдает в аренду авиакомпаниям. Она же обеспечивает ремонт и дополнительное обслуживание (если этого не делает производитель). И следит за тем, чтобы самолеты использовались в соответствии со всеми правилами. Крупнейшая мировая лизинговая компания - ирландская AerCap. "Аэрофлот" и S7 - клиенты AerCap. Судя по всему, в собственности наших авиакомпаний иностранных самолетов очень мало. Отечественные "суперджеты" у наших авиакомпаний тоже на правах лизинга, но через российские лизинговые структуры типа Сбербанк Лизинг и ВТБ Лизинг.

- В том документе, который опубликовали европейцы, есть неоднозначные формулировки, их можно трактовать по-разному. Поэтому не до конца понятно, о каких самолетах речь: европейского производства, или зарегистрированных в Европе, или принадлежащих европейским лизинговым компаниям. Но, судя по всему, имеются в виду все три случая, - прокомментировал "КП" ситуацию главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.

Немного пояснений. Самолеты европейского производства - это в основном "Эйрбасы". Европейским же лизинговым компаниям могут принадлежать не только они. Но и, например, "боинги". И хотя США на самолеты своего производства санкции пока не распространяли, получается, что часть "боингов" тоже могут оказаться "санкционными". Кроме того, о планах разорвать сотрудничество с российскими перевозчиками объявил и сингапурский лизингодатель, у которого есть европейские подразделения - в Дублине и Лондоне.

- Некоторые наши компании уже получили уведомления (о том, что должны вернуть самолеты лизингодателю до 28 марта, - Ред.). Некоторые не получили. Самолеты пока не изымают. Был один случай у "Победы", которой пришлось оставить самолет в Стамбуле, на нейтральной территории, по запросу Ирландии, страны регистрации борта (там находится лизинговая компания - Прим. Ред.), - говорит Роман Гусаров. - Европейские "хозяева" самолетов сами оказались в сложном положении. При нынешней ситуации на рынке авиаперевозок им некуда девать сразу столько российских бортов, это колоссальные убытки.

Много ли у нас отечественных самолетов

Около 40% бортов в наших авиакомпаниях - европейские "Эйрбасы". На втором месте, с очень небольшим отрывом, - "боинги". Есть немного канадских и бразильских самолетов. Бразилия о санкциях ничего не говорила, но где реально зарегистрированы эти борта - судить сложно.

На отечественные самолеты, согласно тем данным, которые есть о нашем авиапарке у Росавиации, приходится чуть меньше 20%. Но и тут проблемы, поскольку часть комплектующих у них - европейские (как и у американского "Боинга"). Поставки полностью импортозамещенного "Суперджета" планировались только с 2024 года.

- Кроме того, те отечественные самолеты, которые есть, - ближнемагистральные либо вообще регионального класса, - поясняет Гусаров. - "Суперджет" не рассчитан на полеты из Москвы или Санкт-Петербурга в города Сибири, не говоря уж о Владивостоке. А серийное производство среднемагистрального МС -1 только начинается. Дальнемагистральных же вообще нет - разве что расконсервировать те самолеты, которые сейчас не используются и были отправлены на хранение.

Как перемещаться-то будем

Как утверждают авиаэксперты, граждане, которые боятся не попасть на курорты Турции и Египта, могут успокоиться.

- Наших туристов туда без особых проблем и с большим удовольствием отвезут авиакомпании из стран, которые не присоединились к санкциям, - турецкие, китайские, южнокорейские. Они не упустят такой шанс заработать, - уверен Роман Гусаров.

С европейской частью России особых проблем тоже нет. Если не хватит "суперджетов", здесь, в конце концов, можно на поезде доехать, автобусе и личном авто.

- Главные проблемы ожидаются с Сибирью и Дальним Востоком, - говорит эксперт. - Решения в принципе существуют. Например, пустить туда зарубежные азиатские авиакомпании. Скажем, корейский борт из Сеула следует во Владивосток, забирает там пассажиров и летит дальше в Москву. То есть парализовать страну и лишить людей возможности по ней передвигаться не получится. Но, к сожалению, российские авиакомпании понесут потери.

Справка "КП"
Только цифры

Российские и советские самолеты в топ-20 российских авиакомпаниях

"Аэрофлот": 9 "Суперджетов"

"Россия": 67 "Суперджетов"

Red Wings: 15 "Суперджетов", 1 Ту-204

"Ямал": 15 "Суперджетов"

"Якутия": 4 "Суперджета"

"Алроса": 2 Ту-154М, 4 Ан-24 и 26

"ИрАэро": 7 "Суперджетов", 20 Ан-24 и 26

"Азимут": 15 "Суперджетов"

(По данным Росавиации)

Импортная техника в топ-5 наших авиакомпаний
  • "Аэрофлот": Airbus - 117, Boeing - 59
  • S7 ("Сибирь", без "Глобуса"): Airbus - 66, Boeing - 19, Embraer (Бразилия) - 17
  • "Россия": Airbus - 28, Boeing - 31
  • Utair: ATR (франко-итальянский концерн) - 15, Boeing - 44
  • "Уральские авиалинии": Airbus - 54
(По данным Росавиации)...
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка