47news
3 марта 2022, 17:29
Сплюньте. Почему станем реже летать, дороже платить и чаще ругаться в аэропортах
Санкции Евросоюза и США коснулись самой понятной простым людям сферы - гражданской авиации
Это цитата от Владимира Высоцкого, а о последствиях санкций 47news расспросил одного из лучших авиационных журналистов Андрея Меньшенина.
- Это означает, что у российских компаний, выполняющих техническое обслуживание самолетов, не будет запчастей - их перестанут поставлять производители. А еще нашим авиакомпаниям будет трудно найти тех, кто что-то починит в их самолетах за рубежом, - разводит руками Андрей Меньшенин.
- И сколь долго наши самолеты пролетают без техобслуживания?
- В авиации есть такой термин "техобслуживание по состоянию", когда самолет летает при отказах каких-то дублирующих систем. Самые важные системы в самолете дублируются, и существует Minimum Equipment List (MEL), перечень минимального исправного оборудования. Он для каждого типа воздушного судна свой, даже для разных типов полетов - дневных и ночных - тоже свой. Это список неисправностей, с которыми можно летать. Логика: если у второго кресла в третьем ряду сломалась спинка, на безопасность полетов это не повлияет, можно поднимать судно в воздух. То же касается разных приборов, которые многократно дублируются. Пока этот список соблюдается, на самолете можно летать. Кроме того, каждое воздушное судно должно с определенной периодичностью проходить техобслуживание. Различают A, B, C, D-check - формы обслуживания самолетов, которые проводятся регулярно с разными временными интервалами.
- И, все-таки, сколько наши самолеты пролетают без импортных запчастей?
- На такой вопрос нет ответа, я же не знаю, когда возникнет отказ, влияющий на безопасность полетов, это случайное событие. Нельзя сказать, что условно через полгода все самолеты приземлятся. Может, они год еще спокойно пролетают, может и больше. А, может, через полгода случится какая-то аномалия, и они не смогут летать.
28 февраля стало известно, что ведущие мировые производители моторов и запчастей для самолетов прекратили сотрудничество с авиакомпаниями из России. Это может привести к невозможности техобслуживания самолетов Airbus и Boeing. Среди авторов заявления концерн CFM International (совместное предприятие GE Aviation (подразделение General Electric в США) и Safran Aircraft Engines (Франция). Его основная продукция - авиадвигатели. По данным РБК, российские авиакомпании используют около 800 двигателей CFM56. Ими оснащаются самые популярные у перевозчиков самолеты Airbus A320 и Boeing 737.
- Что может стать такой аномалией?
- Не НЛО, если вы об этом подумали. Например, в какой-то аэропорт поставят загрязненное топливо, и все заправившиеся им самолеты получат повреждения двигателей. Да, это из области фантастики, но всякое бывает. Лично мне интересно, откуда тогда наши авиакомпании возьмут запчасти для Airbus и Boeing.
- То есть, основное отличие новой ситуации в том, что…
- Значительно вырастут расходы авиакомпаний на поддержание летной годности самолетов. Нужны будут меры поддержки перевозчиков, но здесь трудно что-то придумать. Конечно, регулятор может смягчить требования к обслуживанию воздушных судов, но тогда резко вырастут риски выполнения полетов и эксплуатации самолетов.
- Неужели это делают только с помощью фирменных запчастей? Неужели не наше теперь все - не Китай?
- Наличие серого рынка запчастей зависит от модели самолета. Есть прямая связь возможности приобрести нефирменную запчасть и возраста воздушного судна. Если самолет старый, то, скорее всего, производитель уже перестал выпускать запчасти для него, и кто-то занял эту нишу. Еще есть рынок бэушных запчастей, которые можно использовать. Если же мы говорим про новые самолеты, которые изготовлены 2-3-5 лет назад и которых, замечу, в российской авиации большинство, то запчасти к ним можно найти только у лицензионных производителей.
- И чем такое закончится?
- Окончанием полетов при пессимистичном сценарии. Но до этого еще далеко. Это годы.
- Можно ли сказать, что в ближайшие лет пять мы вообще ничего не почувствуем?
- Не знаю. У большинства российских авиакомпаний самолеты в лизинге, и большинство лизингодателей потребовали их назад. Некоторые авиакомпании, в частности, "Аэрофлот", предложил выкупить лизинговые самолеты. Естественно, когда самолет в лизинге, требования к его техобслуживанию более жесткие, потому что ответственность за самолет несет лизингодатель - это его собственность. Когда самолет в собственности авиакомпании, и она не может получить полноценное лицензионное обслуживание, приходится искать какой-то выход. Мы сейчас не знаем, каким он будет - поможет условный Китай, открыв у себя производство Airbus, или российские авиакомпании откажутся от всех типов воздушных судов, лишившихся лицензионного обслуживания - это все Airbus и Boeing - и пересядут только на российские и китайские самолеты, или случится что-то еще.
2 марта американская компания Boeing заявила о приостановке поставок запчастей и технического обслуживания своих самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями. По сообщениям СМИ, Boeing также закрыл свое представительство на Украине, приостановил работу московского учебного центра подготовки пилотов.
- Вообще, это не первый таран для российских авиакомпаний. Covid тоже немало крови попортил.
- Ну да. Кроме топовой четверки ("Аэрофлот", "Россия", "Победа" и "Сибирь") все чувствуют себя не очень. В России нет крупных авиакомпаний, у которых бы флот состоял только из судов российского производства. В основном это мелкие региональные перевозчики на советских Ан-24. Выделяется лишь "Азимут", который связывает разные регионы на российских Superjet.
- Насколько я помню, в Советском Союзе мы на Airbus и Boeing не летали, все довольствовались "Яками" и "Туполевыми". Есть возможность вернуть этих производителей?
- Теоретически да. У нас есть региональный самолет Superjet, который за первые годы эксплуатации прилично испортил себе репутацию из-за плохой поставки запчастей. У "Аэрофлота" многие Superjet стояли на земле, потому что из-за задержек запчастей их невозможно было обслуживать.
- Но там же запчасти тоже не все российские.
- Да, большой процент из Европы и Америки. Поэтому демарш зарубежных поставщиков ударит не только по Airbus и Boeing - достанется и Superjet, и новому российскому самолету МС-21, он тоже состоит в большом количестве из иностранных комплектующих. Вообще, все современные самолеты продукт не одной страны, а многих.
По данным РБК, с нехваткой запчастей могут столкнуться и российские самолеты Superjet. Они оснащаются российско-французскими моторами SaM146, ряд деталей производит CFM International, заявивший о прекращении сотрудничества с российскими авиакомпаниями.
- В общем, собственного гражданского судостроения с приличной степенью локализации в России нет.
- Такого давно уже нигде нет, разве что в Китае, но даже там, наверняка, есть что-то иностранное. Они начали делать среднемагистральный самолет Comac (Commercial Aircraft Corporation of China). Это один из возможных конкурентов МС-21, он в том же сегменте. Но пример Superjet показывает: недостаточно сделать самолет, надо наладить систему его техподдержки.
- Мы даже свой самолет не можем поддерживать…
- Именно поэтому проект Superjet поначалу оказался экономически провальным. Тут суть - чтобы нужная запчасть оказалась в нужный момент в нужном месте. У нас такое пока не получается.
- А что насчет навигационного обеспечения?
- Поставок навигационных баз санкции пока не коснулись. Файлик с навигационной базой данных обновляется каждый месяц. Там написано, в какой точке какие навигационные средства находятся, какие у них частоты, магнитные курсы взлетно-посадочных полос. Еще чаще обновляются навигационные карты - там основные поставщики американский Jeppesen и европейский Lido.
- Для нас закрыто небо Европы, Америки, но открыто Азии, Китая - всего востока, фактически. Что мешает пользоваться их навигационной поддержкой?
- Они пользуются теми же навигационными продуктами. Авиация - это отрасль с наибольшей степенью общемировой коллаборации.
- Можно же все перекупать у того же Китая. Посредник купит необходимое у европейского или американского производителя, а наши авиакомпании - у посредника.
- Тогда вам не захочется летать на самолетах, потому что ценник вырастет так, что станет больно.
- А как летали самолеты в Советском Союзе?
- У них не было бортовых компьютеров. В ТУ-154 вместо бортового компьютера за спиной командира судна сидел штурман, который высчитывал курсы по картам.
- Мы к такому не вернемся?
- Надеюсь, что нет. Это антиэволюция. За последние десятилетия сильно увеличилось количество перевозок, сократились безопасные интервалы между самолетами, поскольку современное оборудование стало позволять им летать ближе друг к другу - компьютеры рассчитывают курсы быстрее человека и с меньшими боковыми отклонениями. Стало как бы больше места в небе.
- Что первое почувствуем мы с вами как пассажиры в связи с событиями в авиации?
- Рост цен на билеты. Авиакомпаниям придется как-то обеспечивать свои риски, а они выросли в несколько раз. Им все равно придется находить запчасти, это будут окольные пути, которые дороже стоят, и нам придется за них платить. А еще речь пойдет о потенциальном ухудшении безопасности полетов.
- Самолеты могут начать разбиваться? Извините.
- Сплюньте, что вы такое говорите. Я имел в виду, что самолеты будут чаще оставаться на земле, а мы с вами будем сидеть в залах ожидания и ругаться. Для авиакомпаний это убытки - самолет приносит прибыль только, когда он в воздухе. Значит, цены на билеты опять вырастут, и мы опять будем ругаться....
Авторские права на данный материал принадлежат «47news». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции